Философия как разновидность мировоззрения
Вопрос № 1.
Предмет, функции и специфика философского знания в системе духовной культуры
Лекция 1.
Предмет, функции и специфика философского знания в системе духовной культуры. Мифорелигиозная, философская и научная картины мира. Философия, её роль в жизни общества и человека
1. Философия - специфический способ духовно - теоретического освоения мира. Сущность философии - осмысление всеобщих проблем мира и человека через призму человеческого существования. Философия как теоретическое мировоззрение.
2. Предмет философии. Историческое изменение предмета философии. Проблема основного вопроса философии.
3. Специфика философского знания и методы решения философских вопросов (авторитарный или догматический, умозрительный или спекулятивный метод самопознания человека или субъективистский, диалектический).
4. Предназначение и функции философии. Роль философии в системе культуры.
1.2. Мифорелигиозная, философская и научная картины мира. Философия, её роль в жизни общества и человека
1. Философия и мифология (мифы: космогонические, антропогонические, о культурных героях, эсхатологические)
2. Философия и наука (квазинаука, паранаука, девиантная наука), основные этапы понимания их взаимосвязи (натурфилософский, позитивистский, антиинтеракционист-ский подходы). Современная картина мира.
3. Логика и философия. Основные законы формальной логики, логический парадокс и софизм.
4. Основные разделы современной философии и специфика её проблем.
Ключевые слова: умозрение, мировоззрение, эклектика, софистика, монизм, дуализм, плюрализм, антропоцентризм, сциентизм, антисциентизм, мудрость, агностики, гностики, вера, знания, натурфилософия, позитивизм, постпозитивизм, бытие, сознание, материализм, идеализм, диалектика, метафизика, релятивизм, иррационализм, логика (как выводное знание), оракул, пифия, семь мудрецов, майевтика, общая картина мира.
Мировоззрение— целостный взгляд на мир и место человека в нем.
В истории человечества выделяются три основные формы мировоззрения:
• мифология;
• религия;
• философия.
2. Мифология— форма общественного сознания, мировоззрение древнего общества, которое совмещает в себе как фантастическое, так и реалистическое восприятие окружающей действительности.
Как правило, мифы пытаются дать ответ на следующие
основные вопросы:
• происхождение Вселенной, Земли и человека;
• объяснение природных явлений;
• жизнь, судьба, смерть человека; деятельность человека и его достижения;
• вопросы чести, долга, этики и нравственности.
Чертами мифа являются:
• очеловечивание природы (антропоморфизм -греки и зооморфизм -египтяне) ;
• наличие фантастических богов, их общение, взаимодействие с человеком;
• отсутствие абстрактных размышлений (рефлексии);
• практическая направленность мифа на решение конкретных жизненных задач (хозяйство, защита от стихии и т. д.);
• однообразие и поверхность мифологических сюжетов.
Религия— форма мировоззрения, основанная на вере в наличие фантастических, сверхъестественных сил, которые влияют на жизнь человека и окружающий мир.
Основными мировыми религиями являются:
• христианство;
• ислам;
• буддизм.
Философия— особый, научно-теоретический тип мировоззрения. Философское мировоззрение отличается от религиозного и мифологического тем, что оно:
• основано на знании (а не на вере либо вымысле);
• рефлексивно (имеет место обращенность мысли на саму себя);
• логично (имеет внутреннее единство и систему);
• опирается на четкие понятия и категории.
Таким образом, философияпредставляет собой высший уровень и вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, системностью, логикой и теоретической оформленностью.
Философия как мировоззрение прошла три основные стадии своей эволюции:
• космоцентризм;
• теоцентризм;
• антропоцентризм.
Космоцентризм — философское мировоззрение, в основе которого лежит объяснение окружающего мира, явлений природы через могущество, всесильность, бесконечность внешних сил — Космоса и согласно которому все сущее зависит от Космоса и космических циклов (данная философия была свойственна Древней Индии, Древнему Китаю, иным странам Востока, а также Древней Греции).
Теоцентризм - тип философского мировоззрения, в основе которого лежит объяснение всего сущего через господство необъяснимой, сверхъестественной силы - Бога (был распространен в средневековой Европе).
Антропоцентризм — тип философского мировоззрения, в центре которого стоит проблема человека