План-конспект урока по теме

Институт естественных наук

Кафедра физической географии и геоэкологии

 

 

 

«ЯПОНИЯ»

 

Руководитель: К. п. н., доцент Подболотова М. И. Выполнила:студентка 4 курса ГЕОГ – 4 группы Обухова М. М.  

 

 

Москва 2013 г.

Тема урока: «Япония»

Задачи урока:

образовательная: познакомить учащихся с особыми чертами ЭГП, проблемами использования территории, природных и сырьевых ресурсов, с национальным составом, с размещением населения, уяснить причины изоляции Японии от внешнего мира, подчеркнуть особенности японской культуры, содействовать формированию интеллектуальных качеств личности, необходимых для преобразующей и творческой познавательной деятельности;

развивающая: развивать познавательный интерес к историческим событиям, продолжить работу по развитию картографических и хронологических умений и навыков, умения описывать и адекватно оценивать исторические события, обобщать исторические факты, формулировать на их основе выводы, развивать логическое мышление и способность формулировать свои мысли в процессе обобщения изученного материала;

воспитательная: сформировать нравственные ценности и эстетическое отношение к источнику жизни, красоты, духовной культуре японского народа, создать условия для выявления, сохранения и закрепления интереса к истории, воспитание внимательности, активности, уверенности в своих силах, активизировать творческие способности учащихся, способствовать воспитанию чувства сопереживания, гуманизма.

Средства обучения и оборудование: учебник В. П. Максаковского, атлас 10 класса, физическая карта мира, Японии, ТСО (проектор, компьютер, экран)

Методы и приемы обучения: объяснительно-иллюстративный, словесные и наглядные

Тип и форма урока: проблемный

 


