Занятие 7.

Ход занятия

Пересказ рассказа И.С. Соколова-Микитова

Занятие 6.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Отгадывание загадки:

Хоть они и жалят больно,

Их работой мы довольны. (Пчелы)

2. Объявление темы.

Сегодня мы будем составлять рассказ о пчеле. Но прежде у меня для вас есть сюрприз. Одна пчелка решила вас угостить. Как вы думаете, чем? (Ответы детей.)

Логопед угощает детей медом. Дети рассказыва­ют, какой у меда вкус и запах.

3. Беседа по предметной картинке и схеме.

- Кто изображен на картинке?

- Какая пчела? (Маленькая, полосатая, трудо­любивая.)

- Какой звук издает она при полете?

- Назовите части тела пчелы (совместно с лого­педом).

- Где живет пчела?

- Как передвигается? Чем питается?

- Пользу или вред приносит природе?

- Какую пользу или вред приносит человеку?

- Что делает в зимнее время?

- Мед, который вырабатывают пчелы, чей? (Пче­линый.)

- Как называется семья пчел? (Пчелиная.)

- Что делает пчела? (Носит мед.)

- Как можно назвать пчелу, если соединить эти два слова: мед носит? (Медоносная.)

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Составление рассказа с опорой на схему. Логопед предлагает детям образец рассказа.

Примерный образец

Это пчела. Пчела - это насекомое. Она малень­кая, полосатая, трудолюбивая. А еще ее называ­ют медоносной. У нее есть голова, грудь, брюшко, крылья и три пары ног. В полете пчела жужжит. Живет она в улье вместе с большой пчелиной семь­ей. Пчелка собирает нектар с цветов. Это ее пища. Перелетая с цветка на цветок, пчела их опыляет. Людям приносит большую пользу, потому что пчели­ный мед вкусный и очень полезный.

5. Рассказы детей.

6. Итог занятия.

- О ком составляли рассказ?

- Почему пчелу называют медоносной?

- Какую пользу пчела приносит человеку?

 

«Улетают журавли»

Цели:

коррекционно-образовательная:

- обучать детей выразительно пересказывать текст с помощью опорных сигналов;

коррекционно-развивающие:

- закреплять у детей умение правильно упот­реблять в речи слова «перелетные», «зимую­щие»;

- закреплять умение синтаксически верно стро­ить предложения;

- упражнять детей в образовании сложных при­лагательных;

коррекционно-воспитательная:

- воспитывать у детей интерес к окружающей природе и ее обитателям.

Оборудование: текст рассказа И.С. Соколова-Микитова «Улетают журавли», опорные сигналы (под­бирает логопед).

Предварительная работа: чтение художественных текстов Д.Н. Мамина-Сибиряка «Серая шейка», В.М. Гаршина «Лягушка-путешественница». Игры: «Узнай по описанию», «Кто как кричит».

1. Организационный момент.

Игра «Образуй слово»

У утки короткий хвост — значит, это коротко­хвостая утка.

У грача острый клюв — значит, это остроклю­вый грач.

У гуся красные лапы — значит, это краснолапый гусь.

У цапли длинные лапы — ...

У грача черные крылья — ...

У аиста тонкая шея — ...

2. Объявление темы.

Как называются птицы, которые осенью улетают в теплые края? (Ответы детей.) А как — те, кото­рые остаются на зиму?

Сегодня мы с вами будем следить за полетом журавлей, который описал И. Соколов-Микитов в своем рассказе «Улетают журавли».

3. Чтение рассказа с последующим обсуждением.

- Куда собрались улететь журавли?

- В какое время года птицы улетают в теплые края?

- Как собираются журавли для полета?

- Как сказать по-другому: «косяк»? ... («журав­линый ключ»)

- Над чем пролетали журавли?

- Где останавливались на отдых?

- Какой был лес? (Мрачный, темный.)

- Когда журавли продолжили свой путь?

- Что изменится в лесу, когда взойдет солнце?

- Когда можно ждать журавлей обратно?

4. Физкультминутка. «Кукушка».

У леса на опушке, Высоко на суку, С утра поет кукушка: Ку-ку! Ку-ку! Дети стоят на носочках и тянутся за руками вверх.
Внизу бежит речонка По желтому песку. Поет кукушка звонко: Ку-ку! Ку-ку! Присели. Руками производят волнообразные движения.
Зеленые лягушки Попрыгали в реку. Поет им вслед кукушка: Ку-ку! Ку-ку! (М. Клокова) Сидя на корточках, подрыги­вают как лягушки.  

 

 

5. Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ.

Во время чтения логопед выставляет опорные сиг­налы, соответствующие данному отрывку в рассказе.

6. Пересказ произведения детьми.

7. Итог занятия.

- Как называются птицы, которые на зиму улета­ют в теплые края?

- Полет каких птиц был описан в рассказе?

- Как выстраиваются журавли для полета?

 

Пересказ рассказа В. Катаева «Грибы»

Цели:

коррекционно-образовательная:

- обучать детей пересказывать рассказ близко к тексту с помощью сюжетных картин;

коррекционно-развивающие:

- уточнять и пополнять знания о съедобных и несъедобных грибах;

- упражнять в согласовании числительных с существительными;

- развивать у детей умение точно отвечать на поставленные вопросы;

коррекционно-воспитательная:

- воспитывать и прививать интерес к художест­венному слову.

Оборудование: текст рассказа В. Катаева «Грибы», сюжетные картины к тексту (рис. 4—7), пред­метные картинки с изображением съедобных и несъедобных грибов (подбирает логопед).

Предварительная работа: чтение и беседа по про­изведениям Я. Тайца «По грибы», С. Аксакова «Грибы». Лепка: «Грибы в лукошке».