Опоры вращения осей и валов называются подшипниками. По направлению действия воспринимаемой нагрузки подшипники делят на радиальные, упорные и радиально-упорные.
Различают сверхлегкую, особо легкую, легкую, легкую широкую, среднюю, среднюю широкую и тяжелую серии подшипников. Подшипники отличаются друг от друга максимальным числом оборотов в минуту, радиальной или осевой нагрузкой, коэффициентом работоспособности.
Подшипники качения обладают полной внешней взаимозаменяемостью по присоединительным поверхностям колец и ограниченной внутренней взаимозаменяемостью между телами качения и дорожками качения колец.
2Система условных обозначений подшипников качения.
Маркировка подшипников качения отражает их основные параметры и конструктивные особенности. Обозначения наносят на торец колец подшипников.
Первые две цифры, считая справа налево, обозначают внутренний диаметр подшипника. Для подшипников с внутренним диаметром от 20 до 495 мм эти две цифры надо умножить на 5, чтобы получить фактический внутренний диаметр в миллиметрах. Например, подшипник 308 имеет диаметр отверстия внутреннего кольца 8 × 5 = 40 мм. Для подшипников с внутренним диаметром до 20 мм принята маркировка 00, 01, 02, 03, соответствующая диаметрам 10, 12, 15 и 17 мм.
Третья цифра справа указывает серию подшипника по диаметральным размерам и ширине:
1 — особо легкая серия; 2 — легкая; 3 — средняя; 4 — тяжелая; 5 — легкая широкая; 6 — средняя широкая серия.
Четвертая цифра справа означает тип подшипника:
0 — радиальный шариковый однорядный; 1 — радиальный шариковый двухрядный сферический; 2 — радиальный с короткими цилиндрическими роликами; 3 — радиальный двухрядный сферический с бочкообразными роликами; 4 — радиальный роликовый с длинными цилиндрическими роликами, 5 — радиальный с витыми роликами; 6 — радиально-упорный шариковый; 7 — радиально-упорный роликовый конический; 8 — упорный шариковый; 9 — упорный роликовый.
Пятая и шестая цифры справа характеризуют конструктивные особенности подшипника. Седьмая цифра обозначает серию подшипника по ширине.
3Классы точности подшипников качения, их обозначение.
На шариковые и роликовые подшипники с внутренним диаметром от 0,6 до 2 000 мм установлены классы точности подшипников, технические требования к материалам и термообработке, шероховатость присоединительных поверхностей, допуски на размеры, отклонения формы и расположения элементов отдельных колец и подшипников в сборе и др.
Установлены следующие классы точности подшипников, указанные в порядке повышения точности:
- 8, 7, нормальный, 6, 5, 4, Т, 2 - для шариковых и роликовых радиальных и шариковых радиально-упорных подшипников;
- 0, 6, 5, 4, 2 - для упорных и упорно-радиальных подшипников:
- 8, 7, 0, нормальный, 6Х, 6, 5, 4, 2 - для роликовых конических подшипников.
Классы точности подшипников характеризуются значениями, предельных отклонений размеров, формы, положения поверхностей подшипников.
По допускаемому значению уровня вибрации или других технических требований установлены три категории подшипников - А, В, С.
К категории А относят подшипники классов точности 5, 4, Т, 2 с одним из 16 дополнительных требований.
К категории В относят подшипники классов точности 0, нормальный, 6Х, 6, 5 с одним из 9 дополнительных требований.
К категории Сотносят подшипники классов точности 8, 7, 0, нормальный и 6, к которым не предъявляют дополнительные требования, установленные для подшипников категорий А и В.
Класс точности ставят через тире перед числовым обозначением подшипника, например, 5—208, 6—36 205. Нормальный или нулевой класс в обозначениях не указывают. С повышением класса точности возрастают точностные требования ко всем элементам подшипников.
5Поля допусков колец подшипников качения
имеют несколько особенностей:
- допуски на присоединительные размеры подшипников ужесточены;
- у всех классов точности подшипников верхнее отклонение присоединительных диаметров принято равным нулю;
- поле допуска внутреннего кольца подшипника, не глядя на то, что оно устанавливается в системе отверстия, располагается не в тело, как всегда, а в воздух;
- наружные кольца подшипников монтируются в корпус по системе вала.
7Виды нагружения колец подшипников качения:
местное, циркуляционное и колебательное.
При местном нагружении постоянная радиальная нагрузка действует на один и тот же участок дорожки качения и вызывает местный износ. Такие кольца устанавливают с небольшим средневероятным зазором.
Циркуляционный вид нагружения кольца, когда место нагружения перемещается по кольцу. Посадка циркуляционно нагруженного кольца — гарантированный натяг.
Колебательное нагружение — при одновременном действии на кольцо двух радиальных нагрузок: постоянной по направлению и вращающейся вокруг оси. Если одна из нагрузок значительно превышает другую, то действием меньшей можно пренебречь.
8Посадки колец подшипников качения, выборпосадок.
Перечень полей допусков для образования подшипниковых посадок, рекомендации их выбора и требования к присоединительным поверхностям деталей содержит ГОСТ 3325.
Отличие подшипниковых посадок в том, что зазоры и натяги в них будут иметь собственные «подшипниковые» значения.
Посадку подшипника на вал и в корпус выбирают отдельно для каждого кольца по таблицам ГОСТ 3325 в зависимости от вида нагружения, режима работы, а также размеров и типа подшипника. Чем выше скорость, том с большим натягом надо выбирать посадки.
9 Влияние посадки на радиальный зазор.
ГОСТ 24810-81 «Подшипники качения. Зазоры» устанавливает для подшипников разных конструктивных групп радиальных подшипников группы зазоров и их обозначения. Каждая группа ограничена минимальной и максимальной величинами допускаемого радиального зазора и обозначается номером (0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, нормальная). Шариковые однорядные с цилиндрическим отверстием имеют группы 6, нормальная, 7, 8, 9. Маркировка группы зазора выполняется на подшипнике и упаковке слева от места нанесения класса точности подшипника. Например, подшипник типа 205 класса точности 5, группы радиального зазора 8 обозначается 85-205. Нормальный зазор не помечается.
В подшипниках различают зазоры:
- исходный (зазор подшипника в состоянии поставки);
- монтажный (устанавливается после сборки, всегда меньше исходного);
- рабочий (при установившемся режиме работы). Наиболее важный. Не должен быть большúм: чем он меньше, тем равномернее и на большее число тел качения распределяется нагрузка. Отсутствие рабочего зазора может привести к заклиниванию тел качения. Если установлено, что при работе зазор может перейти в натяг, то надо заменить подшипник на другой, с большим зазором. Монтажный зазор всегда меньше начального в связи с деформациями колец в радиальном направлении после установки подшипника на рабочее место. При работе подшипникового узла и установившемся температурном режиме образуется рабочий зазор, который может быть больше или меньше монтажного в зависимости от схемы установки подшипников, воспринимаемой нагрузки и перепада температур вала и корпуса.
При больших нагрузках подшипники монтируют с предварительным натягом, который при работе переходит в зазор.
11Нормирование точности поверхностей, сопрягаемых с подшипниками (точности размеров, формы, расположения и параметров шероховатости).
Для посадочных поверхностей под подшипники надо назначать:
- величину заплечиков валов и корпусов;
- шероховатость посадочных и торцовых опорных поверхностей;
- допуски формы посадочных и опорных торцовых поверхностей заплечиков валов и отверстий корпуса (допуски круглости, профиля продольного сечения и торцового биения);
- допуск соосности посадочных мест вала и корпуса.
- допустимые углы взаимного перекоса колец подшипников качения.