Запрещено устраивать торговлю в мечети.

Собираться в кружки или прочее перед джума.

Что касается простых уроков или каких-либо наставлений до пятничного намаза, то это не относится к самой пятничной хутбе, во время которой заговаривать харам. Просто хутба является в пятницу частью молитвы.

Кстати на счет уроков и увещеваний до джумуа, то лучше этого не делать. Сообщается от ‘Абдулллаха ибн ‘Амра, который передал: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) запрещал собираться в кружки до пятничной молитвы в пятницу». Абу Дауд 1079, ат-Тирмизи 322, ан-Насаи 714, Ибн Маджах 749. Шейх Ахмад Шакир и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса.

Такие ученые, как шейх аль-Альбани и шейх Ибн ‘Усаймин, то они вообще отнесли к нововведению (бид‘а) собрания перед пятничной молитвой, даже если это делается с целью обучения. См. «аль-Люм’а фи хукмиль-иджтима’ ли-ддарс къабля салятиль-джуму’а».

Другие же ученые считали, что запрет связан с тем, что люди, собирающиеся в кружки для разговоров или уроков и т.п. будут мешать присутствующим, которые в соответствии с Сунной пришли пораньше, и желают читать Коран, поминать Аллаха, или совершать добровольные намазы.

Ученые Постоянного комитета (аль-Ляджднату-ддаима) относительно этого вопроса говорили, что не следует заниматься увещеванием или давать какие-либо уроки в пятницу до пятничной молитвы, как на это указывает упомянутый хадис. И они говорили, что подобного не делал ни посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), ни праведные халифы после него. Однако если есть нужда в увещевании или же разъяснении какого-либо важного вопроса для мусульман, то в этом нет ничего страшного, если только не придавать этому постоянный характер. См. «Фатауа аль-Ляджна» № 2761.

Также есть запрет на чтение стихов в мечети.

Передают, что Абу Хурейра, да будет доволен им всевышний Аллах, также рассказывал, что Хассан ибн Сабит аль-Ансари аль-Хазраджи читал стихи внутри мечети, и в это время мимо него прошел ‘Умар и строго посмотрел на него. Тогда Хассан сказал: «Я читал здесь стихи, когда здесь находился тот, кто был лучше тебя (т.е. Пророк, да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир)». (Этот хадис передали аль-Бухари 453 и Муслим 2485. См. «Булюг аль-Марам» №252).

Этот хадис свидетельствует о том, что в мечетях разрешается читать стихи, если эти стихи не порицаются мусульманским шариатом.

 

Не дозволено продавать и покупать, так же объявлять об этом, или о делах связанных с этим в зале определенном для молитвы, которая присоединена к мечети. Так как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Если вы ведите того, кто продает в мечети или покупает, то скажите: Да не даст успеха Аллах в твоей торговле!» (Хадис приводят имам ат-Тирмизий, 1321, так же аль-Хаким, 2/56. Шейх Альбаний подтвердил его достоверность. См. «Булюг аль-Марам» №254)

Также нельзя делать объявления в самих мечетях, так как мечети не были построены для этого. Также в этом хадисе передается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Если вы услышите, как кто-то возвещает в мечети о пропаже, то скажите ему: “Пусть Аллах не вернет тебе потерянное!” – ибо не для этого были построены мечети!» (См. «Булюг аль-Марам» №253 и Сахих Муслим №568 и 569)

(См. «Фатвы Постоянного Комитета. Фетва № 11967, вопрос №3 и Фетва № 12087, вопрос №11. Муфтий — абдуль-’Азиз ибн Баз, зам. — ‘абдуРразак аль-’Афифий)

Сказал шейх Ибн Джибрин:

Не разрешено продавать или покупать в мечети, будь то книги или что-либо еще, даже если прибыль будет использована для сирот.

Но нет ничего неправильного в том, чтобы положить вещи в специальную коробку и надписав на них цену, положить рядом с ними коробку для денег. Таким образом, тот, кто захочет сделать покупку может положить деньги в ящик и сделать покупку, без криков, снижение цены, предложений и т.п.

Аллаху известно лучше.

(См. «аль-Фатава шейх Ибн Джибрин», стр.32.)