Предметные

1) понимание особой роли России в мировой истории, вос­питание чувства гордости за национальные свершения, откры­тия, победы;

2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре;

3) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Средства обучения:

Для учителя Для учащихся
Конспект урока Учебник (Окружающий мир) Рабочая тетрадь Презентация к уроку Учебник (Окружающий мир)  

 

 

Литература:

· Плешаков А.А; Крючкова Е.А.Окружающий мир 3 часть., с 59-64.

· Поурочные разработки по окружающему миру. 4 класс. К учебнику Плешаков А.А и др. "Окружающий мир",- М.: ВАКО, 2011 г.

· Педагогика: кн.2/ И.П. Подласый-М.: ВЛАДОС, 2008.

· Психология: кн.1/ Р.С. Немов-М.: ВЛАДОС, 2008.

· Методика преподавания русского языка/ М.В. Львов, В.И. Горецкий, О.В. Сосновская-М.: Академия, 2010.

 

 


 

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учеников
1.Орг. момент 30сек Приветствие. Здравствуйте, меня зовут Валерия Павловна, и сегодня я проведу урок Окружающего мира. Я рада всех видеть. Садитесь, пожалуйста. Приветствуют учителя. Слушают.
2.Актуализация знаний 5мин   3.Изучение нового материала   3.1 Изложение учителем   3.2. Работа по учебнику.     Тест с 128-130     Итак, сегодня мы поговорим о трудных временах на Русской земле. В XIII веке на Русь обрушились тяжелые испытания. С юга пришло монголо-татарское войско. Сначала выясним, кто такие монголо-татары. Это кочевые (переезжающие с места на место) монгольские племена. Они занимались разведением скота: лошадей, верблюдов, ко­ров, овец, коз. Скоту нужны пастбища, поэтому монголы переходили с места на место в поисках новых пастбищ. Монголы жили в юртах - легких домах из жердей и войлока. При переездах юрты разбирали и грузили в повозки. Монголы были непри­хотливым и очень терпеливым народом. Они могли не есть по два-три дня и легко переносили холод. Даже между собой они редко жили в мире и согласии, а уж с другими племенами и народами и подавно по­стоянно враждовали. О них ходила молва как о жестоких и свирепых людях. Племена монголов были сильны своей многочисленностью и воен­ной организацией. По словам древнего историка, они имели «мужество львиное, терпенье собачье». Кочевая жизнь делала из каждого монгола искусного наездника и умелого воина. Мужчины много времени прово­дили на охоте, упражнялись в стрельбе из лука. Дети с двух-трех лет начинали ездить верхом на лошади и учиться стрелять без промаха. Женщины тоже были прекрасными наездницами и не хуже мужчин умели обращаться с оружием, которое всегда было при них. Рассмотрите рисунки воинов: русских и монгольских. Сравните. (Монгольские воины имеют лучшее снаряжение.) Поздней осенью 1237 года внук Чингисхана Батый привел к рус­ским границам огромное войско. На его пути лежало Рязанское кня­жество. У Рязанцев не было сил, чтобы дать отпор такому сильному врагу. Рязанский князь Юрий Игоревич обратился за помощью к вла­димирскому и черниговскому князьям, но те не откликнулись на его призыв о помощи. Пять дней держалась Рязань, на шестой - пала. Все жители погибли. Вслед за Рязанью монголо-татары заняли Коломну, Москву, Тверь, Владимир. Завоеватели разрушили и сожгли прекрасные русские горо­да. Маленький город Козельск враги штурмовали семь недель. 4000 вражеских воинов легли под стенами Козельска, но и защитники города погибли. Врагам достались одни развалины, но и их хан Батый прика­зал стереть с лица земли. В 1240 году был разграблен и разрушен Киев. Почему же Русь покорилась монголо-татарам? Потому что не было мира и согласия между русскими князьями: они соперничали друг с другом, так как каждый хотел стать главным среди всех. И как бы ни было сильно каждое княжество в отдельности - его военная сила не шла ни в какое сравнение с необъятной силой монголов. Двести лет хо­зяйничали монголы на русской земле. Двести лет понадобилось рус­ским людям, чтобы собрать силы и прогнать врага со своей земли. Батый в 40-х годах XIII века основал огромное и пестрое по составу государство - Золотую Орду. Центром Золотой Орды стал город Сарай (около современной Астрахани). Хотя коренные русские земли терри­ториально не входили в Золотую Орду, они находились в полной зави­симости от нее: подчинялись приказам ханов, платили огромную дань, подвергались опустошающим набегам. Ханы назначали князей по сво­ему усмотрению. Однако с течением времени Золотую Орду стали раздирать внутрен­ние противоречия. Многочисленные потомки Чингисхана боролись за власть. Это привело к тому, что в XV веке Орда распалась на несколько отдельных княжеств. Наиболее крупными были Казанское, Астраханское и Крымское царства. Зависимость Руси от татаро-монгольских ханов по­степенно слабела, и в 1480 году русский народ окончательно освободился от чужеземного ига. Это произошло при великом московском князе Иване III, который перестал повиноваться власти ханов и создал сильное русское государство. А при внуке Ивана III - царе Иване Грозном - было покончено с Казанским и Астраханским ханствами. Дольше всех держи лось Крымское ханство. В течении столетий оно угрожало безопасности России. С ним удалось справиться только в XVIII веке — в царствование Екатерины II. После успешной Русско-турецкой войны 1768-1774 годов правительство Екатерины II принудило крымского хана сложить с себя власть, и в 1783 году Крым присоединился к России.   - Прочитайте текст на с. 59-60. Кто напал на Русь в XIII веке? - Какой первый город был на их пути? - Найдите его на карте на с. 61. - Выполните задание № 1 на с. 60. - Проследите по тексту учебника и карте последовательность нашествия Батыя на Русь.     Выполняют тест.     Слушают рассказ учителя.     Работают с учебником отвечают на вопросы учителя. (Монголо-татары.) (Рязань.) Выполняют задание
   
