В современной России государство делегировало многие полномочия в социальной сфере на уровень субъектов РФ и ОМСУ.
1.6 Понятие муниципальной собственности: объект и субъект управления, состав
Согласно ст. 215 ГК РФ под МС понимается имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим МО.
В Конституции РФ закреплены за населением все три составляющих права С - владение, пользование и распоряжение, а за ОМСУ - право самостоятельного управления МС.
Законодательно население имеет право непосредственно участвовать в процессе управления муниципальным имуществом, но на практике, реализация данного способа управления в рамках относительно крупных МО крайне затруднительна
Объектом права МС может быть любое имущество, кроме того, что может находиться только в ведении РФ или субъекта РФ.
В МС в соответствии с законодательством могут входить (рисунок 1.6):
Рисунок 1.7 – Состав муниципальной собственности
æ средства местного бюджета, муницип. внебюджетные фонды;
æ имущество ОМСУ;
æ муницип. земли и др. природные ресурсы, находящиеся в МС;
æ муниципальные предприятия и организации;
æ муниципальные банки и др. финансово-кредитные организации;
æ муницип. жилищный фонд и нежилые помещения, муницип. учреждения образования, культуры и спорта;
æ др. движимое и недвижимое имущество.
Закон дает довольно широкий состав элементов МС. Реальное наличие такого перечня собственности создает все условия ОМСУ для обретения настоящей власти.
Общий подход к формированию состава объектов МС может основываться на принципе соответствия исполняемым на уровне МСУ функциям, которые прямо связаны с предметами ведения МСУ, определенными федеральным законодательством (131-ФЗ, ст.6).