Лекция.

Агенты и институты культуры

Культурное наследие — часть материальной и духовной культуры, созданная прошлымипоколениями, выдержавшая испытание временем и передающаяся следующим поколениям как нечто ценное и почитаемое.

Культурный комплекс — совокупность культурных черт или элементов, возникших на базе исходного элемента и функционально с ним связанных.

Примером служит спортивная игра, в частности, футбол.

С ним связаны стадион, болельщики, рефери, спортивная одежда, мяч, пенальти, форвард, билеты и мн. др.

Культурным комплексом могут являться частные собрания картин и антикварных предметов, галереи и музеи, художественные стили и направления, научные теории и школы, науки и научные дисциплины, философские и религиозные учения и т. д.

В культурной статике элементы разграничены во времени и пространстве. Поскольку культурный комплекс есть функционально взаимосвязанная совокупность элементов культуры, то и он может быть пространственным и временным.

Под пространственным культурным комплексом в данном случае понимается культурный ареал, а под временным — культурное наследие.

Культурный ареал — географический регион, включающий ряд обществ, наделенных одними итеми же либо сходными чертами или разделяющих доминирующую культурную ориентацию (например, скотоводство — отличительный признак обществ восточноафриканского культурного ареала).

Теорию культурного ареала разработал американский антрополог А. Кребер. К примеру, славянская культура включает русскую, украинскую, болгарскую, белорусскую и некоторые другие субкультуры или национальные культуры.

Границы культурного ареала необязательно совпадают с государственными или с рамками данного общества.

Далеко не все из того, что создано руками и умом человека,

удостаивается этого названия.

Культурное наследие часто идеализируется. Положительные стороны преувеличиваются, а негативные — преуменьшаются.

В конечном итоге наследие становится фактором сплочения нации, средством объединения в периоды кризисов и нестабильности.

По аналогии с агентами и институтами социализации, о которых речь пойдет дальше, целесообразно различать агентов и институты культуры.

Их можно также именовать субъектами культуры, если пользоваться философской терминологией.

К агентам культуры относятся большие социальные группы, малые социальные группы, индивиды.

Малые социальные группы подразделяются на:

■ добровольные профессиональные ассоциации, объединяющие творцов культуры, способствующие их профессиональному росту, защищающие их права и способствующие распространению культурных ценностей;

■ специализированные объединения и кружки, например, кружок петрашевцев;

■ круг поклонников отдельных видов искусства, музыкальной группы, определенной религии;

■ культурные срезы, представляющие собой размытое (неопределенное) множество людей, принадлежащих к интеллигенции и осуществляющих духовную поддержку либо культуре в целом, либо ее отдельным видам и направлениям,

■ семьи, в которых происходит первичная социализация и инкультурация человека.

Большие социальные группы подразделяются на:

■ этносы (племя, народность, нация), представляющие собой устойчивые межпоколенныеобщности людей, объединенные общей исторической судьбой, общими традициями и культурой, особенностями быта, единством территории и языка;

■ профессиональные группы создателей, исследователей, хранителей и исполнителей художественных произведений, в частности музыковеды, краеведы, этнографы, филологи, философы, критики, цензоры, архитекторы, реставраторы;

■ непрофессиональные группы, в той или иной форме приобщенные к культуре, например зрители, читатели, поклонники;

■ аудитории: читательская, зрительская.

Особую категорию субъектов культуры составляют вкладчики — люди, которые способствовали позитивным изменениям в культуре. Эта категория распадается на несколькогрупп:

1) создатели художественных произведений — поэты, писатели, композиторы, художники;

2) меценаты, спонсоры, т. е. инвесторы культуры;

3) распространители культурных ценностей — издатели, конферансье, лекторы, дикторы;

4) потребители культурных ценностей — публика, аудитория;

5) цензоры — литературные редакторы, главные редакторы, литературные цензоры, следящие за соблюдением правил;

6) организаторы — царь Петр, министр Фурцева, мэр Лужков.

К институтам культуры следует относить учреждения и организации, создающие, исполняющие, хранящие, распространяющие художественные произведения, а также спонсирующие и обучающие население культурным ценностям, в частности академии наук, школы и вузы, министерства культуры и образования, галереи, библиотеки, стадионы, учебно-воспитательные комплексы, театры и др.

Таково первое, но не единственное понимание культурного института. Второе его значение выводит нас на устоявшуюся социальную практику.

К примеру, цензура не всегда представлена, подобно музею или библиотеке, многоэтажным зданием или разветвленной организацией. Цензуру следует именовать социальной или культурной практикой, а

не учреждением.

Литературные критики и обозреватели, жюри, присуждающие призы и премии, а также публичные библиотеки, школы и университеты тоже называются культурными институтами, способствующими продвижению литературы на рынок и распространению среди читателей.

Культурными институтами выступают такие группы населения и явления, которые на первыйвзгляд трудно причислить к ним. Например, в числе культурных институтов называют институты английских дворецких, промышленных инструкторов, опекунства, частного образования, гувернерства.

 

Туберкулез легких.

Туберкулез - это инфекционное заболевание, характеризующееся образованием специфических гранулем в различных органах и тканях, вызываемое микобактериями туберкулеза (Mycobacteriumtuberculosis).

Туберкулез - одно из наиболее распространенных и грозных инфекционных заболеваний, известных человеку с древних времен. Название болезни происходит от латинского слова tuberculum - бугорок, а наука, изучающая данную патологию называется фтизиатрия, от греческого phthisis - чахнуть. Старые названия этого заболевания - бугорчатка и чахотка. Уже в самих этих названиях заложены наиболее частые симптомы заболевания.