Правовое положение населения России в XVII в.

В России, как во всяком средневековом государстве права всех сословий в определенном смысле были одинаковые. Для всех сословий не было свободы вероисповедания и свободы слова, было запрещено употребление табака и нецензурная брань в публичном месте и т.д. Однако сословные различия заключались в наборе привилегий и обязанностей. В XVII веке происходит под эгидой государства консолидация общества в виде сословной иерархии служебных обязанностей.

Обычный сельский крестьянский труд превращается в обязательную службу по обеспечению государственных нужд. Крестьянин должен был трудиться без личного интереса. Православная идеология обеспечивала почти апатичное отношение крестьян к мирской жизни, душевное состояние, отрешенное от прелестей земного мира. Трудиться надо было, чтобы трудиться, чтобы нести бремя по обеспечению государства, которое в условиях низкой производительности труда изымало у крестьян не только излишки, но и часть необходимого продукта. Крестьяне– это самое большое по численности непривилегированное податное сословие в России.

До середины XVII в. не было единого правового акта, который прикрепил бы юридически свободных крестьян к земле или к личности её владельца. Ещё на Земском соборе 1619 г. было принято решение переписать и разобрать тяглых обывателей, беглецов вернуть на старое место жительства, а закладников вернуть в тягло. Тогда эта попытка не удалась.

В 1627 — 1628 гг. правительство провело очередную перепись населения. Эта акция должна была помочь распределить и прикрепить податное население к определённым местам, т.е. носила финансово-полицейский характер.

Срок урочных лет после «смуты» был вновь сокращён до пяти лет (в 1607 г. он достигал 15 лет). В 1641 г. дворяне обратились к царю с просьбой отменить урочные годы, вместо этого был просто продлён срок сыска беглых до 10 лет, для вывезенных (другими хозяевами) до 15 лет.

В 1646 г. в ходе новой переписи было обещано прикрепить крестьян без урочных лет, навсегда, и это было сделано в Соборном уложении 1649 г., в главе «Суд о крестьянах». В соответствующих статьях Уложения говорилось об отмене «урочных лет». Беглых крестьян могли возвращать независимо от срока, прошедшего после их ухода от прежнего владельца, вместе с семьей и всем имуществом. В законе давался полный перечень всех существовавших категорий крестьянского населения, подчеркивалось при этом, что процесс закрепощения охватывал и государственных, и дворцовых крестьян, а также крестьян, принадлежавших духовенству, монастырям, а не только вотчинных и помещичьих. Закон устанавливал наказание для тех, кто принимал и скрывал у себя беглых крестьян.

Прикрепление крестьян к земле и личности землевладельца было оформлено как наследственное и потомственное состояние, характерное для социального положения всего крестьянского сословия. Статьи Соборного уложения подробнейшим образом определяли права землевладельцев на крестьян, их труд, имущество, личность, закрепляли полное бесправие, полную зависимость крестьян от произвола господ.

Создание четко отрегулированной системы крепостной зависимости отражало интересы государственной власти, так как позволяло более эффективно усиливать налоговое бремя, возлагая на помещиков полицейские функции и ответственность за уплату крестьянами государственных податей.

Все больше сближались по своему положению с крепостными крестьянами холопы и кабальные люди. Полных холопов в России к концу XVI в. было уже немного. Широкое распространение получило кабальное холопство. Кабала – письменное долговое обязательство, приводившее к потере свободы. Она использовалась для установления фактически крепостной зависимости. В соответствии с кабальным договором должник либо выплачивал проценты, либо погашал эти проценты службой. Еще, начиная с Судебника 1550 г., законодательство пыталось оградить от служилой кабалы и превращения в холопа представителей государственного служилого класса. Об этом также идет речь в Соборном уложении 1649 г. Землевладельцы переводили часть своих холопов и кабальных людей «на землю», и положение переведенных мало, чем отличалось от крепостного крестьянства. Наделы холопов и кабальных людей облагались государственным тяглом наряду с крестьянскими дворами.

Так, в XVII в. завершился процесс унификации в делении крестьян на черносошных и частновладельческих, произошло оформление правового статуса крепостных крестьян.

К середине XVII века существенно изменилось структура, такой социальной группы как «посадские люди». Это было городское население, которое включало гостей, гостиную сотню, суконную сотню, черные сотни и слободы. Различались они по размеру капитала. В 1649 году в Москве гостей было только 18 человек, в гостиной сотне состояло 158 человек, а суконной – 116. Посадские люди других городов и черных сотен и слобод Москвы делились на лучших, середних и молодших. Гости и торговые люди гостиной и суконной сотен освобождались от тягла и повинностей с двора; от пошлины за «питье» и постоялой повинности; от пени с огня и топки; подворной повинности, перевозов, проезжего мыта и мостовщины.

Царь и правительство назначали, «жаловали» в число гостей гостиной и суконной сотен представителей так называемых черных сотен Москвы и провинциального купечества. Так, в 1647 году в гостиную сотню было переведено из московских черных сотен 104 человека и в суконную – 81. Таким образом, это были тяглецы, освобожденные от посадского тягла в связи с получением привилегий. Царская власть возлагала на них определенные обязанности, связанные с организацией торговли, раскладкой и сбором различных пошлин с тяглового населения. Ими же составлялись списки торговых людей по городам. Иными словами, они также исполняли государеву службу и становились служилыми людьми.