Этап урока Время Деятельность учителя Методы и приемы Деятельность учеников Средства обучения
Организационный момент 3 мин Я захожу в класс, говорю: «Здравствуйте, ребята!» Они встают, я жду, пока встанут все, говорю: «Садитесь». Они садятся. Я: «Сегодня нам на уроке понадобятся учебник, атлас, тетрадь и ручка». Я прошу старосту встать и сказать, кого нет в классе.   Ученики приветствуют меня, встав, затем садятся, достают учебные и письменные принадлежности. Староста встает и говорит, кто отсутствует в классе. Учебник В. П. Максаковского, атлас 10 класса
Проверка домашнего задания 10 мин Я: «На прошлом урок я обещала провести фронтальный опрос по предыдущей теме «Китай». Откройте свои тетради, учебники и повторите 1,5 минуты». После повтора я прошу ребят закрыть учебники, тетради и отвечать на мои вопросы.   Опрос. 1. Какое место в мире Китай занимает по площади? После каких стран? 2. А по населению? Это мононациональная или многонациональная страна? 3. Какая в стране преобладает религия? Что еще исповедуют жители КНР? 4. По уровню развития и структуре хоз-ва КНР можно отнести к типу каких стран? 5. Какая промышленность составляет основу топливно-энергетического комплекса? 6. А основу металлургического комплекса?     7. Что производит машиностроительный комплекс?   8. Что производит химическая промышленность?   9. Основные отрасли текстильной промышленности. 10. Основные отрасли специализации с/х.   11. Назовите экономические зоны КНР. Какая из них наиболее развита? Словесные Ученики открывают учебные пособия, повторяют предыдущую тему «Китай». Затем по моей просьбе закрывают учебные пособия и отвечают на мои вопросы. Ответы на опрос. 1. Третье. После России и Канады.   2. Первое. Многонациональная.   3. Буддизм. Конфуцианство, даосизм, ислам, христианство. 4. К индустриально-аграрным.   5. Угольная.   6. Крупные комбинаты полного цикла, базирующиеся на добыче каменного угля и железной руды. 7. Бытовую электротехнику, электронику и автомобили. 8. Минеральные удобрения, фармацевтику и бытовую химию. 9. Хлопковая и шелковая. 10. Выращивание риса, чая, пшеницы, кукурузы, гаоляна. 11. Центральная, Восточная, Западная. Восточная более развита. Учебник В. П. Максаковского, атлас 10 класса
Изучение нового материала 22 мин Я записываю на доске число и тему. Откройте учебник на странице 241, §3 и атлас на странице 35. Запишите сегодняшнее число и тему урока – Япония». Я формулирую цели урока: «Сегодня мы познакомимся с необычной страной, узнаем особенность ее ЭГП, культуры и традиций ее жителей, а также почему долгое время государство самоизолировалось от внешнего мира. Японию еще называют «Страной наоборот», потому что здесь пальто подает женщина, руль в машине с правой стороны, кошки бесхвостые, пишут сверху вниз, едят палочками, спят на полу, а белый цвет является траурным. Сначала поговорим о названии страны и составе ее территории. Древнее название страны – Ямато. А какое еще название вам известно? Верно, думаю, не надо уточнять, почему ее так называют. Посмотрите на слайд 2, здесь изображен национальный японский флаг, красный круг означает, как вы уже догадались, наше светило. На слайде 3 – хризантема, это национальный цветок Японии. Территория равна 372,5 км. Столица – Токио, что означает «восточная столица», расположена на о. Хонсю, на месте бывшего замка Эдо. Давайте рассмотрим ГП страны». Я прошу одного из учеников выйти к доске и описать его по физ. карте мира. «Да, ты все верно сказал. Страна расположена на 4 000 островах! Кроме того, есть еще достаточно крупный остров Рюкю. Между Хонсю, Сикоку и Кюсю расположено Внутреннее Японское море. Моря и океаны, омывающие Японию, - это источник биологических, минер. и энергет. ресурсов.   История государства поражает своей древностью, ведь первые заселения начались в 40 тысячелетии до н.э. В V веке японцы позаимствовали и чуть изменили иероглифическую письменность, в VI – приняли буддизм. Торговые отношения всегда хорошо шли с другими странами, но только до XVII в. Если вы помните, то в это время активно распространялось христианство, и японцы решили разорвать все отношения с внешним миром, чтобы сохранить свою культуру и религию. Ее самоизоляция помогла ей избежать массовой колонизации. В XX в. Япония была участницей трех крупных войн (Русско-Японской, Первой и Второй мировых). После окончания Второй мировой войны и поражения японского милитаризма были распущены вооруженные силы, проведены различные реформы в экономической и правовой системе. По конституции 1947 г. император лишался властных полномочий. В настоящее время Япония – конституционная монархия (империя). Высший орган государственной власти и единственный законодательный орган – парламент». Я открываю слайд 4. «Ребята, на прошлом уроке я попросила вас подготовить несколько фактов по поводу одного очень сложного вопроса. После 2 мировой Япония не имеет мирного договора с Россией и постоянно предъявляет нам претензии по поводу Курильских о-вов. Теперь расскажите, какую информацию вы нашли по поводу этой проблемы.     Какие вы молодцы! Итак, мы выяснили, что в конце XIX века Курилы стали территорией Японии. Так как же так получилось, что сейчас эта территория снова оспаривается японцами?   