Занятие 29.
Ход занятия
Пересказ рассказа В.А. Сухомлинского
Занятие 28.
«Стыдно перед соловушкой»
(с придумыванием предшествующих событий)
Цели:
коррекционно-образовательные:
- обучать детей пересказывать рассказ близко к тексту;
- обучать детей дополнять рассказ событиями, предшествующими данным в тексте;
коррекционно-развивающие:
- развивать у детей умение синтаксически правильно строить предложения;
- развивать творческие способности;
- развивать умение логически правильно выстраивать свой рассказ;
коррекционно-воспитательная:
- воспитание навыков правильного поведения на природе.
Оборудование: текст рассказа В.В. Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой», пособие к игре «Где мы были, что мы видели» (схематичное изображение сада, леса и огорода — подбирает логопед).
Предварительная работа: чтение и обсуждение художественных текстов: М.М. Пришвина «Лисичкин хлеб», «Золотой луг». Игры «Узнай дерево по листку», «Телефон» (лесные деревья, дикие животные).
1. Организационный момент.
Игра «Где мы были, что мы видели?» В процессе игры используются сюжетные картины «Огород», «Сад», «Лес». Логопед обращается к ребенку с вопросом «Где ты был, что ты видел?» Дети отвечают примерно так (это зависит, на какую из картин указывает логопед):
Я был в огороде. Видел много огурцов, кабачков, помидоров.
Я был в саду. Видел много яблок, груш, слив.
Я был в лесу. Видел много сосен, елей, рябин, берез.
2. Чтение рассказа.
Логопед говорит о том, что сейчас прочтет детям рассказ В.В. Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой», при этом начало рассказа будет пропущено. Детям нужно догадаться или придумать, что было в начале.
3. Беседа по рассказу.
- Чье пение услышали девочки?
- Почему песня соловья так им понравилась?
- Как поступила с остатками еды Оля?
- А как Лида?
- Чем поступок Лиды отличается от Олиного?
- Почему Лиде стало стыдно?
- Где девочки слушали пение соловья?
- Что делали девочки, когда услышали соловья?
- Как можно начать рассказ?
Логопед выслушивает детей, одобряет придуманные ими начала рассказа и исправляет грамматические ошибки в построении предложений. Затем просит выбрать для составления пересказа (или выбирает сам) детей-артистов, а именно: автора, Олю и Лиду. Автором может быть тот ребенок, который придумал наиболее красивое начало рассказа.
4. Физкультминутка. Игра «Ослик»
Во саду ли, в огороде
У Ивана ослик бродит.
Выбирает, выбирает,
Что сначала съесть — не знает.
Слева — свекла, справа — брюква,
Слева — тыква, справа — клюква,
Снизу — свежая трава,
Сверху — сочная ботва.
5. Пересказ рассказа детьми.
Логопед повторно читает текст и дает установку на то, что вслед за прочтением детям нужно будет его пересказать, в соответствии с распределенными ролями.
6. Итог занятия.
- Почему Лиде стало стыдно перед соловушкой?
- Если вы отдыхаете в лесу, то как нужно себя вести, чтобы не навредить природе?
7. Домашнее задание.
Нарисовать совместно с родителями знаки, запрещающие неправильное поведение на природе.
Составление рассказа «Человек» по серии картин
Цели:
коррекционно-образовательные:
- обучать детей составлению рассказа по серии предметных картин;
- формировать правильное употребление в речи возвратных глаголов;
коррекционно-развивающие:
- развивать у детей умение логически правильно выстраивать свой рассказ;
- развивать умение видеть главное в картине;
- пополнять словарь детей прилагательными и глаголами противоположного значения;
коррекционно-воспитательная:
- воспитывать самоуважение и уважение к другим людям.
Оборудование: серия картин «Развитие человека»: от возраста младенца до возраста дедушки и бабушки (подбирает логопед).
Предварительная работа: Чтение художественных произведений Е. Благининой «Аленушка» и А. Барто «Девочка чумазая», басни Л.Н. Толстого «Старый дед и внучек»; игры: «Что для чего человеку нужно?», «Подбери предмет (часть тела) к действию».