Области применения систем.
Посадки в системе отверстия и в системе вала
Посадки
характеризуют большую или меньшую свободу перемещения или сопротивления взаимному смещению соединяемых деталей. Вид посадки определяется величиной и взаимным расположением полей допусков отверстия и вала.
Посадки с зазором и натягом возможны в системе отверстия и системе вала. Обе эти системы являются частями одной системы допусков и посадок.
. Термин отверстие является собирательным, его применяют для обозначения внутренних (охватывающих) элементов деталей; термин вал — применяют для обозначения наружных (охватываемых) элементов деталей. Области применения посадок в системе вала и системе отверстия обусловливаются экономическими факторами. Посадки легко переводить из одной системы в другую не меняя характера сопряжения, при этом квалитеты у отверстия и вала сохраняют, а меняют местами основные отклонения, например:
Рисунок 1 — Ø80F7/h6 —> Ø80H7/f6.
Система отверстия является предпочтительной. Для отверстий небольших и средних размеров по каждому размеру нужен специальный режущий инструмент — сверло, зенкер, развертка, протяжка. Для вала достаточно одного резца. Инструментальное хозяйство при системе отверстия компактнее, дешевле и проще, чем при системе вала.
В ряде случаев более дешевым может оказаться выполнение соединения в системе вала. Например,
- для деталей типа тяг, осей и валиков (особенно в сельскохозяйственном и транспортном машиностроении), точность которых обеспечивается сортаментом холоднотянутой стали;
- соединение пальца, поршня и шатуна — классический пример обеспечения разных посадок при использовании системы вала в одной сборочной единице (посадка поршень — палец с натягом, палец — шатун с зазором);
посадка подшипников и штифтов в корпус выполняется в системе вала, а посадка подшипника на вал — в системе отверстия (здесь основная причина использования системы вала — изготовление этих стандартных узлов и деталей на специализированных предприятиях);
- шпонки также устанавливаются в системе вала.
Несмотря на то, что системы отверстия и вала формально равноправны, система отверстия предпочтительна.
Выбор системы вала иногда диктуется требованиями технологичности конструкции (удобством качественной обработки детали и сборки). Классическим примером является сопряжение поршень—поршневой палец—шатун. Для нормальной работы соединение пальца с поршнем должно быть неподвижным, а пальца с шатуном — подвижным. Использование системы отверстия привело бы к неудобствам при обработке ступенчатого пальца и главное — к порче отверстия шатуна при сборке. При использовании системы вала эти недостатки отсутствуют.
Применение в машине деталей и составных частей, изготовляемых на специализированных заводах (подшипники качения, шариковые масленки, фиксирующие штифты и т. п.), обязывает конструктора назначать посадку в той системе, по которой она изготовлена.