Среди городского населения довольно большой процент составляли служилые люди «по прибору» (стрельцы, казаки, пушкари и др.). Стрельцы селились в слободах, жили совместно с семьями, получали жалованье и, кроме военного дела, занимались промыслами, торговлей, огородничеством. Экономика еще не могла позволить государству содержать регулярную профессиональную армию. Эта категория городского населения, как и беломестцы освобождалась от тягла. Причем в ХУП в. отношения беломестцев и посадских людей серьезно обострилось. Часть населения городов переходило в «заклад» к беломестцам (не платившим податей), и тогда их налоговое бремя переходило к посадской общине. Заинтересованное в налогах государство в первой половине ХУП в. неоднократно в законодательном порядке запрещало «заклады» посадских и приобретение земель беломестцами. Окончательно вопрос разрешился в Соборном Уложении 1649 г. Все земли у беломестцев отбирались и возвращались в распоряжение посадов (в «государево тягло»), их продажа и заклад запрещались.

Лавки стрельцов и казаков были обложены налогами наравне с посадскими людьми. За нарушение законов о запрете продажи закладов назначались наказания кнутом. Городские земли стали считаться государственными. Установив равноправие в хозяйственной деятельности и городской торговле, Уложение практически ввело специфический вариант крепостного права в посадах, выразившейся в запрете продажи земли и самовольной перемены местожительства. Еще в 1637 году был учрежден специальный Сыскной приказ, который должен был осуществлять сыск прежних тяглецов и возвращать их на посад в случае их бегства от тягла. Однако сделки с землей продолжались, несмотря на запреты, и правительство постепенно перешло к такой политике, которая обязывала приобретателей земли нести повинности в полной мере.

Так в изменениях правового статуса посадского населения нашло отражение противоречие между признаками средневековой и современной цивилизаций, в рамках которых Россия развивалась в XVII в.

Хотя российское государство и вступало в цивилизацию нового времени, еще не реально говорить о правах и свободах, либеральных ценностях современной цивилизации ярко проявившихся в эпоху «Просвещения» и Великих революций на Западе. Российское право прямо зависело от власти. Причем, обязанности, вытекавшие из интересов государства, диктовали объем и виды прав.

Государство структурировало общество под свои нужды. Каждый член общества теперь нес службу, то есть выполнял комплекс обязанностей в отношении государства. Право было содержанием обязанности, оно не было связано со свободным волеизъявлением. Человек обладал правом только в рамках обязанностей. Причем привилегия заключалась не в праве что-либо делать, а в отсутствии какой-либо обязанности по сравнению с обязанностями другого сословия.

На протяжении XVII в. происходило множество войн, народных восстаний, в которых были значительные потери и среди служилого сословия, среди дворян и детей боярских. В силу этого наиболее привилегированной частью элиты общества оставалось «дворянство шпаги» (социальная группа соответствующая второй фазы средневековой цивилизации, клерикальной монархии). Государство старалось заинтересовать этот класс в службе, заботилось, чтобы после гибели воина его семья не осталась в нищете. Права поместных владельцев в рассматриваемый период постепенно увеличиваются, расширяются. Так, еще в 1618 г. было установлено, что поместья, принадлежавшие лицам, убитым на войне или пропавшим без вести, оставались во владении жен и детей, а при отсутствии таковых передавались «роду и племени» прежних помещиков. Царским указом поместные земли могли переводиться в вотчины. Можно было дать поместье в качестве приданного. Дворяне получили право покупки вотчин. Привилегия выступала как вознаграждение за службу, так как государство было не в состоянии расплатиться со служащим деньгами при отсутствии полномасштабных товарно-денежных отношений в стране.

Как благодарность за службу дворяне получили исключительное право занимать чиновные должности в приказах. Это свидетельствует о внимании государства к новой восходящей социальной группе «дворянству мантии» (социальная группа соответствующая третьей фазе развития средневековой цивилизации, сословно-представительной монархии). Происходит законодательное оформление государственной приказной службы, юридического статуса служилой бюрократии.

В 40-х гг. XVII в. появляется ряд законодательных актов общего характера (они касаются количества и источников комплектования подьячих), определяющих приказную службу. В 1640 г. было прямо запрещено принимать в подьячие духовных, посадских и пашенных людей. На протяжении всего XVII в. продолжался рост подьяческих штатов. Он диктовался, внутренними потребностями приказных учреждений, усложнением государственного управления, вызреванием абсолютизма. Складывался новый тип приказного человека, обязанного своей карьерой, благосостоянием личным качествам, опыту, квалификации и благосклонности вышестоящей администрации или царя «дворянство случая» (восходящая социальная группа, соответствующая четвертой фазе развития средневековой цивилизации, абсолютной монархии). При царе Федоре Алексеевиче (1676-1682 гг.) был разработан проект «Табели о рангах высших постов в органах управления и армии», который предусматривал разделение военной и гражданской службы, но тогда он не был реализован.

Таким образом, наложение черт средневековой и современной цивилизаций в XVII в. определило своеобразие социальной структуры российского общества и правового статуса различных групп населения. Произошло окончательное закрепощение крестьян, существенно изменилось положение посадских людей и дворянства. Утверждение крепостного права шло в разрез с развитием цивилизации нового времени, нуждающейся в свободных рабочих руках для развития промышленного производства. Для утверждения абсолютизма государство укрепляло правовой статус сословий, составлявших основу самодержавия.