РЕФЕРАТ. ВИДЫ РЕФЕРАТОВ

 

Реферирование – это интеллектуальный творческий процесс, включающий осмысление текста, преобразование информации анали-тико-синтетическим способом и создание нового (вторичного) текста.

Реферат – адекватное по смыслу изложение содержания первич-ного текста. Реферат отражает главную информацию, содержащуюся в первоисточнике, новые сведения, существенные данные.

По цели (назначению) рефераты можно разделить на три вида:

1) библиографические;

2) учебные;

3) рефераты для научно-популярных журналов.

 

Библиографический рефератхарактеризуется следующими при-знаками:

 содержание реферата полностью зависит от содержания рефери-руемого источника;

 реферат содержит точное изложение основной информации без искажений и субъективных оценок;

 реферат имеет постоянные структуры: заголовочную часть с библиографическим описанием, собственно реферативную часть, в которой называются основная тема и проблематика источника, дается подробное или сжатое изложение наиболее важных вопросов, делают-ся выводы.

 

СТРУКТУРА БИБЛИОГРАФИЧЕСКОГО РЕФЕРАТА

1. Библиографическое описание.

2. Главная мысль реферируемого материала.

3. Изложение содержания.

4. Выводы автора (или референта) по реферируемому материалу.

 

Учебный реферат представляет собой изложение имеющихся в научной литературе концепций по заданной проблемной теме. Учеб-ные рефераты пишутся для того, чтобы показать, насколько глубоко вы изучили материал, как поняли его. Учебный реферат – это само-стоятельная научно-исследовательская работа, где вы раскрываете суть исследуемой проблемы; приводите различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее. Реферат должен быть:

 информативным,

 отличаться полнотой изложения,

 объективно передавать содержание первичного текста,

 корректно оценивать материал, содержащийся в первоисточнике.

 

Реферат может быть репродуктивным, воспроизводящим содержа-ние первичного текста, и продуктивным, содержащим критическое или творческое осмысление реферируемого источника.

Репродуктивные рефератыбывают двух видов: реферат-конспект и реферат-резюме.

Реферат-конспект содержит в обобщенном виде фактическую информацию, иллюстративный материал, сведения о методах исследо-вания, полученных результатах и возможностях их применения.

Реферат-резюме приводит только основные выводы, тесно свя-занные с темой текста.

Продуктивные рефератыпредставлены рефератом-обзором и рефератом-докладом:

Реферат-обзор составляется на основании нескольких первич-ных текстов, дает сопоставление различных точек зрения по конкрет-ному вопросу.

Реферат-доклад имеет развернутый характер, наряду с анализом информации, приведенной в первоисточнике, дает объективную оцен-ку состояния проблемы.

 

СТРУКТУРА УЧЕБНОГО РЕФЕРАТА НАУЧНОЙ СТАТЬИ

 

I. Вступление:

 название статьи, где и когда напечатана;

 сведения об авторе;

 чему посвящена статья, в связи с чем написана;

 метод исследования, используемый автором, и способ аргумен-тации (цифровые данные, ссылки на источники, схемы, эксперимен-тальные данные).

II. Перечисление основных вопросов, проблем, погумен-тации (цифровые данные, ссылки на источники, схемы, эксперимен-тальные данные).

II. Перечисление основных вопросов, проблем, положений,о которых говорится в статье.

III. Анализ самых важных, по мнению автора реферата, вопро-совиз перечисленных выше:

 почему эти вопросы являются наиболее интересными;

 что говорит по этим вопросам автор (не приводя иллюстраций, примеров, сказать об их наличии);

 что вы думаете по поводу суждений автора.

 

IV. Заключение.Общий вывод о значении темы или проблемы статьи.

 

СТРУКТУРА УЧЕБНОГО ОБЗОРНОГО РЕФЕРАТА

 

I. Вступление:

 тема (ее актуальность, степень разработанности, история вопроса и др.);

 перечисление основных статей (работ, монографий), посвящен-ных данной теме;

 сведения об авторах.

II. Основная часть:

 параллельное изложение общих проблем, поднятых в разных ра-ботах, с сопоставлением позиций авторов;

 изложение проблем, не являющихся общими для всех работ;

 указание на сходство (различие) в материале, подходах, методах рассмотрения проблемы.

III. Заключение:

 обобщение основных идей, содержащихся в реферируемых ра-ботах.

 

Резюме-выводы – это сжатые выводы. Выбор языковых средств для построения резюме-выводов подчинен основной задаче свертыва-ния информации: минимум языковых средств – максимум информа-ции.

Обычно резюме состоит из одного-трѐх четких, кратких предложе-ний, раскрывающих, по мнению автора, самую суть описываемого объекта.