Полная, функциональная и геометрическая взаимозаменяемость.

Виды взаимозаменяемости.

Взаимозаменяемостью называется свойство конструкции составной части изделия, обеспечивающее возможность ее применения вместо другой без дополнительной обработки при сохранении заданного качества изделия. Применение взаимозаменяемости характерно для серийного и массового производства со средней и грубой точностью параметров (6—17 квалитеты) и для сборочных единиц, состоящих из небольшого числа деталей, а также в случаях, когда несоблюдение заданных зазоров или натягов недопустимо даже у части изделий. Вопросы взаимозаменяемости в машиностроении и приборостроении регламентируют системы стандартов: «Основные нормы взаимозаменяемости» (ОНВ) и «Единая система допусков и посадок» (ЕСДП).

Принцип взаимозаменяемости основан на применении системы основных отклонений и допусков, разработанных Международной организацией по стандартизации ИСО.

 

Взаимозаменяемость может быть полной и неполной (ограниченной). Полная взаимозаменяемость обеспечивает беспригоночную сборку или замену любых независимо изготовленных с заданной точностью однотипных деталей и сборочных единиц. Такое производство называют взаимозаменяемым. Полная взаимозаменяемость возможна, когда размеры, форма, механические, электрические и другие количественные и качественные характеристики деталей и сборочных единиц находятся в заданных пределах и удовлетворяют техническим требованиям.

Если надо изготовлять детали и сборочные единицы с малыми экономически неприемлемыми или технологически трудно выполнимыми допусками применяют групповой подбор деталей (селективную сборку), компенсаторы, регулирование, пригонку. Такую взаимозаменяемость называют неполной. Ее можно осуществлять не по всем, а только по отдельным параметрам.

Взаимозаменяемость бывает внешней и внутренней. Внешняя взаимозаменяемость — это взаимозаменяемость изделий и сборочных единиц по эксплуатационным показателям, а также по размерам и форме присоединительных поверхностей. Например, в электродвигателях внешнюю взаимозаменяемость обеспечивают по частоте вращения вала и мощности. Эти показатели характеризуют функциональную взаимозаменяемость электродвигателя как изделия. Размеры присоединительных поверхностей (диаметр и длина выходного конца вала и диаметр и расположение присоединительных отверстий) являются показателями геометрической взаимозаменяемости.

Внутренняя взаимозаменяемость распространяется на детали, сборочные единицы и механизмы, входящие в изделие. Например, в подшипнике качения внутреннюю групповую взаимозаменяемость имеют тела качения и кольца.

 

4 Параметры, определяющие геометрическую взаимозаменяемость: размеры, форма и расположение поверхностей, волнистость и шероховатость поверхности.

При анализе точности геометрических параметров деталей различают поверхности: номинальные (идеальные, не имеющие отклонений формы и размеров), форма которых задана чертежом, и реальные, которые ограничивают деталь. Реальные поверхности деталей получают в результате обработки или видоизменения при эксплуатации машин. Различают номинальный и реальный профиль, номинальное и реальное расположение поверхности (профиля). Номинальное расположение поверхности определяется номинальными линейными и угловыми размерами между ними и базами или между рассматриваемыми поверхностями, если базы не даны. Реальное расположение поверхности (профиля) определяется действительными линейными и угловыми размерами.

Б а з а — это поверхность, линия, точка детали (или выполняющее ту же функцию их сочетание), определяющие одну из плоскостей или осей системы координат, по отношению к которой задается допуск расположения или определяется отклонение расположения. П р о ф и л ь п о в е р х н о с т и — это линия пересечения поверхности с плоскостью или заданной поверхностью.

Для получения оптимального качества изделий надо нормировать и контролировать точность всех этих отклонений.