Но не все так плохо! Курилы богаты рудами, лесом, целебными водами, о-ва славятся обилием животных. Кстати, начало истребления прир. богатств положили годы, когда хозяйничали японцы. Сейчас редко встретишь лису, медведя, тюленей, норок, белки совсем исчезли. Кстати, сейчас Япония от улова рыбы получает прибыль в 30 млрд. дол., а мы только в 1,5 млрд. Хотя, если честно, то мы сами виноваты в какой-то степени. Итак, проблема существует. Курилы подвергались и русскому, и японскому захвату. Надо признать, что Япония имеет моральное и юридическое право претендовать хотя бы на Южные Курилы. Возможно, это нормализует русско-японские отношения и восстановит справедливость… Кстати, проведенный, в 1991 г. опрос среди местных жителей Курил показал, что 20% из них за то, чтобы о-ва были возвращены Японии. Ребята, вы отлично подготовились! А теперь вернемся к Японии и поговорим об особенностях ее населения. Посмотрите на слайд 5. Население Японии – 127, 2 млн чел., 10 место в мире. Средняя плотность – 334,5 чел./ км. Если вы посмотрите в атласе на карту на стр. 35, вы заметите, что население сосредоточено в основном на приморских низменностях и в долинах рек. Подавляющая часть населения живет в городах (около 76%). В стране более 200 больших городов, 12 из которых – миллионники. По карте в учебнике на стр. 246 по рисунку 68 постарайтесь назвать хотя бы несколько.     В последние годы естественный прирост понизился. Зато здесь самая высокая продолжительность жизни. Посмотрите на слайд 6. Кстати, предположите, почему так?   Вы молодцы! Население очень грамотное – 99%. Япония – страна высокой культуры и сплошной грамотности, где обучению и воспитанию детей уделяют большое внимание с раннего детства. Эта страна, в отличие от Китая, мононациональная. Посмотрите на слайд 7. У этого народа есть много особенностей. Например, при встрече они кланяются и улыбаются, чаепитие представляет собой целый обряд». Я открываю слайд 8. «Искусство составления цветов – икебана – целая наука». Слайд 9. «Очень популярны маленькие садики, называемые бонсай». Слайд 10. «У них национальный костюм – кимоно, который никогда не выбрасывается». Слайд 11. «Из-за особенностей рельефа и ГП в стране часты землетрясения, поэтому дома сделаны из деревянных планок. Мебели очень мало, в домах идеальная чистота, едят палочками, спят на татами – циновках, вместо стульев - подушечки». Слайд 12. «Японские сады камней – философско-эстетическая система ценностей». Слайд 13. «Самый знаменитый символ Страны Восходящего Солнца – вишня-сакура. Цветет раз в год, за один день набухают почки и за один день облетают цветы». Слайд 14. «Мы вспомнили о землетрясениях. А попробуйте догадаться, что является их причиной?     Верно! Посмотрите на физическую карту. Страна горная, возвышенности занимают 75% территории, поэтому население и концентрируется в основном на побережье. Высочайшая вершина также является символом Японии. Это гора Фудзияма (3776 м)». Слайд 15. «Страна бедна полезными ископаемыми. В основном используются ресурсы Мирового океана. Хотя ведется добыча каменного угля, свинцовых и цинковых руд, нефти и серы, но запасы невелики, а условия разработки сложны и не окупаются. Поэтому японцы импортируют дешевое сырье из других стран». Слайд 16. «Территория расположена по меридиану, островное положение, сложность рельефа и значительные различия между отдельными частями страны образовали уникальный комплекс прир. усл. Климат в основном благоприятен для ведения хоз-ва. Вспомните карту климатических поясов и попробуйте описать климат страны.     Молодцы! А как вы думаете, что послужило климатообразующим фактором? Верно! Почвы страны слабоподзолистые, торфянистые, бурые лесные и красноземы. Но в последнее время качество земель ухудшилось. Обрабатываемые земли составляют 13% площади, луга и пастбища – 4%. 7% - лес. На о. Хоккайдо развита деревообрабатывающая промышленность. Рек в стране много, но они малопротяженные, быстрые и бурные. Озер тоже много, они подразделяются на глубоководные горные и мелководные лагунные. Мы вспомнили с вами, что пол. иск. в Японии мало. Так как же обстоят дела с промышленностью? Так вот, на привозном сырье созданы такие базовые отрасли, как энергетика, металлургия, автомобиле- и судостроение, хим. и нефтехим. пром., а также строительная. По карте в атласе определите особенности размещения хоз-ва в Японии. Развиваются наукоемкие отрасли. Япония – лидер в области робототехники, электроники, биотехнологии, разрабатываются нетрадиционные источники энергии. В Центральной и Южной Японии под с/х занят каждый клочок земли, на котором выращивают рис. Популярно также разведение крупного рогатого скота, свиней, птицы, садоводство и огородничество. Но основная отрасль японского хоз-ва – рыболовство. По улову рыбы страна занимает одно из первых мест в мире. Какие вы знаете национальные японские блюда? Правильно! Особенности ГП Японии не дали сформироваться таким видам транспорта, как трубопроводному и речному. Зато развиты все остальные». Слайд 17. «Протяженность автодорог высока, уступает только США, Бразилии и Индии, а вот по густоте лидирует. Также у нее самый большой флот в мире». Объяснительно-иллюстративные; словесные и наглядные   Наглядные   Наглядные     Словесные   Наглядные     Словесные   Наглядные   Объяснительно- иллюстративные   Объяснительно- иллюстративные   Наглядные     Наглядные     Наглядные Наглядные   Наглядные Наглядные     Наглядные   Наглядные     Наглядные     Объяснительно-иллюстративные     Наглядные     Наглядные   Словесные   Наглядные   Ученики открывают учебник, атлас на нужных страницах и записывают в тетради число и тему урока.   