Введение

Контрольная работа

 

На тему: «Иконография богоматери в искусстве Византии»

 

 

Направление: НХК

Выполнила:

Гуслистая Маргарита Евгеньевна

Студентка 1 курса группы № 11102-з

Преподаватель: Белкина О.С.

 

Москва


Содержание

Введение…………………………………………………...……………..3

1. Византийский иконографический канон……………...……………5

2. Иконография Богоматери………………...………………………….9

Заключение……………………………………………………………..14

Список используемой литературы…………………………………….15

Приложение……………………………………………...……………..16


Введение

Первые столетия существования Византийского государства можно рассматривать как важнейший этап в формировании мировоззрения византийского общества, опиравшегося на традиции языческого эллинизма и принципы христианства. Формирование христианства как философско-религиозной системы было сложным и длительным процессом. Христианство впитало в себя многие философские и религиозные учения того времени. Христианская догматика сложилась под сильным влиянием ближневосточных религиозных учений, иудаизма, манихейства. Оно являлось синтетической философско-религиозной системой, важным компонентом которой являлись античные философские учения. На смену непримиримости христианства со всем, что несло клеймо язычества, приходит компромисс между христианским и античным миросозерцанием.

Византия восприняла всецело почитание Богоматери, установившееся на греческом Востоке, в Сирии, Египте и Малой Азии, еще в древнейший период своей истории. Три главных праздника в честь Божией Матери: Рождество Божией Матери, Благовещение и Успение установлены были уже в VII веке. В самом начале художественного расцвета Византии мы встречаем и явное предпочтение, оказываемое государственной властью и церковной иерархией, как монументальному образу Спаса Вседержителя в куполах храмов, так и Богоматери с Младенцем на престоле в алтарной нише. Важнейшей стороной почитания Богородицы, что засвидетельствовано множеством чудотворных икон, является вера в Ее заступничество за род человеческий «по вся дни».

Византийское почитание Божией Матери основалось на примере самой столицы, где не только народ, но и власти, начиная с императоров, проявляли в этом культе высшее религиозное одушевление, и всенародные жертвы их отличались непрестанным рвением. С VI в. немаловажную роль в почитании Богородицы играют иконы Божией Матери.

Целью данной работы мы ставим разбор иконографии Богоматери в искусстве Византии.

Задачи:

1. Определить основные принципы композиции иконописи Византии.

2. Разобрать иконографические типы Богоматери, сложившиеся в Византии.

3. Привести примеры известных икон, отвечающих основным иконографическим типам.