КОНСПЕКТИРОВАНИЕ

ЖАНРЫ НАУЧНОГО ТЕКСТА

КОМПОЗИЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ НАУЧНОГО ТЕКСТА

 

Композиция – это строение, соотношение и взаимное расположе-ние частей произведения. Любое научное произведение, независимо от области науки и жанра, содержит две взаимосвязанные части: описа-тельную (обзорную) и основную. Введение входит в первую часть, за-ключение – во вторую.

В описательной (обзорной) части отражается ход научного иссле-дования. Во введении обосновывается актуальность научного исследо-вания, формулируются предмет исследования, цели и методы, излага-ется, при необходимости, история вопроса и прогнозируется ожидаемый результат.

В основной части научного произведения освещаются методика и техника исследования, а также полученный результат. Все материалы, не являющиеся принципиально важными для понимания проблемы, выносятся в приложение. Для научного исследования обязателен спра-вочно-библиографический материал, который помещается в конце ра- боты. Выбор композиции научного произведения, еѐ детализация зави-сят от области науки, жанра, от вида решаемой научной задачи, из-бранного метода исследования и т. д.

Для учебной сферы деятельности наиболее актуальны жанры учеб-но-научной и научно-информативной литературы. Обучаясь в вузе, студенты пишут конспекты, тезисы, рефераты, доклады, курсовые и дипломные работы, полезны также навыки написания отзыва, рецен-зии, научной статьи, аннотации и т. п.

Каждый из этих жанров имеет свои специфические черты.

 

Конспектирование – процесс мыслительной переработки и пись-менной фиксации основных положений читаемого или воспринимае-мого на слух текста. При конспектировании происходит свѐртывание, компрессия первичного текста. Результатом конспектирования являет-ся запись в виде конспекта.

Конспект – особый вид вторичного текста, в основе которого ле-жит аналитико-синтетическая переработка информации исходного текста. Конспект выявляет, систематизирует и обобщает наиболее ценную информацию, позволяет восстановить, развернуть исходную информацию. При конспектировании необходимо отбирать новый и важный материал, связывать его со старым, уже известным и выстраи-вать материал в соответствии с логикой изложения. Конспект должен обладать содержательной, смысловой и структурной целостностью.

С точки зрения объема (степени сжатия), конспект может быть кратким, подробным или смешанным; по степени соответствия перво-источнику – интегральным или выборочным. По количеству перераба-тываемых источников конспект может быть монографическим или сводным (обзорным), с точки зрения предъявления информации, кон-спект составляется на основе чтения или слушания. В зависимости от формы представления информации в конспекте и от степени свернуто-сти в конспекте первичного текста различают следующие виды кон-спектов:

 конспект-план;

 конспект-схема;

 текстуальный конспект.

 

Подготовка конспекта включает несколько этапов.

Этап 1. Выделяются смысловые части, т. е. вся информация, отно-сящаяся к одной теме, группируется в один блок.

Этап 2. В каждой смысловой части формулируется тема с опорой на ключевые слова и фразы.

Этап 3. В каждой части выделяется главная и дополнительная по отношению к теме информация.

Этап 4. Главная информация фиксируется в конспекте в разных формах: в виде тезисов, выписок (текстуальный конспект), в виде во-просов, выявляющих суть проблемы, в виде назывных предложений (конспект-план и конспект-схема).

Этап 5. При необходимости приводится дополнительная инфор-мация.