ОСЛАБЛЕНИЕ ВОЗБУЖДЕНИЯ ТЯГОВЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ

ВТОРАЯ - ПЯТНАДЦАТАЯ ПОЗИЦИИ КОНТРОЛЛЕРА МАШИНИСТА

Машинист, переводя штурвал контроллера с одной позиции на другую, замыкает его контакты, подавая напряжение на тяговые электромагниты МР1 — МР4 объединенного регулятора дизеля. Включение электромагнитов в определенных комбинациях приводит к изменению затяжки всережимной пружины регулятора, т.е. к изменению частоты вращения коленчатого вала и мощности дизеля.

Питание электромагнитов осуществляется от автомата АУ «Управление общее» через контакты контроллера машиниста: от 10-го контакта через провода 1637, 1638 и 1503 — на катушку МР1; от 9-го контакта через провода 1625, 1626 и 1500 — на катушку МР2; от 8-го контакта через провода 1643, 1644 и 1506 — на катушку МРЗ; от 2-го контакта через провода 1647, 1648 и 1507 — на катушку МР4. «Минус» на катушки тяговых электромагнитов подается от разъема 2М. От 5-го контакта контроллера машиниста на второй позиции включается также реле управления РУ8.

Реле управления РУ8 имеет пять контактов:

1. на второй позиции контроллера при работающем дизеле размыкающий контакт реле отключает вентиль отключения топливных насосов ВТН;

2. замыкающий контакт обеспечивает трогание тепловоза только с первой позиции;

3. третий размыкающий контакт реле, начиная со второй позиции, увеличивает сигнал задания по напряжению в селективном узле системы возбуждения тягового генератора;

4. четвертый и пятый замыкающие контакты применяются при работе схемы осушки сжатого воздуха.

 

Система возбуждения тягового генератора позволяет в процессе разгона тепловоза и уменьшения тока нагрузки увеличивать напряжение, поддерживая постоянной мощность генератора. При определенной скорости наступает ограничение по напряжению. Дальнейшее увеличение скорости вызывает уменьшение тока при почти постоянном напряжении и приводит к снижению мощности генератора. Регулятор дизеля уменьшает подачу топлива, мощность дизеля будет недоиспользоваться и дальнейшего возрастания скорости не будет или оно будет очень незначительным.

Ослабление возбуждения тяговых двигателей применяется для расширения диапазона скорости движения тепловоза, при котором происходит полное использование мощности дизеля. Для обеспечения плавности движения тепловоза в момент перехода на ослабленное возбуждение и обратно, предотвращения повреждения электрических машин в результате переходных процессов в силовой цепи тепловоза необходимо соблюдение условия постоянства мощности до и после перехода. В связи с этим шунтирующие резисторы выбирают таким образом, чтобы переход на ослабленное возбуждение происходил непосредственно перед началом ограничения мощности на внешней характеристике генератора.

На тепловозе используется автоматическое двухступенчатое ослабление возбуждения тяговых двигателей с помощью реле перехода РП1 и РП2. Эти реле управляют контакторами ВШ1 и ВШ2. Катушки напряжения реле включены через регулировочные резисторы СРПН1 и СРПН2 на напряжение тягового генератора, поэтому ток в них пропорционален напряжению генератора и может быть отрегулирован данными резисторами.

Цепь питания катушки напряжения реле РП1:«плюс» выпрямительной установки (провод 648) → провод 647 → размыкающий вспомогательный контакт ВШ1 → провод 646 → ступень резистора СРПН1 → провод 639 → катушка напряжения РП1 → провод 637 → «минус» выпрямительной установки. Токовые катушки реле РП1 и РП2 включены на выход выпрямительных мостов ШP-4 блока БС4, трансформаторов постоянного тока. Следовательно, ток в токовых катушках пропорционален току нагрузки тягового генератора.

Цепь питания токовых катушек РП1 и РП2:провод 549 → шунт Ш6 → провода 492 и 491 → токовые катушки РП1 и РП2 → провода 437 и 533 → резистор обратной связи по току Р1 — Р8 потенциометра ССУ1 → провода 487 и 503 → «минус» выпрямительных мостов ШР-2 блока БСЗ. При увеличении скорости тепловоза и уменьшении тока нагрузки тягового генератора удерживающее усилие токовой катушки уменьшается. Одновременное увеличение напряжения усиливает действие тока катушек напряжения, что и вызывает срабатывание реле.

Это происходит в определенных точках тяговой характеристики (перед началом ее ограничения по напряжению) и соответственно при определенных скоростях тепловоза, приблизительно равных для первой ступени 40 км/ч, для второй — 60 км/ч. После включения реле РП1 его контакт подает питание на электропневматический вентиль группового контактора ослабления возбуждения ВШ1.

Цепь питания контактора ВШ1:замкнутый с 4-й по 15-ю позицию контакт 7 контроллера машиниста → провода 1615, 1814 → контакты тумблера ТУП → провода 1857, 1695, 1517 → контакты реле РП1 → провода 901, 1515 → размыкающий с выдержкой времени на замыкание контакт реле времени РВ2 → провода 1514, 2130 → катушка ВШ1 → провода 1527, 1525, 1622, 1809 → «минус» цепей управления 2М-4.

Контактор ВШ1 главными контактами подключает параллельно обмоткам возбуждения тяговых двигателей резисторы его ослабления СШ1 — СШ6. В результате по обмоткам возбуждения протекает 57 — 63 % тока якоря. Например, для шестого тягового двигателя цепь подключения следующая: зажим С2 обмотки возбуждения → провод 634 →замыкающий главный контакт ВШ1 → резистор CШ6 (Р5 — Р4) первой ступени ослабления возбуждения → провод 631 → зажим С1 обмотки возбуждения.

Контактор ВШ1 имеет три блокировочных контакта:

1.размыкающий контакт (647, 646) вводит в цепь катушки напряжения дополнительную ступень резистора СРПН1, необходимого для того, чтобы скорость отключения реле была 30 км/ч;

2.замыкающий контакт (645, 644) собирает (готовит) цепь питания катушки реле РП2;

3.замыкающий контакт (1520,1505) обеспечивает самопитание ВШ1, чем исключается звонковая работа при боксовании тепловоза.

 

Включение второй ступени ослабления возбуждения от реле РП2 и подключение параллельно обмоткам возбуждения тяговых двигателей резисторов СШ1 — СШ6 второй ступени происходят аналогично. Ток, проходящий по обмотке возбуждения, уменьшается до 35 — 39 % тока якоря.

Уменьшение скорости движения вызывает увеличение тока тягового генератора и снижение его напряжения, что приводит к отключению реле перехода РП2 (переход на первую ступень ослабления возбуждения), а затем и РП1 (переход на полное возбуждение). Тумблер ТУП«Управление переходом» в цепи питания катушек вентилей групповых контакторов ВШ1 и ВШ2 служит аварийным отключателем схемы ослабления возбуждения в случае появления в ней неисправности.