3.3Изложение материала учителем.     3.4. Работа по учебнику с. 62-63.   3.5.Работа в рабочей тетради.     4.1 Беседа   5.Рефлексия. Подведение итогов. Домашнее задание   Но не только монголо-татары нападали на Русскую землю. В то вре­мя, когда Батый разорял Русь, в Новгороде княжил Александр, сын ве­ликого князя Ярослава Всеволодовича. Новгородцы должны были от­стаивать свою независимость от шведов и ливонских немцев. В 1240 году, по приказанию папы, король Швеции отправил большое войско против новгородцев и финнов. Единственным городом, не разрушенным монголами, остался Нов­город. Его стремились захватить немецкие и финские рыцари-крестоносцы. Рыцарь — конный воин, защищенный доспехами. Кресто­носцами их прозвали потому, что на их одежде и доспехах был изобра­жен крест. Шведский военачальник Биргер привел свое войско в устье реки 11евы и послал своих послов в Новгород к молодому князю Александ­ру Ярославовичу. «Ратоборствуй, если сможешь. Я уже на твоей зем­ле», - передали послы слова Биргера. Собирать силы было некогда. Александр сказал своей дружине: «Нас не много, а враг силен. Но Бог не в силе, а в правде: идите следом за вашим князем», - и неожиданно напал на шведов. С рассвета до темноты длился бой. Сам Александр бился с Биргером и ранил его в лицо. Дружинник Савва подрубил столб шатра Биргера, шатер упал, шведы дрогнули и побежали к ко­раблям, на которых приплыли. Русские воины преследовали шведов до самых кораблей. Весть о победе на Неве разнеслась по всей Руси. Александру за эту битву дали прозвище Невского. А было князю Александру Ярославови­чу всего 20 лет. Вскоре после невской победы в русских землях вновь появились крестоносцы. Враг овладел Псковом и стал продвигаться к Новгороду. Решающее сражение, как мы знаем из летописи, произошло на Чудском озере. Здесь 5 апреля 1242 года разыгралась знаменитая битва, вошедшая в историю под названием Ледового побоища. Обычно немецкие воины строились перед боем клином. Его острие составляли с ног до головы закованные в железо рыцари на конях. Кон­ные рыцари находились и по бокам клина. А внутри его стояли пешие воины. Мощным ударом клин рассекал строй противника, дробил и об­ращал в бегство его войско. Затем пешие воины преследовали и по час­тям уничтожали бегущих. Зная повадки врага, Александр Невский решил построить свои пол­ки следующим образом: в центре поставил срединный полк. Он состоял из горожан, крестьян, вооруженных копьями, луками, боевыми топора ми, а то и просто ножами. Справа и слева от серединного полка сосре­доточились основные силы — пехота и конница. И вот битва началась. Прикрывшись щитами, крестоносцы двига­лись как таран. Они пробили серединный полк, но вдруг русские отсту­пили за специально сделанную преграду из саней. За ними устремились и крестоносцы. За санями начинался берег, усыпанный большими кам­нями. Путь вражеской коннице отрезан. Крестоносцы оказались в за­падне. Местами подтаявший весенний лед, не выдержав тяжести сра­жающихся, начал трещать и ломаться. Рыцари в железных доспехах камнем шли ко дну. Оставшиеся в живых спасались бегством. Вскоре после сражения крестоносцы отправили своих послов в Нов­город просить мира. Александр согласился на мир, но предупредил: «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет!»     