Органы судейского сообщества. Квалификационные коллегии судей: виды, порядок образования, срок полномочий

Статус судьи. Единство статуса судей. Мировые судьи в Российской Федерации: порядок назначения (избрания) на должность, компетенция

В Российской Федерации

Понятия, назначение и структура судебной власти

Конституция РФ, исходя из принципа разделения власти, относит судебную власть к самостоятельной ветви государ­ственной власти (ст. 10). Как и другие ветви государствен­ной власти, судебная власть обладает рядом специфиче­ских черт, в частности, именно судебная власть в правовых формах может разрешать споры о компетенции между органами других ветвей государственной власти.

В соответствии с ч. 1 ст. 118 Конституции РФ правосу­дие (особый вид юридической деятельности, возлагаемый на судебную власть и осуществляемый ею) в Российской Федерации осуществляется только судом. Из этого вытекает, что в России нет и не может быть иных (как государствен­ных, так и негосударственных) органов, осуществляющих правосудие, и различные квазисудебные органы (Судебная палата по информационным спорам, суды чести офицеров в Вооруженных Силах, товарищеские суды, спортивные ар­битражи, церковные суды, учрежденные Русской православ­ной церковью в октябре 2004 г., шариатские суды и т.п.) пра­восудие не отправляют. Конституция РФ, в отличие от основных законов ряда зарубежных государств, запрещает создание чрезвычайных судов.

Под термином «суд» Конституция РФ и другие законы понимают судебный орган (или судью) любой подсистемы судебной системы РФ и любого уровня (звена, инстанции), осуществляющий правосудие в соответствии с установлен­ной законом юрисдикцией: Конституционный Суд РФ, кон­ституционный (уставный) суд субъекта РФ, суд общей юрисдикции (мировой судья, районный суд, верховный суд республики, краевой, областной, окружной суд, воен­ный суд, Верховный Суд РФ), арбитражный суд (субъекта РФ, апелляционный, окружной, Высший Арбитражный Суд РФ), третейский суд. Судебная система России закреплена в Федеральном конституционном законе от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (с изм. и доп.). Если Российская Федерация признает юрисдикцию какого-либо международного судебного органа, в частности, Евро­пейского Суда по правам человека, то его решения являют­ся обязательными для России.

В соответствии с ч. 2 ст. 118 Конституции РФ судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроиз­водства. При этом административное судопроизводство ин­ституционально (организационно) оформлено не до конца последовательно: в судебной системе РФ нет пока самосто­ятельной подсистемы административных судов (они долж­ны быть созданы в ходе осуществляющейся судебной ре­формы), и административные споры рассматривают суды общей юрисдикции и арбитражные суды (в подсистеме ар­битражных судов созданы специальные административные коллегии).

В отличие от законодательной и исполнительной власти носителем судебной власти является не судебный орган, а конкретный судебный состав (судебная коллегия) или судья единолично, которые выступают от имени государства. Численность судей, за исключением судей Конституцион­ного Суда РФ и конституционных (уставных) судов субъек­тов РФ, ежегодно устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год. Такой под­ход объясняется тем, что установить эту численность еди­ножды как постоянную величину сложно: она меняется в связи с созданием новых участков мировых судей, последо­вательным учреждением арбитражных апелляционных су­дов, в перспективе – административных судов и т.д., а фи­нансирование судов должно быть предусмотрено именно в федеральном бюджете.

 

Законодательство предусматривает достаточно высокие требования к носителям судейской мантии (по сравнению с требованиями для лиц, замещающих депутатский мандат или должность в системе исполнительной власти). Общие конституционные предписания детализируются в Законе РФ от 26.06.1992 № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» (с изм. и доп.).

Общие требования к кандидату на должность судьи:

- гражданство РФ;

- возрастной ценз – не моложе 25 лет;

- высшее юридическое образование;

- стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет (под юридической профессией понимается любая деятель­ность, связанная с наличием юридического образования: ра­бота в качестве следователя, прокурора, адвоката, нотариуса, юрисконсульта, преподавателя, научного сотрудника и т.п.);

- отсутствие медицинских противопоказаний (кандидат проходит предварительное медицинское освидетельствова­ние; перечень заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, утвержден Постановлением Совета су­дей РФ от 26.12.2002 № 78).

Для отдельных категорий судей федеральным законом могут устанавливаться дополнительные требования. Такие дополнительные (повышенные) требования установлены, в частности, для судей Конституционного Суда РФ, Верховно­го Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, судей ок­ружных арбитражных судов, флотских и окружных военных судов, судов общей юрисдикции регионального уровня и др.

