РЕФЕРАТ. ВИДЫ РЕФЕРАТОВ
Реферирование – это интеллектуальный творческий процесс, включающий осмысление текста, преобразование информации анали-тико-синтетическим способом и создание нового (вторичного) текста.
Реферат – адекватное по смыслу изложение содержания первич-ного текста. Реферат отражает главную информацию, содержащуюся в первоисточнике, новые сведения, существенные данные.
По цели (назначению) рефераты можно разделить на три вида:
1) библиографические;
2) учебные;
3) рефераты для научно-популярных журналов.
Библиографический рефератхарактеризуется следующими при-знаками:
содержание реферата полностью зависит от содержания рефери-руемого источника;
реферат содержит точное изложение основной информации без искажений и субъективных оценок;
реферат имеет постоянные структуры: заголовочную часть с библиографическим описанием, собственно реферативную часть, в которой называются основная тема и проблематика источника, дается подробное или сжатое изложение наиболее важных вопросов, делают-ся выводы.
СТРУКТУРА БИБЛИОГРАФИЧЕСКОГО РЕФЕРАТА
1. Библиографическое описание.
2. Главная мысль реферируемого материала.
3. Изложение содержания.
4. Выводы автора (или референта) по реферируемому материалу.
Учебный реферат представляет собой изложение имеющихся в научной литературе концепций по заданной проблемной теме. Учеб-ные рефераты пишутся для того, чтобы показать, насколько глубоко вы изучили материал, как поняли его. Учебный реферат – это само-стоятельная научно-исследовательская работа, где вы раскрываете суть исследуемой проблемы; приводите различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее. Реферат должен быть:
информативным,
отличаться полнотой изложения,
объективно передавать содержание первичного текста,
корректно оценивать материал, содержащийся в первоисточнике.
Реферат может быть репродуктивным, воспроизводящим содержа-ние первичного текста, и продуктивным, содержащим критическое или творческое осмысление реферируемого источника.
Репродуктивные рефератыбывают двух видов: реферат-конспект и реферат-резюме.
Реферат-конспект содержит в обобщенном виде фактическую информацию, иллюстративный материал, сведения о методах исследо-вания, полученных результатах и возможностях их применения.
Реферат-резюме приводит только основные выводы, тесно свя-занные с темой текста.
Продуктивные рефератыпредставлены рефератом-обзором и рефератом-докладом:
Реферат-обзор составляется на основании нескольких первич-ных текстов, дает сопоставление различных точек зрения по конкрет-ному вопросу.
Реферат-доклад имеет развернутый характер, наряду с анализом информации, приведенной в первоисточнике, дает объективную оцен-ку состояния проблемы.
СТРУКТУРА УЧЕБНОГО РЕФЕРАТА НАУЧНОЙ СТАТЬИ
I. Вступление:
название статьи, где и когда напечатана;
сведения об авторе;
чему посвящена статья, в связи с чем написана;
метод исследования, используемый автором, и способ аргумен-тации (цифровые данные, ссылки на источники, схемы, эксперимен-тальные данные).
II. Перечисление основных вопросов, проблем, погумен-тации (цифровые данные, ссылки на источники, схемы, эксперимен-тальные данные).
II. Перечисление основных вопросов, проблем, положений,о которых говорится в статье.
III. Анализ самых важных, по мнению автора реферата, вопро-совиз перечисленных выше:
почему эти вопросы являются наиболее интересными;
что говорит по этим вопросам автор (не приводя иллюстраций, примеров, сказать об их наличии);
что вы думаете по поводу суждений автора.
IV. Заключение.Общий вывод о значении темы или проблемы статьи.
СТРУКТУРА УЧЕБНОГО ОБЗОРНОГО РЕФЕРАТА
I. Вступление:
тема (ее актуальность, степень разработанности, история вопроса и др.);
перечисление основных статей (работ, монографий), посвящен-ных данной теме;
сведения об авторах.
II. Основная часть:
параллельное изложение общих проблем, поднятых в разных ра-ботах, с сопоставлением позиций авторов;
изложение проблем, не являющихся общими для всех работ;
указание на сходство (различие) в материале, подходах, методах рассмотрения проблемы.
III. Заключение:
обобщение основных идей, содержащихся в реферируемых ра-ботах.
Резюме-выводы – это сжатые выводы. Выбор языковых средств для построения резюме-выводов подчинен основной задаче свертыва-ния информации: минимум языковых средств – максимум информа-ции.
Обычно резюме состоит из одного-трѐх четких, кратких предложе-ний, раскрывающих, по мнению автора, самую суть описываемого объекта.