Ученики: «Страна Восходящего Солнца». Учащиеся смотрят на слайд 2.   Учащиеся смотрят на слайд 3.     Один из учеников выходит к к доске и описать ГП Японии по физ. карте мира. «Страна расположена на островах вблизи побережья Вост. Азии, в зап. части Тихого океана. Крупнейшие острова Японского архипелага: Хонсю, Кюсю, Сикоку и Хоккайдо. Страна отделена от материка В.-Китайским, Охотским и Японским морями. Берега сильно изрезаны».   Ученики смотрят на слайд 4.     Ученик: «Самый южный из о-вов находится всего в 7 км от Японии. По сути русские казаки стали первооткрывателями Курил. Вообще до XVII в. здесь жил коренной народ: айны». Ученик: «Есть и другая точка зрения, что первым о-ва открыл голландец Мартин де Фриз. И около 1000 лет Курилы показывали на карте как территорию Нидерландов». Ученик: «В XVIII в. по приказу Петра I острова исследовались, и северокурильские айны стали православными, получили русские имена, стали носить русскую одежду и даже говорить по-русски». Ученик: «А южные курильцы усвоили нравы и обычаи японцев». Ученик: «В 1808 г. царское правительство отправило на Южные Курилы И. Рязанова, которых ликвидировал японские поселения. Японцы бежали или были взяты в плен». Ученик: «Зато японцы в отместку захватили север. И русскому правительству пришлось освободить японцев». Ученик: «В 1852 г. был подписан первый договор, в котором было прописано, что Южные Курилы принадлежат Японии». Ученик: «А в 1875 г. начались переговоры насчет Сахалина. Тогда его признали территорией Российской империи, а все о-ва Курильской гряды отнесли к Японии».     Ученик: «В 1940 г. СССР вновь предъявил претензии на Курилы, но они были отклонены. В 1945 Советский Союз вступил в войну с Японией. После поражения последних Курили в качестве трофея были переданы СССР». Ученик: «В конце 50-х на Курилах уничтожали все, что было связано с врагами-империалистами: вырубались магнолии, танки давили лес, соляркой травили озера, динамитом разносили буддистские памятники. К 1939 г. насчитывалось на о-вах 133 населенных пункта, а к 90-м соц.-эконом. сит. стала критической. Дома из фанеры, много лачуг, бараков, нищета, отсутствие канализации, шоссейных и ж/д, отрасль промышленности развита только одна – рыбоконсервная, но на заводах оборудование безнадежно устарело, а многие предприятия и вовсе закрыты».     Ученики смотрят на слайд 5.     Ученики: «Фукуока, Осака, Нагоя, Иокогама, Токио, Хиросима, Сендай, Киото».     Ученики смотрят на слайд 6. Ученики: «В пищу употребляется много морепродуктов, все продукты наисвежайшие, в отношениях царит доброжелательность, большое значение – отношение к жизни, привычка ходить, помешательство на гигиене».     Ученики смотрят на слайд 7.     Ученики смотрят на слайд 8. Ученики смотрят на слайд 9.   Ученики смотрят на слайд 10. Ученики смотрят на слайд 11.     Ученики смотрят на слайд 12.   Ученики смотрят на слайд 13.     Ученики смотрят на слайд 14.   Ученики «Дуга о-вов расположена на стыке материка Евразия и Тихого океана».     Ученики смотрят на слайд 15.     Ученики смотрят на слайд 16.     Ученики: «На о. Хоккайдо и севере Хонсю – умерен. морской климат, на остальной части Хонсю, о. Сикоку и Кюсю – влажный субтропический, на о. Рюкю – тропический. Муссоны и теплое океанич. теч. Куросио».   Ученики: «Сосредоточено на ЮВ».   Ученики: «Суши, роллы».   Ученики смотрят на слайд 17. Учебник В. П. Максаковского, атлас 10 класса     Презентация   Презентация     Презентация     Презентация     Атлас 10 класса   Учебник В. П. Максаковского   Презентация     Презентация     Презентация Презентация   Презентация Презентация     Презентация   Презентация     Презентация     Физическая карта мира     Презентация     Презентация   Презентация.  
Закрепление     6 мин Ребята, а теперь надо закрепить полученные вами знания на сегодняшнем уроке. Для этого мы поиграем в игру «Верно-неверно». Опрос. 1. Столица Японии – Иокогама. 2. В XVII в. страна самоизолировалась. 3. Население Японии – 127 млн чел., 3 место в мире. 4. Население в основном сельское. 5. Большие города сконцентрированы на морских побережьях. 6. Япония – страна многонациональная. 7. Страна Восходящего Солнца преимущественно горная. 8. На климат «Страны наоборот» большое влияние оказало теплое течение Гольфстрим. 9. Экономика Японии – одна из самых развитых в мире. 10. В с/х преобладает хлопководство.     Ответы на опрос. 1. Неверно, Токио. 2. Верно. 3. Неверно, 10 место в мире. 4. Неверно, городское. 5. Верно.   6. Неверно. 7. Верно.   8. Неверно, Куросио.   9. Верно. 10. Неверно, рисоводство.  
Организационный момент 4 мин Я подвожу итоги урока: даю устную оценку класса, выделяю нескольких самых активных учеников, выставляю им положительные оценки. Прошу одного ученика сделать выводы по уроку: какую новую информацию он получил, что вызвало трудности, в чем преуспел. Я задаю домашнее задание: «В учебнике прочитать §2, на контурной карте Японии отметить все крупные города, обозначить в соответствии с цветами на карте их основные отрасли промышленности, подписать острова, водные объекты: моря и океан». Я комментирую и отвечаю на вопросы, если что-то непонятно.   Ученики узнают от меня, какие оценки они получили за работу в классе. Один из учеников рассказывает мне, какую новую информацию он получил, пройдя новую тему, что вызвало трудности, в чем преуспел. Ученики записывают домашнее задание в дневники или в тетради.