Основные цели и инструменты макроэкономической политики государства. Фиаско государственного регулирования.

Для выработки оптимальной экономической политики государственные деятели должны определить следующее:

1. Конечные цели макроэкономической политики;

2.Конкретные целевые показатели (например, полная занятость, 3-процентная годовая инфляция и т.д.)

3. инструменты макроэкономической политики.

Задача не простая. Все политики утверждают, что их цель – повышение благосостояния общества. Правительство стремится максимизировать функцию общественного благосостояния.

Проблема заключается в расплывчивости этого определения. Встает 2 вопроса: что такое общественное и возникает вопрос с самим благосостоянием.

Общественно благо рассматривается как некоторая совокупность благосостояний отдельных членов общества. Проблема заключается в том, как должно осуществляться агрегирование этих индивидуальных благосостояний?

С благосостоянием проще. Для одного 5000 достаточно, а для другого и 50 тыс. будет немного.

Эту цель политики конкретизируют. Но и здесь не все ясно. Что подразумевать под полной занятостью? Уровень безработицы, составляющий 0,3 или 6%?

Одним из первых глубокий анализ целей и инструментов экономической политики государства провел Ян Тинберген. Он занимался разработкой экономической политики, которая по своему характеру является нормативной, т.е. анализировал, что должно делать государство.

Определением правительством множества целей называется целевой функцией государства. Обычно такими целями являются: достижение определенных темпов роста ВВП, полной занятости, стабильного уровня цен.

По отношению друг к другу цели макроэкономической политики могут быть:

1. взаимоисключаемыми: снижение налогов и увеличение социальных выплат, особенно в краткосрочном периоде;

2. взаимодополняемыми: рост ВВП и умеренные темпы инфляции

3. Нейтральными: снижение уровня безработицы не оказывает влияния на ставки номинальной заработной платы.

Наличие взаимоисключаемых целей требует от правительства нахождения компромиссных решений.

Для реализации целей в области макроэкономической стабилизации государство использует два основных инструмента регулирования – кредитно-денежную и налогово-бюджетную политику.

Серьезной проблемой государства в процессе стабилизации экономики являются лаги регулирования.

Лаг распознавания – время, требуемое для осознания самой проблемы регулирования чего-либо.

Лаг решения – время, которое проходит между осознанием проблемы и принятием конкретного решения.

Лаг воздействия –время, в течение которого цель государственного регулирования начинает реально изменяться под влиянием того или иного инструмента макроэкономической политики.

Современное рыночное хозяйство регулируется государством как экономическими, так и административными методами.

 

Фиаско гос-ва – неэффективное распределение ресурсов в результате государственного регулирования.

В силу эк причин существует полит неравенство между отдельными группами населения и возможно принятие неэффективных решений, т.е. фиаско государства.

Причины:

1 Нарушение пропорций между предельными затратами и предельными выгодами, которое может привести к неэффективному принятию эк решения, т.е. к фиаско гос-ва.

2 Неравенство в получении информации. Оно связано с феноменом «рациональное неведение» - уклонение индивида от участия в процессах голосования в том случае, если выгоды, которые они получат в случае благоприятного для них исхода, ниже издержек, связанных с участием в процессе голосования.

3 Недобросовестность государственных чиновников (гос бюрократии)

4 Несовместимость во времени принятия тех или иных решений.

5 Внутренний лаг. Промежуток времени, проходящий меж моментом возникновения эк явления и моментом принятия ответной меры.Лаг признания (распознание, осознание проблемы)

Лаг решения (время, проходящее между осознанием проблемы и принятием реш-я).

Внешний лаг – это промежуток времени, проходящий меж моментом принятия меры и моментом проявления её результатов.

Лаг воздействия – период, в течение которого объект гос регулирования начинает реально изменяться под влиянием макроэкономического мероприятия правительства.

Закон непредвиденных последствий – желаемый результат не достигается или достигается с большими издержками.

ЦЕЛИ и ИНСТРУМЕНТЫ

Правительство определяет конечные цели эк политики. На их основе – целевые показатели (полная занятость, нулевая инфляция)

Определение множества целей называется целевой функцией.

По отношению друг к другу цели макроэкономической политики могут быть взаимозаменяемы, взаимодополняемы, нейтральны.

Прямое вмешательство – это принятие законодательных актов для развития отношений между элементами рыночной системы.

Косвенное вмешательство – осуществление гос-вом регулирования посредством использования основных инструментов гос эконом политики (налогово-бюджетная и кредитно-денежная политика)

Роль гос-ва в рыночной экономике: производство общественных благ, минимизация отрицательных и поощрение положительных экстерналий, пресечение ассиметричной инфы, защита конкуренции, сглаживание макроэкономических колебаний, политика поддержания доходов, правовое обеспечение функционирования рыночного механизма.