Прочитайте текст на с. 62-63. - Выполните задание № 2 по карте на с. 60. - Найдите места сражений русских войск. С. 23, № 1 - Прочитайте. - Рассмотрите карту. Используя карту учебника на с. 61 выполните задание. Взаимопроверка по учебнику. С. 24, № 2 - Прочитайте. Найдите в учебнике абзац о Золотой Орде. Сформулируйте опре­деления. - Что такое Золотая Орда? - Что такое дань? Кто такой хан? - С. 24, № 3 - Прочитайте. - Найдите слова, которые относятся к истории древней Руси. Соедините стрелками. - Найдите слова, которые относятся к истории монголо-татар. Соедините стрелками. Стр. 24, № 4 - Прочитайте. - Когда Батый напал на Русь? Напишите дату события, отметьте ее на ленте времени. - В каком году был захвачен город Владимир? - Напишите дату события, отметьте ее на ленте времени. - Когда состоялась битва на Неве? Напишите дату события, отметьте ее на ленте времени. - А Ледовое побоище? - Напишите дату события, отметьте ее на ленте времени. С. 25, № 6 - Прочитайте. - Все эти даты впишите под соответствующими рисунками на раз­ вороте тетради «Героическая летопись России». С. 25, № 7 - Прочитайте. - Найдите в приложении рисунки к данному заданию. Вырежьте их и наклейте. - Опишите вооруженного древнерусского воина и вооруженного монголо-татарского воина.     - Кто напал на Русь в XIII веке? - Кто возглавил поход на Русь? - Какой первый русский город оказался на их пути? - Сколько дней оборонялись рязанцы? — Какой город оказал Батыю серьезное сопротивление? — Что случилось с Киевом? — Как стало называться государство монголо-татар? - Какая появилась новая угроза? - Кто выступил против них?— Как ему удалось разбить шведов? Какое прозвище он получил за эту победу? - Под каким названием в историю вошла битва на льду Чудского озера?Как строились крестоносцы? С какой целью? Чем закончилась битва 5 апреля 1242 года?   -Какие испытания обрушились на Русь в XIII веке? Итак, наш урок заканчивается. Я сегодня на уроке узнал… Мне понравилось… У меня вызвало затруднения… Домашнее задание Прочитать текст, ответить на вопросы «Проверь себя» (с. 59-63). Выполнить задания (с. 64). Выполнить задание № 5 в рабочей тетради (с. 25).     Слушают рассказ учителя.   Работают с учебником Работают с картой   Работают в тетради     Отвечают на вопросы - (Государство монголо-татар.) - (Подать или налог, взимаемый победителем упобежденных.) (Правитель Золотой Орды.) (Вос­точная Европа, Страна городов, Великий князь.) (Азиатская часть Евразии, хан, кочевники.)   - (В 1237году.)   -(Февраль 1238 года.) - (7 июля 1240 года.)   (5 апреля 1242 года.) - (Монголо-татары.) -(Хан Батый.) (Рязань.) - (Пять дней оборонялись, но на шестой день силы защитников иссякли. Монголо-татары, ворвавшись в город, разгромили и сожги его, все жители погибли.) - (Семь не­дель войско Батыя провело под городом Козельском.)(В 1240 году он был захвачен и разрушен.)(Золотая Орда.)(Опасность исходила от шведов и немцев.)(Молодой князь Александр.)(Александр застал их врасплох.) - (Александр Невский.) - (Ледовое побоище.) - (Клином. Он проби­вал самую крепкую оборону.) - (Крестоносцы оказа­лись в западне, многие из них утонули.)