Имеющийся задел у высшего учебного заведения - заявителя инвестиционного проекта.

Обоснование инвестиционных проектов учреждений высшего профессионального образования

Рациональное использование инвестиционных ресурсов, особенно в условиях недостаточного бюджетного финансирования, предполагает конкурсную основу распределения инвестиций между отдельными учреждениями в сфере высшего профессионального образования. Поэтому каждый вуз неизбежно сталкивается с проблемой подготовки инвестиционных проектов и их тщательного обоснования, в том числе обоснования потребности в привлекаемых инвестиционных ресурсах. В этой связи представляется важным рассмотреть вопросы определения хозяйственной необходимости, технической возможности, коммерческой, экономической и социальной целесообразности инвестиционных проектов, а также общие вопросы инвестиционной политики УВПО.

1. Общие вопросы инвестиционной политики учреждений высшего профессионального образования

Инвестиционная деятельность в вузе реализуется в ходе осуществления инвестиционной политики. Разработка данной политики индивидуальна для каждого учреждения и определяется рядом факторов. К основополагающим относятся:

· динамика спроса и предложений на подготовку специалистов, научно-техническую продукцию, иные услуги, работы и товары, производимые высшим учебным заведением;

· качество и цена "продукции" вуза;

· особенности общей стратегии вуза;

· финансово-экономическое положение образовательного учреждения;

· возможность получения поддержки (из бюджетов других уровней, юридических и физических лиц, иностранных инвесторов);

· наличие собственных финансовых инвестиционных ресурсов;

· наличие достаточного кадрового, материально-технического и интеллектуального потенциала для реализации инвестиционных проектов;

· наличие современной системы управления и информационной инфраструктуры.

Конкретные направления и объекты инвестирования непосредственно связаны с "производственной" стратегией вуза (стратегическим планом развития), процесс выработки которой складывается из пяти основных этапов:

1. Определение концепции долгосрочного (на 3-10 лет) развития вуза.

Концепция эта формируется высшими органами управления вуза (ученым советом, ректоратом) с учетом тенденций развития системы образования, нахождения места в ней данного УВПО, определения круга потребителей образовательных услуг, научно-исследовательских работ, наличия стратегических партнеров и других факторов

2. Определение конкретных целей и постановка задач для их достижения.

В реализации этого этапа участвует не только центральное руководство, но и следующий уровень управления (факультеты, центры, научно-исследовательские институты в структуре вуза), которые разрабатывают среднесрочные и оперативные планы развития, обосновывают необходимость инвестиций, определяют их виды и направления.

3. Непосредственная разработка стратегии.

На данном этапе разрабатываются конкретные инвестиционные проекты структурными подразделениями, творческими коллективами вуза

4. Реализация выбранной стратегии.

Реализация выбранной стратегии предполагает как разработку, так и задействование механизмов, обеспечивающих достижение поставленных целей. К ним относятся организационные и экономические механизмы, формирующие

внутреннюю политику вуза. Последняя охватывает все подподразделения УВПО и направлена на выполнение разработанных мероприятий.

5. Контроль, анализ хода реализации стратегии.

Данный этап предусматривает мониторинг реализации стратегии и корректировку мероприятий в случае отклонения текущих результатов от конечных целей.

Необходимо отметить, что программы развития сферы высшего профессионального образования обычно имеют комплексный характер и охватывают сразу несколько направлений инвестиций. Сказанное относится, в том числе к федеральным целевым программам, целевым программам Министерства образования, а также к международным программам поддержки и развития системы образования.

2. Основные разделы и обоснование инвестиционного проекта

Инвестиционный проект должен, как правило, содержать ряд разделов, описывающих суть проекта, а также подтверждающих обоснованность и возможность его реализации.

2.1. Цель проекта, объекты инвестиций.

Данный раздел должен содержать:

2.1.1. Обоснование выбора вида деятельности УВПО, развитие которого предусматривает проект (анализ состояния дел по выбранному направлению, актуальность проекта для развития системы образования).

2.1.2. Цель проекта и ее соответствие стратегическому плану развития вуза (сферы высшего профессионального образования), описание и обоснование выбора конкретных объектов инвестиций

2.1.3. Финансовые, организационные и правовые условия начала проекта (необходимость опубликования дополнительных нормативных актов, открытия структурных подразделений, регистрации юридических лиц, получения лицензий, предварительных финансовых поступлений до начала реализации проекта).

2.1.4. Внешние факторы воздействия и условия реализации проекта

Данный раздел включает:

2.2.1. Описание имеющегося потенциала вуза для реализации проекта (площади, технические средства, научное, научно-методическое и учебно-методическое обеспечение, информационные и интеллектуальные ресурсы, кадры, регио-нальные особенности, международные связи, стратегические партнеры, наличие свободных финансовых ресурсов и т. п.)

2.2.2. Подтверждение опыта выполнения проектов, аналогичных заявляемому, или работ, необходимых для подготовки к реализации заявляемого проекта.

2.3. Партнеры (соисполнители) и инвесторы проекта.

В данном разделе приводится следующая информация:

2.3.1. Данные о наименовании, организационно-правовом статусе, финансовом состоянии и потенциале всех партнеров (соисполнителей) по инвестиционному проекту.

2.3.2. Данные о наименовании, организационно-правовом статусе инвесторов, наличие документов, подтверждающих возможность (в частности, финансовую состоятельность) и готовность их участия в софинансировании (в том числе путем передачи материальных ценностей и нематериальных активов) заявляемого инвестиционного проекта.

2.3.3. Объем внебюджетных средств вуза, выделяемых для реализации инвестиционного проекта.