Обсуждение сборника

· Обращаясь к выбранным вами стихотворениям, выявите основные мотивы лирики поэта.

· Найдите истоки мотивов тоски, одиночества, смерти, пронизывающих стихотворения Надсона: факты биографии, веяния времени.

По этому же плану прошли выступления других групп.

Редколлегия сборника стихотворений А.Н. Апухтина «Непризнанный поэт» выбрали стихотворения поэта, которые были положены на музыку. Сохранив предложенную структуру сборника, эта группа подготовила аудиокнигу, в которой наряду с текстовым и иллюстративным материалом есть записи романсов и ноты к ним. Данный аспект обусловил выбор и подачу материала: в книгу помимо информации о творчестве Апухтина включены биографические справки о композиторах.

Редколлегия сборника стихотворений К. К. Случевского «Поэт безвременья» исходя из особенностей его творчества назвали его поэтом диссонансов («смех в рыдании и тихий плач в веселии»). Отметили характерную черту поэзии Случевского – материализация духовного, невещественного (даже тени «лежат, навалившись одни на других»). Случевского привлекает состояние «переходности». Он фиксирует грани сна и яви, ясного сознания и безумия, фантазии и реальности, ночи и утра, жизни и смерти. Тема смерти и загробного мира, тема мирового зла перекликается с мотивами маски и актерства, грез и видений, безумия, с «кладбищенским» мотивом, который проходит через все творчество поэта. Человек в поэтическом сознании Случевского раздвоен; его мучает трагизм бытия, кошмар повседневности (подчас весьма фантастичной). Подборка стихотворений поэта служит наглядным примером этому.

Особенностью данного сборника является то, что в разделе «примечания» помещены отрывки из статей Ап. Григорьева, В. Брюсова, Вл. Соловьева, посвященных поэзии Случевского. Комментатор объясняет близость его стихотворений поэзии серебряного века.

В качестве иллюстраций выбраны работы современных художников: С. Круппа, В. Пришедько, Д. Егоровского, Льи Маошан, М. Нино Пажо. Искусствовед обосновывает такой подбор иллюстраций исходя из особенностей лирики Случевского.

После выступления каждой группы (редколлегии) следует подведение итогов, выбор сборника, который будет рекомендован к изданию, награждение. Важно, чтобы ученики во время рефлексии поняли, что нет предела совершенству. Поэтому обсуждение завершается вопросом: какие интересные находки составителей других сборников я бы включил в свой сборник.

Заключительное слово учителя (председателя)

Время движется вперед, развивается и модернизируется производство, мы пользуемся все более совершенными моделями машин и механизмов, порой техника устаревает, едва успев сойти с конвейра. Но мы и сейчас, в XIX веке, продолжаем восхищаться Шекспиром, сопереживать героям Дюма, наслаждаться стихотворениями Лермонтова, прозой Тургенева… Литература оказывается вне времени, она вечна. Поэтому и стихотворные строчки «поэтов безвременья» находят отклик в наших душах. Закончить наш урок (заседание) мне бы хотелось стихотворением К.К. Случевского «Ты не гонись за рифмой своенравной…».