Основные эксплуатационные требования к штифтовым, шпоночным и шлицевым соединениям.

Обозначение точности зубчатых колес и передач.

Точность изготовления зубчатых колес и передач задают степенью точности, а требования к боковому зазору — видом сопряжения. Примеры условного обозначения:

Рисунок 1 — 7—С ГОСТ 1643-81

— цилиндрическая передача со степенью точности 7по всем трем нормам, с видом сопряжения зубчатых колес С и соответствием между видом сопряжения и классом отклонений межосевого расстояния;

Рисунок 2 — 8—7—6—Ва ГОСТ 1643-81

— цилиндрическая передача со степенью точности 8 по нормам кинематической точности, со степенью 7 по нормам плавности, со степенью 6 по нормам контакта зубьев, с видом сопряжения В, видом допуска на боковой зазор а и соответствием между видом сопряжения и классом отклонений межосевого расстояния;

Рисунок 3 — 7—600y ГОСТ 1643-81

— передача 7-й степени точности с гарантированным боковым зазором 600 мкм (не соответствующим ни одному из шести видов сопряжений) и допуском на боковой зазор вида у;

Рисунок 4 — 7—Са /V—128 ГОСТ 1643-81

— передача со степенью точности 7 по всем нормам, с видом сопряжения колес С, видом допуска на боковой зазор а, более грубым классом отклонений межосевого расстояния Vи уменьшенным боковым зазором в 128 мкм.

 

Штифт —крепёжное изделие в виде цилиндрического или конического стержня, предназначенное для неподвижного соединения деталей, как правило, в строго определённом положении, а также для передачи относительно небольших нагрузок.

Все штифтовые соединения относятся к разъемным неподвижным соединениям. При необходимости штифты извлекают из отверстий и соединение разбирают. Штифты применяются для точного центрирования деталей типа крышек по отношению к корпусу с последующим закреплением болтами или винтами. Они могут применяться в качестве предохранительного или фиксирующего элемента при регулировках, а также для скрепления деталей машин, передающих небольшие нагрузки.

Основным типом являются цилиндрические штифты. Цилиндрические установочные штифты с направляющим конусом служат для фиксирования положения съемных деталей по плоскости. Цилиндрическая часть штифта входящая в основную деталь, соединяется с ней более плотно, чем часть штифта, входящая в съемную деталь.

Конические штифты применяют для крепления на осях и валах вращения и реже для фиксирования взаимного положения деталей на плоскости.

Штифты конические разводные являются разновидностью обычных конических штифтов, их также применяют для крепления на осях и валах тел вращения. Для предотвращения выпадения штифта разрезанный конец его разводят.

Шпонки по форме разделяются на призматические, сегментные, клиновые и тангенциальные. Предусмотрены разные исполнения шпонок некоторых видов, например, призматические шпонки с двумя закругленными торцами (исполнение 1), с одним закругленным торцом (исполнение 3) и с незакругленными торцами (исполнение 2), сегментные шпонки со срезанным краем сегмента (исполнение 2). Существуют затяжные (т. е. посаженные с натягом) и незатяжные шпонки. К затяжным шпонкам относятся тангенциальные, клиновые врезные и на лыске, фрикционные, к незатяжным — призматические и сегментные. Затяжная шпонка передаёт окружную и осевую силы, незатяжная — только окружную силу. Затяжная шпонка смещает центр тяжести надетой на вал детали на размер посадочного зазора и, как правило, приводит к перекосу детали, что является основной причиной их ограниченного использования.

Чаще всего шпонка используется для передачи вращающего момента в соединениях вала с зубчатым колесом или со шкивом, где невозможно прессовое соединение. Но возможны и другие решения, например – защита вала от проворота относительно неподвижного корпуса. В отличие от соединений с натягом, которые обеспечивают взаимную неподвижность деталей без дополнительных конструктивных элементов, шпоночные соединения – разъемные. Они позволяют осуществлять разборку и повторную сборку конструкции с обеспечением того же эффекта, что и при первичной сборке. Призматические шпонки дают возможность получать как подвижные, так и неподвижные соединения. Сегментные шпонки и клиновые шпонки, как правило, служат для образования неподвижных соединений. Форма и размеры сечений шпонок и пазов стандартизованы и выбираются в зависимости от диаметра вала, а вид шпоночного соединения определяется условиями работы соединения.