Основные функции культуры

Артефакты отличаются тем, что они созданы человеком, имеют определенное символическое значение, выполняют определенную функцию и представляют известную ценность для группы или общества.

Структура культуры

Фольклор, духовные представления, верования, язык и многое другое.

Культура народа — это его образ жизни, его одежда, жилище, кухня,

В ней выражены характерные черты данного общества, нации, группы. Благодаря этому общества, нации и группы различаются именно своей культурой.

Культура — совокупность символов, верований, ценностей, норм и артефактов.

В культуру входят также социально-бытовые установки, принятые в обществе жесты вежливости и приветствия, походка, этикет, гигиенические привычки. Домашняя утварь, одежда, орнамент, фольклор — все это имеет этническую тональность и передается из поколения в поколение, образуя этнический стиль. Надписи в подъезде и на заборах, далеко не всегда соответствующие нормам литературного языка, также выражают определенную культуру, а точнеесказать, молодежную субкультуру.

В культурологии, как и в социологии, выделяются две основные части — культурная статикаи культурная динамика.

Первая описывает культуру в состоянии покоя, вторая — в движении.

Культура зарождается, распространяется, разрушается, сохраняется, с ней происходит множество всевозможных метаморфоз.

Это сложная система, которая создавалась тысячами поколений людей.

Большинство ученых сходится во мнении, что культура имеет два измерения — материальноеи нематериальное.

Материальные памятники культуры более долговечны. Археологи раскапывают стоянки древних людей, живших сотни тысяч имиллионы лет назад, обнаруживают костные останки, примитивные орудия труда (так называемые чопперы) и по ним восстанавливают образ жизни, верования, обряды и идейный мир наших предков.

О современной культуре можно судить по материальным и нематериальным элементам культуры, но о древней — только по материальным.

Таким образом, материальные памятники долговечнее и хранят больший объем информации, чем нематериальные.

Материальная культура включает физические объекты, созданные руками человека (их называют артефактами): паровая машина, книга, храм, орудие труда, жилой дом, галстук, украшение, плотина и многое другое.

Нематериальную, или духовную культуру образуют нормы, правила, образцы, эталоны, модели и нормы поведения, законы, ценности, церемонии, ритуалы, символы, мифы, знания, идеи, обычаи, традиции, язык.

Они тоже результат деятельности людей, но сотворены не руками, а разумом.

Нематериальные объекты нельзя слышать, видеть, осязать, они существуют в нашем сознании и поддерживаются человеческим общением.

Мосты или храмы существуют очень долго, а церемонии или обряды — только то время, пока их соблюдают.

Церемония бракосочетания длится несколько часов, хотя через нее неоднократно проходят люди.

Церемония, как и любой другой объект нематериальной культуры, нуждается в материальном посреднике.

Знания выражаются через книги, обычай приветствия — через

рукопожатие или произнесение слов.

Ношение галстука — это тоже ритуальное или символическое действие, часть светского этикета. Оно было бы невозможным, если бы не участие материального посредника — галстука.

Сам галстук является артефактом.

Традиционный для философии вопрос — что первично: материя или дух — в культурологи решается иначе, чем принято.

В культуре первично значение и символ, а не вещь и материал.

Материал, из которого изготовлена книга, в культуре вторичен, а содержание передаваемой информации, рассуждений, мысли первично.

Их можно донести до аудитории и другим способом, помимо книги, например воспользовавшись радио, телевидением или Интернетом.

Но такое можно сказать, разумеется, не обо всех элементах культуры.

К примеру, одежда выполняет две функции: физическую, так как защищает тело от холода, и культурную, поскольку служит украшением.

Для северных народов важнее качество материала, из которого изготовлена одежда.

Шкура животного, даже никак не украшенная, вполне сгодится для утилитарных целей.

У южных народов — все наоборот. Там настолько тепло, что вполне можно обходиться без рубашек, брюк и пальто.

Некоторые дикие племена носят вместо одежды украшения из раковин и всевозможные бусы.

Здесь первичной была культурная функция, а вторичной — материальная.