Основные функции культуры
Артефакты отличаются тем, что они созданы человеком, имеют определенное символическое значение, выполняют определенную функцию и представляют известную ценность для группы или общества.
Структура культуры
Фольклор, духовные представления, верования, язык и многое другое.
Культура народа — это его образ жизни, его одежда, жилище, кухня,
В ней выражены характерные черты данного общества, нации, группы. Благодаря этому общества, нации и группы различаются именно своей культурой.
Культура — совокупность символов, верований, ценностей, норм и артефактов.
В культуру входят также социально-бытовые установки, принятые в обществе жесты вежливости и приветствия, походка, этикет, гигиенические привычки. Домашняя утварь, одежда, орнамент, фольклор — все это имеет этническую тональность и передается из поколения в поколение, образуя этнический стиль. Надписи в подъезде и на заборах, далеко не всегда соответствующие нормам литературного языка, также выражают определенную культуру, а точнеесказать, молодежную субкультуру.
В культурологии, как и в социологии, выделяются две основные части — культурная статикаи культурная динамика.
Первая описывает культуру в состоянии покоя, вторая — в движении.
Культура зарождается, распространяется, разрушается, сохраняется, с ней происходит множество всевозможных метаморфоз.
Это сложная система, которая создавалась тысячами поколений людей.
Большинство ученых сходится во мнении, что культура имеет два измерения — материальноеи нематериальное.
Материальные памятники культуры более долговечны. Археологи раскапывают стоянки древних людей, живших сотни тысяч имиллионы лет назад, обнаруживают костные останки, примитивные орудия труда (так называемые чопперы) и по ним восстанавливают образ жизни, верования, обряды и идейный мир наших предков.
О современной культуре можно судить по материальным и нематериальным элементам культуры, но о древней — только по материальным.
Таким образом, материальные памятники долговечнее и хранят больший объем информации, чем нематериальные.
Материальная культура включает физические объекты, созданные руками человека (их называют артефактами): паровая машина, книга, храм, орудие труда, жилой дом, галстук, украшение, плотина и многое другое.
Нематериальную, или духовную культуру образуют нормы, правила, образцы, эталоны, модели и нормы поведения, законы, ценности, церемонии, ритуалы, символы, мифы, знания, идеи, обычаи, традиции, язык.
Они тоже результат деятельности людей, но сотворены не руками, а разумом.
Нематериальные объекты нельзя слышать, видеть, осязать, они существуют в нашем сознании и поддерживаются человеческим общением.
Мосты или храмы существуют очень долго, а церемонии или обряды — только то время, пока их соблюдают.
Церемония бракосочетания длится несколько часов, хотя через нее неоднократно проходят люди.
Церемония, как и любой другой объект нематериальной культуры, нуждается в материальном посреднике.
Знания выражаются через книги, обычай приветствия — через
рукопожатие или произнесение слов.
Ношение галстука — это тоже ритуальное или символическое действие, часть светского этикета. Оно было бы невозможным, если бы не участие материального посредника — галстука.
Сам галстук является артефактом.
Традиционный для философии вопрос — что первично: материя или дух — в культурологи решается иначе, чем принято.
В культуре первично значение и символ, а не вещь и материал.
Материал, из которого изготовлена книга, в культуре вторичен, а содержание передаваемой информации, рассуждений, мысли первично.
Их можно донести до аудитории и другим способом, помимо книги, например воспользовавшись радио, телевидением или Интернетом.
Но такое можно сказать, разумеется, не обо всех элементах культуры.
К примеру, одежда выполняет две функции: физическую, так как защищает тело от холода, и культурную, поскольку служит украшением.
Для северных народов важнее качество материала, из которого изготовлена одежда.
Шкура животного, даже никак не украшенная, вполне сгодится для утилитарных целей.
У южных народов — все наоборот. Там настолько тепло, что вполне можно обходиться без рубашек, брюк и пальто.
Некоторые дикие племена носят вместо одежды украшения из раковин и всевозможные бусы.
Здесь первичной была культурная функция, а вторичной — материальная.