Занятие 9.
Ход занятия.
По серии сюжетных картин
Занятие 8.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Игра «По грибы»
Дети делятся на две команды. У каждой команды по корзине. На двух столах расположены картинки с изображением съедобных и несъедобных грибов. Каждая команда подходит к своему столу и по команде логопеда начинает «собирать» съедобные грибы в корзинку. Выигрывает та команда, в чьей корзине окажется меньше несъедобных грибов. Затем логопед объясняет, почему опасно класть ядовитые грибы в корзину.
2. Объявление темы.
Как называют людей, которые отправляются в лес за грибами? (Ответ детей.) Так вот, сегодня вы услышите рассказ о грибниках, который написал В. Катаев.
3. Чтение рассказа с последующим обсуждением.
- Кто приехал погостить к Жене и Павлику?
- Почему мама решила отправить детей в лес за грибами?
- Как повели себя Женя и Павлик? А Инночка?
- Как вы оцениваете их поступки?
- Кто больше насобирал грибов?
- Какие грибы оказались в корзине у Павлика? А у Жени?
- Почему Инночка тихо стояла в сторонке?
- Что увидела мама в ее корзинке?
- Кто из героев рассказа вам понравился больше? Почему?
4. Игра «Сосчитай грибы».
У каждого ребенка — по предметной картинке с изображением грибов. Дети считают свои грибы от 1 до 10: «Один боровик, два боровика,... семь боровиков и т.д.»
5. Физкультминутка. «По грибы».
Мы шли, шли, шли, | Маршируют, руки на поясе. |
Боровик нашли. | Наклонились, правой рукой коснулись носка левой ноги и наоборот. |
Раз, два, три, четыре, пять, | Маршируют. |
Мы идем искать опять. (В. Волина) | Наклоны вперед, руки касаются носков. |
6. Повторное чтение с установкой на пересказ.
Во время чтения логопед выставляет сюжетные картины.
7. Пересказ рассказа детьми.
8. Итог занятия.
- Куда ходили дети?
- Кто был самым лучшим грибником?
- Какие грибы нельзя класть в корзинку?
Составление рассказа «Неудачная охота»
Цели:
коррекционно-образовательная:
- обучать детей составлению рассказа по серии сюжетных картин;
коррекционно-развивающие:
- развивать умение строить последовательно свое высказывание;
- активизировать и расширять словарь детей по теме домашние животные;
коррекционно-воспитательная:
- воспитывать у детей любознательность к окружающей природе.
Оборудование: серия сюжетных картин «Неудачная
охота» (рис. 8—11); игрушки — котенок и дерево.
Предварительная работа: чтение и обсуждение художественных текстов Л.Н. Толстого «Котенок», «Лев и собачка», Н.Г. Гарина-Михайловского «Тема и Жучка». Рассматривание изображений животных на картинках. Рассказы детей об их домашних питомцах.
1. Организационный момент.
Отворилась тихо дверь,
И вошел усатый зверь,
Сел у печки, хмурясь сладко,
И умылся серой лапкой.
Берегись, мышиный род,
На охоту вышел... (кот.)
(Из коробочки логопед достает игрушечного кота и предлагает детям оставить его в гостях на все занятие.)
2. Объявление темы.
Кот Вася хочет рассказать нам историю о том, как он однажды охотился. Но история эта, ребята, зашифрована, и вы должны догадаться сами, что произошло с Васей. (Логопед выставляет серию сюжетных картин, в которой «зашифрована» история «неудачной охоты» Васи.)
3. Игра «Составь предложение».
Дети составляют предложения по демонстрируемым логопедом действиям.
Выставляется игрушечное дерево. Логопед помещает игрушечного котенка: на дерево; под дерево; за дерево; перед деревом; около дерева и т.д.
Дети составляют предложения: «Кот Вася сидит под деревом», «Кот Вася спрятался за дерево» и т.д.
4. Беседа по картинкам.
Ребята, давайте «расшифруем» историю кота Васи, а затем спросим у него, правильно ли мы его поняли.
- Какое время года изображено на картинках? (Осень).
- Почему вы так думаете? (Потому, что на деревьях желтые листья, а птицы, за которыми охотится Вася — воробьи — зимующие.)
- Что делает Вася?
- Почему он обратил внимание на воробьев?
- Какая мысль пришла ему в голову?
- Как Вася поднимается по стволу дерева? (Тихо, бесшумно, крадучись.)
- Заметили его птицы?
- Почему охота у Васи не удалась?
5. Физкультминутка. «Кошка».
Осторожно, словно кошка, Я легко со стула спрыгну, Спинку я дугою выгну. А теперь крадусь, как кошка, Спинку я прогну немножко. | Действия по тексту. |
Я из блюдца молочко, Полакаю язычком. | Руками легонько коснуться пола. |
6. Составление рассказа детьми.
Коллективное составление рассказа детьми, с помощью логопеда, по картинкам. Логопед начинает рассказ, а дети продолжают. После совместного составления рассказа дети составляют рассказ индивидуально. При этом дается установка на то, что рассказ не нужно воспроизводить точно.
Примерный рассказ
После Вкусного обеда кот Вася решил почистить шерстку. Пригревало тусклое осеннее солнышко. Вася уютно расположился под деревом. Вдруг его внимание привлекли птичьи голоса. Это воробьи завели между собой спор. Кот тихо подошел к дереву и стал бесшумно подниматься по его стволу. Воробьи не обращали на него внимания и продолжали спорить. Вася был уже совсем близко к своей цели. Но тут ветка хрустнула и сломалась. Воробьи улетели, а кот Вася оказался на земле. Ему было очень досадно, что он так неудачно поохотился.
7. Итог занятия.
- Чью историю вам пришлось расшифровывать?
- Какие особенности вы узнали об охоте кошек?
- Давайте спросим у Васи: так ли было все на самом деле? (Логопед «спрашивает» у игрушечного котенка и говорит, что Вася очень
удивлен, как точно дети расшифровали его историю.)
Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат»
Цели:
коррекционно-образовательная:
- обучать детей пересказывать рассказ близко к тексту;
коррекционно-развивающие:
- закреплять у детей правильное употребление в речи притяжательных прилагательных;
- развивать умение отвечать на вопросы полными ответами;
коррекционно-воспитательная:
- воспитывать у детей интерес к художественному слову.
Оборудование: текст рассказа В. Бианки «Купание медвежат», предметные картинки с изображением медведицы, медвежат и охотника (подбирает логопед).
Предварительная работа: чтение художественных текстов: М. Пришвина «Еж», русских народных сказок в обработке Л.Н. Толстого «Маша и медведь», «Три медведя». Игры: «Чей домик?», «У кого кто?»