Порядок назначения на должности судей призван обес­печить независимость судебной власти. Судьи Конституци­онного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбит­ражного Суда РФ назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ; судьи дру­гих федеральных судов назначаются на должность Прези­дентом РФ; судьи конституционных (уставных) судов назна­чаются на должность законодательными органами субъектов РФ; мировые судьи назначаются (избираются) на должность по региональному законодательству с учетом требований Федерального закона от 17.12.1998 № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации». Однако в наделении пол­номочиями судей велика роль самого судейского сообще­ства. Прежде всего, обязательное условие для назначения на должность судьи – успешная сдача квалификационного экзамена, проводимого квалификационными коллегиями су­дей.

В составе квалификационных коллегий представлены и другие ветви власти: Президент РФ, представители обще­ственности, назначаемые законодательными органами субъектов РФ и Советом Федерации. Это дает основание говорить о том, что в формировании судейского корпуса принимают участие все ветви государственной власти, хотя и не непосредственно (в частности, согласия региональных органов государственной власти на назначение судей феде­ральных судов, функционирующих на территории соответ­ствующего субъекта РФ, не требуется). Кроме того, Прези­дент РФ назначение на должность федерального судьи или представление кандидатуры Совету Федерации осуществ­ляет не произвольно, а по представлению или с учетом мнения председателей Верховного Суда РФ и Высшего Ар­битражного Суда РФ (порядок представления кандидатур на должности судей Конституционного Суда РФ закреплен в Федеральном конституционном законе от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»).

 


В функционировании судебной власти на любом уровне велика роль судейской общественности, органов судейско­го сообщества. Членами этого сообщества являются все су­дьи с момента принесения присяги. В соответствии с Феде­ральным законом от 14.03.2002 № 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» систему этих органов образуют:

- Всероссийский съезд судей;

- Совет судей РФ;

- конференции судей субъектов РФ;

- советы судей субъектов РФ;

- общие собрания судей судов.

Всероссийским съездом судей и конференциями судей субъектов РФ формируются соответственно Высшая квали­фикационная коллегия судей РФ и квалификационные кол­легии судей субъектов РФ (которые, однако, не подотчетны сформировавшим их Съезду и конференциям судей).

Статус судьи характеризуется следующими принци­пами:

- независимости;

- несовместимости;

- несменяемости;

- неприкосновенности.

Независимость судьи проявляется в его подчинении только Конституции РФ и федеральному закону. В де­ятельности по осуществлению правосудия судьи никому не подотчетны.

На обеспечение независимости судьи направлен и це­лый ряд правовых, социальных и материальных гарантий (запрет осуществлять какое-либо воздействие на судью в судебном процессе, установление ответственности за вме­шательство кого бы то ни было в деятельность по осуще­ствлению правосудия, несменяемость и неприкосновен­ность судьи, возможность предоставления личной охраны и охраны жилища, выдачи огнестрельного оружия, пересе­ления в другую местность, финансирование судов из феде­рального бюджета, материальное и социально-бытовое обеспечение, соответствующее высокому статусу судьи, особая государственная защита не только судьи, но и чле­нов его семьи, имущества и т.д.). Меры обеспечения не­зависимости судей закреплены и в ряде специальных за­конов, в частности, в Федеральных законах от 20.04.1995 № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов», от 10.01.1996 № 6-ФЗ «О дополнительных гарантиях социаль­ной защиты судей и работников аппаратов судов Россий­ской Федерации» и др.

Принцип несовместимости заключается в запрете для судьи состоять на государственной службе, быть депутатом представительного органа власти, состоять в политической партии, заниматься предпринимательской и иной оплачива­емой деятельностью (за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности).

Несменяемость судьи означает невозможность его пере­вода (назначения, избрания) на другую должность (в том числе вышестоящую) или в другой суд без его согласия. Несменяемость не означает пожизненность – предельный возраст для пребывания в должности судьи федерального суда составляет 65 лет (в должности судьи Конституционного Суда РФ – 70 лет). Первое назначение на должность судьи федерального суда (кроме судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ) осуществляется на три года, затем – без ограни­чения срока; первое назначение (избрание) на должность мирового судьи осуществляется на срок не более пяти лет, а последующие назначения (избрания) – на срок не менее пяти лет.

Несменяемость не означает также невозможности пре­кращения полномочий судьи досрочно.

Основаниями до­срочного прекращения полномочий судьи являются: отставка, смерть судьи (равно как объявление его умершим), признание судьи ограниченно дееспособным или недееспо­собным, неспособность осуществлять полномочия судьи по состоянию здоровья, утрата гражданства РФ, осуществле­ние несовместимой со статусом судьи деятельности, уволь­нение судьи военного суда с военной службы, а также до­срочное прекращение полномочий в качестве санкции дисциплинарной ответственности (решение об этом прини­мает соответствующая квалификационная коллегия судей при наличии так называемых дискредитирующих обстоятельств). Пол­номочия судьи приостанавливаются в случае признания его безвестно отсутствующим, на период предвыборной кампа­нии, в случае избрания судьи депутатом представительного органа власти, а также в случае возбуждения в отношении него уголовного дела.

