Занятие 7.
Ход занятия
Пересказ рассказа И.С. Соколова-Микитова
Занятие 6.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Отгадывание загадки:
Хоть они и жалят больно,
Их работой мы довольны. (Пчелы)
2. Объявление темы.
Сегодня мы будем составлять рассказ о пчеле. Но прежде у меня для вас есть сюрприз. Одна пчелка решила вас угостить. Как вы думаете, чем? (Ответы детей.)
Логопед угощает детей медом. Дети рассказывают, какой у меда вкус и запах.
3. Беседа по предметной картинке и схеме.
- Кто изображен на картинке?
- Какая пчела? (Маленькая, полосатая, трудолюбивая.)
- Какой звук издает она при полете?
- Назовите части тела пчелы (совместно с логопедом).
- Где живет пчела?
- Как передвигается? Чем питается?
- Пользу или вред приносит природе?
- Какую пользу или вред приносит человеку?
- Что делает в зимнее время?
- Мед, который вырабатывают пчелы, чей? (Пчелиный.)
- Как называется семья пчел? (Пчелиная.)
- Что делает пчела? (Носит мед.)
- Как можно назвать пчелу, если соединить эти два слова: мед носит? (Медоносная.)
4. Составление рассказа с опорой на схему. Логопед предлагает детям образец рассказа.
Примерный образец
Это пчела. Пчела - это насекомое. Она маленькая, полосатая, трудолюбивая. А еще ее называют медоносной. У нее есть голова, грудь, брюшко, крылья и три пары ног. В полете пчела жужжит. Живет она в улье вместе с большой пчелиной семьей. Пчелка собирает нектар с цветов. Это ее пища. Перелетая с цветка на цветок, пчела их опыляет. Людям приносит большую пользу, потому что пчелиный мед вкусный и очень полезный.
5. Рассказы детей.
6. Итог занятия.
- О ком составляли рассказ?
- Почему пчелу называют медоносной?
- Какую пользу пчела приносит человеку?
«Улетают журавли»
Цели:
коррекционно-образовательная:
- обучать детей выразительно пересказывать текст с помощью опорных сигналов;
коррекционно-развивающие:
- закреплять у детей умение правильно употреблять в речи слова «перелетные», «зимующие»;
- закреплять умение синтаксически верно строить предложения;
- упражнять детей в образовании сложных прилагательных;
коррекционно-воспитательная:
- воспитывать у детей интерес к окружающей природе и ее обитателям.
Оборудование: текст рассказа И.С. Соколова-Микитова «Улетают журавли», опорные сигналы (подбирает логопед).
Предварительная работа: чтение художественных текстов Д.Н. Мамина-Сибиряка «Серая шейка», В.М. Гаршина «Лягушка-путешественница». Игры: «Узнай по описанию», «Кто как кричит».
1. Организационный момент.
Игра «Образуй слово»
У утки короткий хвост — значит, это короткохвостая утка.
У грача острый клюв — значит, это остроклювый грач.
У гуся красные лапы — значит, это краснолапый гусь.
У цапли длинные лапы — ...
У грача черные крылья — ...
У аиста тонкая шея — ...
2. Объявление темы.
Как называются птицы, которые осенью улетают в теплые края? (Ответы детей.) А как — те, которые остаются на зиму?
Сегодня мы с вами будем следить за полетом журавлей, который описал И. Соколов-Микитов в своем рассказе «Улетают журавли».
3. Чтение рассказа с последующим обсуждением.
- Куда собрались улететь журавли?
- В какое время года птицы улетают в теплые края?
- Как собираются журавли для полета?
- Как сказать по-другому: «косяк»? ... («журавлиный ключ»)
- Над чем пролетали журавли?
- Где останавливались на отдых?
- Какой был лес? (Мрачный, темный.)
- Когда журавли продолжили свой путь?
- Что изменится в лесу, когда взойдет солнце?
- Когда можно ждать журавлей обратно?
4. Физкультминутка. «Кукушка».
У леса на опушке, Высоко на суку, С утра поет кукушка: Ку-ку! Ку-ку! | Дети стоят на носочках и тянутся за руками вверх. |
Внизу бежит речонка По желтому песку. Поет кукушка звонко: Ку-ку! Ку-ку! | Присели. Руками производят волнообразные движения. |
Зеленые лягушки Попрыгали в реку. Поет им вслед кукушка: Ку-ку! Ку-ку! (М. Клокова) | Сидя на корточках, подрыгивают как лягушки. |
5. Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ.
Во время чтения логопед выставляет опорные сигналы, соответствующие данному отрывку в рассказе.
6. Пересказ произведения детьми.
7. Итог занятия.
- Как называются птицы, которые на зиму улетают в теплые края?
- Полет каких птиц был описан в рассказе?
- Как выстраиваются журавли для полета?
Пересказ рассказа В. Катаева «Грибы»
Цели:
коррекционно-образовательная:
- обучать детей пересказывать рассказ близко к тексту с помощью сюжетных картин;
коррекционно-развивающие:
- уточнять и пополнять знания о съедобных и несъедобных грибах;
- упражнять в согласовании числительных с существительными;
- развивать у детей умение точно отвечать на поставленные вопросы;
коррекционно-воспитательная:
- воспитывать и прививать интерес к художественному слову.
Оборудование: текст рассказа В. Катаева «Грибы», сюжетные картины к тексту (рис. 4—7), предметные картинки с изображением съедобных и несъедобных грибов (подбирает логопед).
Предварительная работа: чтение и беседа по произведениям Я. Тайца «По грибы», С. Аксакова «Грибы». Лепка: «Грибы в лукошке».