Виды познавательной деятельности
Теория познания
Познание – это духовная деятельность, направленная на приобретение и развитие знаний.
Источник познания – внешний мир, окружающий человека.
Формы познания | ||
Чувственное познание | Рациональное познание | Иррациональное познание |
-Ощущение;-Восприятие;-Представление. | -Понятие;-Суждение;-Умозаключение. | Интуиции;Мистические «озарения» |
Даёт представление об отдельных, внешних сторонах вещей | Раскрывает внутреннюю природу вещей, их сущность. |
Цель познания – в достижении истины, в правильном, достоверном знаний об окружающей действительности.
Ощущение – это отражение свойств сторон предметов и явлений объективного мира, возникающее при их непосредственном воздействии на органы чувств.
Восприятие – это целостное отражение предметов и явлений при воздействии на органы чувств.
Представление – это мысль, отражающая существенные, общие свойства, признаки предмета или явления.
Суждение – это мысль, утверждающая или отрицающая что-либо через связь понятий.
Умозаключение – это вывод (следствие) из нескольких логически связанных суждений.
Субъект познания– это человек или общество в целом, а объект познания – это отдельный предмет или весь окружающий мир.Истина – это соответствие между самой действительностью и нашими мыслями о действительности (Аристотель). Правда – это истина в соотношении между людьми. (Истина = правда)
Истина | |||||
По содержанию | По применению | По форме | |||
Объективна | Конкретно | Субъективна | |||
Т. е. существует независимо от человека (от людей) | Т. е. всегда относятся к определённой, конкретной области действительности в конкретные время | носителем истины является субъект | |||
Относительная | Абсолютная | ||||
Т. е. налицо неполное, ограниченное знание | Т. е. полностью исчерпывает предмет и не может быть опровергнута при дальнейшем развитии познания | ||||
Критерии истины – это общественно-историческая практика, т. е. деятельность людей по преобразованию окружающего мира.Так как потребность в познании действительности во многом зародилась из практических нужд человека, то практика не только критерий истины, но основа и движущая сила познания. «Знание – сила» (Ф. Бэкон) Чем больше знаю, тем больше область незнания (парадокс); «То, что мы знаем, ограничено, а то, чего мы не знаем, - бесконечно» (П. Лаплас); «Меня желание вечное томит, чем больше познаю, тем меньше знаю» (Т. Кампанелла).
Познавательная деятельность – это особый процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование. Деятельность человека основана на использовании знаний накопленных человечеством.
Научное познание: Теория – это логически обоснованная система знаний о целостной группе явлений, о закономерностях существования этой группы явлений.Гипотеза – это предположение, догадка.Закон – это наиболее существенные связи между отдельными свойствами и сторонами явлений.Способы получения научных знаний:
Научное наблюдение – это целенаправленное созерцание, восприятие предметов и явлений в их естественном виде (т. е. такими, какие они есть в действительности); Эксперимент – это исследование в специально созданных, искусственных условиях; Моделирование – это воспроизводство одного предмета посредством другого (аналогичному ему); Анализ – это расчленение предмета на образующие его элементы, стороны, чтобы понять их место, выделить главное; Синтез – это вещественное или мысленное объединение частей, сторон предмета с целью раскрыть их внутренние связи и присущие предмету закономерности; Индукция – это движение мысли от единичных явлений к общим выводам; Дедукция – это движение мысли от общего к частному; Ненаучное познание:
Ненаучное познание | ||||
Мифологическое мышление | Жизненная практика | Народная мудрость и здравый смысл | Паранаука | Художественное познание |
Миф не сказка, а образ мышления, объясняющий реальную жизнь. Мифология – это основной способ понимания мира на ранних стадиях общественного развития.
Мифы | |
Творения | Создание мира сверхъестественным существом – Богом, колдуном, др. |
Развития | Превращение бесформенного состояния, «хаоса», в космос |
Календарные | Умирание и воскрешение богов и героев |
Эсхатологические | Грядущая гибель, конец света |
Биографические | Рассказ о богах и героях, об их делах |
Обыденное познание – это накопление знаний в процессе жизни конкретного человека.
Практическая деятельность(Знания, Нормы поведения) Жизненная практика, или опыт повседневной жизни, - это знание, умения, навыки, образцы поведения, накопленные в процессе осмысления жизни. Народная мудрость – это коллективный опыт многих поколений людей в виде поучений, преданий, примет, загадок. Здравый смысл – это неосознанные, опирающиеся на жизненный опыт, способы объяснения и оценки наблюдаемых явлений внешнего и внутреннего мира.
