Занятие 29.

Ход занятия

Пересказ рассказа В.А. Сухомлинского

Занятие 28.

«Стыдно перед соловушкой»

(с придумыванием предшествующих событий)

Цели:

коррекционно-образовательные:

- обучать детей пересказывать рассказ близко к тексту;

- обучать детей дополнять рассказ событиями, предшествующими данным в тексте;

коррекционно-развивающие:

- развивать у детей умение синтаксически пра­вильно строить предложения;

- развивать творческие способности;

- развивать умение логически правильно выстра­ивать свой рассказ;

коррекционно-воспитательная:

- воспитание навыков правильного поведения на природе.

Оборудование: текст рассказа В.В. Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой», пособие к игре «Где мы были, что мы видели» (схематичное изображе­ние сада, леса и огорода — подбирает логопед).

Предварительная работа: чтение и обсужде­ние художественных текстов: М.М. Пришвина «Лисичкин хлеб», «Золотой луг». Игры «Узнай дерево по листку», «Телефон» (лесные деревья, дикие животные).

1. Организационный момент.

Игра «Где мы были, что мы видели?» В процессе игры используются сюжетные карти­ны «Огород», «Сад», «Лес». Логопед обращается к ребенку с вопросом «Где ты был, что ты видел?» Дети отвечают примерно так (это зависит, на какую из картин указывает логопед):

Я был в огороде. Видел много огурцов, кабач­ков, помидоров.

Я был в саду. Видел много яблок, груш, слив.

Я был в лесу. Видел много сосен, елей, рябин, берез.

2. Чтение рассказа.

Логопед говорит о том, что сейчас прочтет детям рассказ В.В. Сухомлинского «Стыдно перед соло­вушкой», при этом начало рассказа будет пропу­щено. Детям нужно догадаться или придумать, что было в начале.

3. Беседа по рассказу.

- Чье пение услышали девочки?

- Почему песня соловья так им понравилась?

- Как поступила с остатками еды Оля?

- А как Лида?

- Чем поступок Лиды отличается от Олиного?

- Почему Лиде стало стыдно?

- Где девочки слушали пение соловья?

- Что делали девочки, когда услышали соловья?

- Как можно начать рассказ?

Логопед выслушивает детей, одобряет приду­манные ими начала рассказа и исправляет грамма­тические ошибки в построении предложений. Затем просит выбрать для составления пересказа (или выбирает сам) детей-артистов, а именно: автора, Олю и Лиду. Автором может быть тот ребенок, кото­рый придумал наиболее красивое начало рассказа.

4. Физкультминутка. Игра «Ослик»

Во саду ли, в огороде

У Ивана ослик бродит.

Выбирает, выбирает,

Что сначала съесть — не знает.

Слева — свекла, справа — брюква,

Слева — тыква, справа — клюква,

Снизу — свежая трава,

Сверху — сочная ботва.

5. Пересказ рассказа детьми.

Логопед повторно читает текст и дает установку на то, что вслед за прочтением детям нужно будет его пересказать, в соответствии с распределенными ролями.

6. Итог занятия.

- Почему Лиде стало стыдно перед соловушкой?

- Если вы отдыхаете в лесу, то как нужно себя вести, чтобы не навредить природе?

7. Домашнее задание.

Нарисовать совместно с родителями знаки, запре­щающие неправильное поведение на природе.

 

Составление рассказа «Человек» по серии картин

Цели:

коррекционно-образовательные:

- обучать детей составлению рассказа по серии предметных картин;

- формировать правильное употребление в речи возвратных глаголов;

коррекционно-развивающие:

- развивать у детей умение логически правильно выстраивать свой рассказ;

- развивать умение видеть главное в картине;

- пополнять словарь детей прилагательными и глаголами противоположного значения;

коррекционно-воспитательная:

- воспитывать самоуважение и уважение к дру­гим людям.

Оборудование: серия картин «Развитие человека»: от возраста младенца до возраста дедушки и бабушки (подбирает логопед).

Предварительная работа: Чтение художественных произведений Е. Благининой «Аленушка» и А. Барто «Девочка чумазая», басни Л.Н. Толстого «Старый дед и внучек»; игры: «Что для чего человеку нужно?», «Подбери предмет (часть тела) к действию».