Неприкосновенность судьи (судейский иммунитет) за­ключается в особом порядке привлечения его к уголовной ответственности (включая привлечение в качестве обвиня­емого по другому уголовному делу, изменение квалифика­ции состава преступления, если это ведет к усилению от­ветственности, осуществление некоторых процессуальных действий, в частности, избрание в качестве меры пресече­ния заключения под стражу) и к административной ответ­ственности, налагаемой в судебном порядке. Уголовное дело в отношении любого судьи может быть возбуждено только Генеральным прокурором РФ на основании заклю­чения коллегии из трех профессиональных судей соответ­ствующего суда общей юрисдикции (Верховного Суда РФ или суда субъекта РФ) и с согласия соответствующей ква­лификационной коллегии судей.

Равенство всех перед законом и судом: суды не отдают предпочтения каким-либо органам, лицам, сторонам судебного процесса по признакам их государственной, социаль­ной, половой, расовой, национальной, языковой или полити­ческой принадлежности, в зависимости от происхождения, имущественного и должностного положения, места житель­ства, места рождения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и т.п.

Открытость, гласность, публичность судебного про­цесса. Данный принцип не означает абсолютного запрета на проведение закрытых судебных заседаний – в предус­мотренных законом случаях, связанных, в частности, с рассмотрением вопросов государственной, коммерческой тай­ны, тайны усыновления, интимных отношений сторон и др., могут проводиться и закрытые заседания; а также в це­лях обеспечения безопасности участников процесса, при этом решение (приговор) суда в любом случае оглашается публично.

Очность судебного разбирательства: по общему прави­лу участники процесса должны присутствовать в зале судебного заседания, суд и участники процесса должны иметь возможность задавать друг другу вопросы, давать пояснения и т.д. Заочное разбирательство возможно как в уголовном, так и в гражданском процессе, но только в каче­стве исключения в предусмотренных законом случаях и при обязательном условии, что такое разбирательство не будет препятствовать установлению истины. В практику судопроизводства вошли так называемые «видеопроцессы», особенно при рассмотрении уголовных дел в кассационной и надзорной инстанциях, в ходе которых суд и участники процесса находятся на значительном расстоянии друг от друга и общаются в прямом эфире; в данном случае принцип очности судебного разбирательства соблюдается, хотя отдельные вопросы такая процедура вызывает.

Доступность языка судопроизводства. Общим прави­лом является ведение судопроизводства и делопроизвод­ства в судах на государственном языке Российской Федера­ции или республики в составе Российской Федерации, однако в любом случае участвующим в деле лицам, не вла­деющим языком судопроизводства, обеспечивается право выступать и давать объяснения на родном языке либо на любом свободно избранном языке, а также пользоваться услугами переводчика.

 

ТЕМА 26. КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В СИСТЕМЕ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ

 

1. Конституционный Суд Российской Федерации – судебный орган кон­ституционного контроля: состав, порядок образования и срок полномочий.

2. Структура и организация деятельности Конституционного Суда Российской Федерации.

3. Принципы конституционного судопроизводства. Обращение в Кон­ституционный Суд Российской Федерации.

Литература

1. Об арбитражных судах в Российской Федерации: Федеральный кон­ституционный закон от 12.04.1995 // СЗ РФ. – 1995. – № 18. – Ст. 1589.

2. О судебной системе Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 (в ред. от 05.04.2005) // СЗ РФ. – 2005. – № 11. – Ст. 1274.

3. О Конституционном Суде Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 (в ред. от 05.04.2005)// СЗ РФ. – 2005. – № 11. – Ст. 1273.

4. О статусе судей в Российской Федерации: Закон Российской Феде­рации от 26.06.1992 (в ред. от 05.04.2005) // СЗ РФ. – 2005. – № 11. – Ст. 1278.

5. О судебных приставах: Федеральный закон от 4.06.1997 (с изм. и доп. от 29.06.2004) // СЗ РФ. – 1997. – № 30. – Ст. 3591.

6. О мировых судьях в Российской Федерации: Федеральный закон от 17.12.1998 (с изм. и доп. от 05.04.2005) // СЗ РФ. – 2005. – № 15. – Ст. 1278.

7. О третейских судах в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.07.2002 // СЗ РФ. – 2002. – № 30. – Ст. 3019.

8. Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 13.06.1996 № 63-ФЗ (в ред. на 24.07.2007) // СЗ РФ. – 1996. – № 25. – Ст. 2954.

9. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая: Федеральный закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ (в ред. на 26.06.2007) // СЗ РФ. – 1992. – № 32. – Ст. 3301.

10. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая: Федеральный закон от 26.01.1996 № 14-ФЗ (в ред. на 26.06.2007) // СЗ РФ. – 1996. – № 5. – Ст. 410.

11. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть третья: Федеральный закон от 26.11.2001 № 146-ФЗ (в ред. на 3.06.2006) // СЗ РФ. – 2001. – № 49. – Ст. 4552.

12. Семейный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.1995 № 223-ФЗ (в ред. от 21.07.2007) // СЗ РФ. –
№ 16. – 1996. – Ст. 16.

13. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации: Фе­деральный закон от 24.07.2002 // СЗ РФ. – 2002. – № 30. – Ст. 3012.

14. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации: Фе­деральный закон от 14.11.2002 (с изм. и доп. от 30.06.2002; 07.02.2001; 29.12.2004) // СЗ РФ. – № 46. – 2002. – 18 ноября. –
Ст. 4532.

15. Жилищный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2004 № 188-ФЗ // СЗ РФ. – № 1(ч.1). – 2005. – Ст. 14.

16. Грось,Л. Акты Конституционного Суда РФ и право на судебную защиту / Л. Грось // Российская юстиция. – 1998. – № 11, 12.

17. Зорькин, В.Д. Прецедентный характер решений Конституционного Суда Российской Федерации / В.Д. Зорькин // Журнал российского права. – 2004. – № 12. – С. 3.

18. Кажлаев, С.А. О нормотворчестве Конституционного Суда Россий­ской Федерации / С.А. Кажлаев // Журнал российского права. – 2004. – № 9. – С. 26.

19. Кряжков, В.А. Правовые позиции Конституционного Суда РФ в его интерпретации / В.А. Кряжков // Государство и право. – 2005. – № 11. – С. 13.

20. Кряжков, В.А. Правовые позиции Конституционного Суда России / В.А. Кряжков // Государство и право. – 2004. – № 4. – С. 118.

21. Петров. А.А. Основания отказа в принятии обращения к рассмотре­нию Конституционным Судом РФ / А.А. Петров // Журнал российского пра­ва. – 2004. – № 12. – С. 10.

22. Сасов, К.А. Конституционный Суд в судебной системе; общность задач правосудия и различия в их решении / К.А. Сасов // Конституционное и муниципальное право. – 2005. – № 7. – С. 25.

 

1. Конституционный Суд Российской Федерации - судебный орган кон­ституционного контроля: состав,
порядок образования и срок полномочий

Конституционный Суд РФ – судебный орган конституционно­го контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий су­дебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Полномочия, порядок образования и деятельности Конститу­ционного Суда РФ определяются Конституцией РФ (ст. 125) и Фе­деральным конституционным законом от 21 июля 1994 г. «О Кон­ституционном Суде Российской Федерации».

Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ. Конституционный Суд вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее 3/4 от общего числа судей.

Судья Конституционного Суда назначается на должность на срок 15 лет. Предельный возраст для пребывания в должности судьи – 70 лет. Назначение на должность судьи на второй срок не допускается.

Конституционный Суд наделен широкими полномочиями. Согласно ст. 3 указанного Закона в целях защиты основ конститу­ционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей ее территории Конституционный Суд РФ:

1) разрешает дела о соответствии Конституции РФ:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и со­вместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти ее субъектов;

в) договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов Федерации, дого­воров между органами государственной власти субъектов Феде­рации;

г) не вступивших в силу международных договоров РФ;

2) разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов Федерации;

в) между высшими государственными органами субъектов Федерации;

3)по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле;

4)дает толкование Конституции РФ;

5)дает заключение о соблюдении установленного порядка вы­движения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

6)выступает с законодательной инициативой по вопросам сво­его ведения;

7)осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Кон­ституцией РФ, Федеративным договором и федеральными конституционными законами; может также пользоваться правами, пре­доставляемыми ему заключенными в соответствии со ст. 11 Конституции РФ договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Федерации и органами государственной власти ее субъектов, если эти права не противоречат его юридической природе и предназначению в каче­стве судебного органа конституционного контроля.

Следует подчеркнуть, что Конституционный Суд решает ис­ключительно вопросы права. При осуществлении конституцион­ного судопроизводства он воздерживается от установления и ис­следования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.

Конституционный Суд рассматривает и разрешает дела в пле­нарных заседаниях и заседаниях палат.