Введение
Воронеж 2009
Учебное пособие
А.В. Ростова
ЭКОНОМИКА В ОБРАЗОВАНИИ:
КУРС ЛЕКЦИЙ
А.В. Ростова
ЭКОНОМИКА В ОБРАЗОВАНИИ:
КУРС ЛЕКЦИЙ
Утверждено Редакционно-издательским советом
университета в качестве учебного пособия
Воронеж 2009
ББК 65.9(2)99
Ростова А.В. Экономика в образовании: курс лекций: учеб. пособие / А.В. Ростова. Воронеж: ГОУВПО «Воронежский государственный технический университет», 2009. – 132 с.
В учебном пособии изложен теоретический материал и приведены примеры решения задач по дисциплине «Экономика в образовании», которые позволяют подготовить квалифицированных специалистов, способных успешно работать в рыночных условиях.
Издание соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 230200 «Информационные системы», специальности 230202 «Информационные технологии в образовании», дисциплине «Экономика в образовании».
Предназначено для студентов всех форм обучения.
Учебное пособие подготовлено на магнитном носителе в текстовом редакторе MSWord 2003 и содержится в файле «ИТ LECTURE-ECON. doc»
Табл. 4. Ил.4 . Библиогр.15 назв.
Научный редактор канд. экон. наук, доцент Л.Я. Иванова
Рецензенты: кафедра «Финансы и кредит»
институт менеджмента, маркетинга и
финансов» (зав. кафедрой канд. экон. наук,
доц. О.М. Фокина);
д-р. экон. наук, проф. И.А. Каблашова
© Ростова А.В., 2009
© Оформление. ГОУВПО «Воронежский
государственный технический
университет», 2009
Социально-экономическая значимость образования в целом и профессионального образования в частности, его роль в научно-техническом прогрессе, духовной жизни общества, в развитии и качественном совершенствовании всей экономики общепризнанны. Конкуренция стран в экономической области сводится в современных условиях рыночного хозяйства к конкуренции в области науки и техники и, как следствие, к конкуренции в области подготовки и организации использования квалифицированных кадров.
Основным предметом рассмотрения в данной работе стали экономические процессы, регулирующие функциониро-вание и развитие системы образования – как отрасли сферы услуг и национальной экономики в целом – в процессе их формирования и развития. Объектом изучения при этом является система образования, выраженная в форме норм, методов и инструментария, посредством которых определяются цели и взаимно обуславливающие условия эффективного функционирования и развития системы образования.
Развитие системы образования зависит от содержания образования и методов его определения; психолого-педагогических аспектов образования на его различных уровнях; методов оценки индивидуальной, микро- и макроэкономической эффективности образования; вопросов определения потребности личности в образовательных услугах; вопросов определения потребностей общества и государства в специалистах с различными уровнями профессиональной подготовки и т.п.
Содержание учебного пособия имеет достаточно универсальный характер и может быть адаптировано для любых типов образовательных подсистем и образовательных учреждений.
Тема 1. Юридические и экономические основы деятельности образовательных учреждений