Некоторые бидаа и ошибки, совершаемые во время джума.
Выпадение праздничных намазов на пятницу.
Если праздничная молитвы выпадет на пятницу, то более достоверное мнение, что праздничной молитвы достаточно, а молитвы джума становится желательной, но имам обязан провести джума для тех, кто пришёл.
Шейх аль-Ислам Ибн Теймийа предпочёл это мнение.
Шейх Сыддыкъ Хасан Хан говорил: “Из числа доказательств тому, что праздничные молитвы являются обязательными, служит то, что если праздничная совпадает с пятничной молитвой в один день, то пятничная молитва уже не является обязательной. А то, что не является обязательным в своей основе, никак не может отменить обязательное предписание!” См. “ар-Раудату-ннадийя” 1/142.
И действительно, если бы праздничная молитва не обладала таким же статусом, то она не отменяла бы обязательность совершения пятничной молитвы.
Зайд ибн Аркъам рассказывал: “Однажды посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) совершил праздничную молитву, а после этого, когда настало время пятничной молитвы, он сказал: «Кто желает совершить эту молитву, пусть совершит»”. Абу Дауд, 3/407, Ибн Маджах 1/415. Достоверность хадиса подтвердили имам Ибн аль-Мадини, аль-Хаким, имам аз-Захаби, хафиз аль-Бусайри, шейх аль-Альбани, шейх ‘Абдуль-Къадир аль-Арнаут и Шу’айб аль-Арнаут. См. “аль-Мугъни” 2/385, “Тальхисуль-хабир” 2/178, “Ируауль-гъалиль” 2/135 и «Булюг аль-Марам» №448.
Тот, кто сделал праздничный намаз и решил, что не пойдёт на джума, то надо ли ему совершать зухр?
Имам аш-Шаукани сказал: «Такому человеку больше ничего не надо делать до молитвы аль-аср».
Об этом также упоминали Ибн Аббас и Ибн аз-Зубейр, также это мнение Атъо и аль-Магриби в «Шарх Булюг аль-Марам».
Шейх аль-Ислам Ибн Теймийа сказал, что зухр всё равно читается, ибо праздничный намаз заменяет джума, но не зухр.
Шейх аль-Аззази сказал, что второе мнение безопаснее, но первое мнение сильнее.
1) В день джума нет никаких времён несчастий, как говорят некоторые, ибо наоборот в день джума есть благое время.
2) Ставить специального чтеца для чтения Курана перед азаном.
3) Крики, дуа и т.д. во время хутбы.
4) Громкое произношение «Амин» во время дуа.
5) Минбар, более чем в 3 ступеньки это не бидаа, а ошибка, если он не разрывает ряды.
6) В первой хутбе делать дуа – ошибка.
7) После второй хутбы заставлять читать определённые суры.
8) Делать «сунну» перед джума.
9) Стелить коврики и шапочки.
10) Имаму, во время поднятия на минбар, не надо делать дуа.
11) Сидеть под минбаром, в надежде на исцеление.
12) Не делать хутбу как положено.
13) Делать 2 ракаата, когда имам садится между хутбами.
14) Очень короткая вторая хутба, которую ограничивают только дуа, хотя и первая и вторая должны быть одинаковыми по длительности.
15) Порицается использовать умные слова в хутбе или в стихотворной форме.
16) Удерживание от 2 ракаатов приветствия мечети.
17) Хатыб и присутствующие не должны поднимать руки, когда делают дуа.
18) Делать джума в маленьких мечетях (во дворах и закоулках) – ошибка, но джума сахих.
19) Делать зухр после джума – бидаа.
20) Ставить маленького ребёнка возле двери и связать его большие пальцы на ногах ниткой и требовать от него, чтобы он их порвал, как только он это сделает, он сможет ходить через две недели – бидаа.