Паранаука – это обозначение гипотез и представлений, объяснение которых не имеет строго научного объяснения, но иногда приводят к научным знаниям. Познание средствами искусства, или художественное познание, даёт эмоциональное и яркое представление об облике героев прошлого, их чувствах, мыслях, поведении, помогает ощутить дух времени. Социальное познание: Социальное познание – это познание обществом самого себя с помощью изучения социальных явлений.
Самопознание – это познание собственного «Я», его специфики и границ, его ошибок и реакций, его предрасположения и способности, его силы и слабости. Особенности формирования самооценки: 1. Соотношение реального с идеалом (реальный образ <-> идеальный образ); 2. Самооценка себя, через оценку других; 3. Самооценка себя, через отношения к своим успехам. Успех – это достижение чего-либо. Притязание – это цели и требования, проставленные человеком пред собой
«Познай самого себя» (Изречение, высеченное на колонне при входе в храм Аполлона в Дельфах, приписываемое «семи мудрецам»); «Познай самого себя, и через это познаёшь мир» (Н. А. Бердяев)
Культура духовная и материальная.Культура- Это всё, что создано человеком (обществом) в результате физического и умственного труда. Это нравственное состояние человека (общества), определяемое материальными условиями жизни и выражаемое в его быте, воспитание, в достижениях науки, искусства, литературы
Культура – это духовные и материальные ценности, созданные человеком.Формы культуры:
Элитарная (высокая) | Народная | Массовая (популярная) |
Сложная по содержанию и трудная для восприятия; адресована узкому кругу профессионалов и привилегированной части общества | Создаётся неизвестными творцами – непрофессионалами; адресована народу | Адресована всем, без различия классов, наций, пола, т. е. массам в обществе потребителя |
Картина Пикассо, фильмы Тарковского | Частушки, танцы, сказки | Телевиденье, поп-музыка |
Духовная культура:Результат духовной деятельности (духовного творчества) людей; Существует в сознании человека; Связана с материальной культурой. Духовная деятельность – это сочетание производства и потребления духовных ценностей.
Духовные ценности: картины, музыка, научные открытия, учения, церемонии, ритуалы, мифы, идеи, знания, обычаи, традиции, язык, навыки, нормы и идеалы, образцы деятельности и поведения, гипотезы, верования, социальные идеи, ценностные ориентации. Духовные ценности производиться для потребления, т. е. удовлетворения духовных потребностей.
Искусство Это одна из форм общественного сознания и специфическая духовно-практическая деятельность по освоению мира. Это высокий уровень мастерства в любой сфере деятельности, указывает на красоту и совершенство её продукта.
Главная задача искусства не в создании красоты ради эстетического удовольствия, а в образном освоение деятельности.
Функции искусства | |||
Повествовательная, познавательно-эвристическая | Это знание и просвещение | ||
Информационно-коммуникативная | Это общение, обобщение, сообщение | ||
Концептуально-рефлекторная | Это философско-эстетический и художественно-эстетический анализ и диагноз состояния мира | ||
Прогностическая, футурологическая | Это предвосхищение, предсказание | ||
Общественно-преобразующая | Это духовно-практическая деятельность | ||
Интеллектуально-нравственная | Это фактор развития личности, её ценностно-смысловых ориентиров | ||
Эстетическая | Это развитие способностей художественного восприятие и творчества | ||
Гедонистическая | Это наслаждение | ||
Психологическое воздействие на подсознание человека | Это воображение, внушение, гипноз | ||
В отличие от науки отражает действительность не в понятиях, а в художественных образцах. «Искусство есть такая же потребность для человека, как есть и пить» (Ф. И. Достоевский);«Искусство – это мышление в образах» (В. Г. Белинский).
Формы религии:
Фетишизм | Магия | Анимизм | Тотемизм | Шаманизм | Спиритизм |
Поклонение неодушевленным предметам, которым приписываются сверхъест. свойства | Действия и обряды для сверхъест. воздействия на окружающий мир | Вера в душу и в духов и их влияние на людей | Вера в таинственную связь (родство) между человеческими группами и животными и растениями | Вера в способность особых людей быть посредниками между людьми и духами | Вера в посмертное существ. душ умерших и контакт с ними |
Религия – это определённые взгляды и представления людей, соответствующие обряды и культы.
Ядром религии является вера.
Свобода совести – это право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой (т. е. быть атеистом)