Экологические технологии в сфере гостеприимства

Электронные каталоги

Электронные каталоги по туризму и гостиничному бизнесу активно выпускаются и используются за рубежом. Среди них наиболее известны следующие: Hotel Guide, Flight Guide, Cruise Ferry Guide, HRS, Business Travel Planner, Air Travel Planner и другие, а также CD-диски по отдельным дестинациям. Электронные каталоги обычно обновляются ежемесячно, и на них можно оформить подписку. Кроме того, многие каталоги имеют Интернет-вариант, который поддерживает функции бронирования авиабилетов и мест в отелях.

В каталоге Flight Guide содержится расписание рейсов более 800 авиакомпаний мира, а также информация о туристских формальностях в различных странах, трансфертах из аэропортов, планы аэропортов, схемы самолетов и т.п. Поисковая система диска реализует возможность стыковок рей
сов с учетом выбранного класса, желательного времени и других условий. Электронные справочники Hotel Guide и HRS содержат сведения по нескольким тысячам отелей мира, включая фотографии отелей и номеров. Поисковая система диска обеспечивает выбор отеля по различным критериям, в том числе по расположению, категории, типу номера, сервису, ценам и др. CD-справочник «Профессионалам турбизнеса», подготовленный журналом «Туризм: практика, проблемы, перспективы» в 1998—1999 гг., представлен в виде двух выпусков и содержит информационные разделы по различным аспектам турбизнеса (практика лицензирования, сертификации, налогообложение и пр.), страноведческую информацию и наиболее интересные статьи из самого журнала. С точки зрения управления сфера туризма представляет собой сложную систему, в которой передаются и обрабатываются большие потоки информации. Обеспечение качественного уровня управления можно обеспечить только при использовании современных информационных технологий управления. Поэтому на предприятиях сферы социально-культурного сервиса и туризма широкое применение находят специализированные информационны

Продвижению экологических идей способствовали и исследования социологов, показавшие, что люди согласны доплачивать за экологическую чистоту. Так, социологический опрос, проводившийся Корнелльским университетом, в период последнего экономического кризиса, обнаружил, что, несмотря на рецессию, люди не забывают об экологических проблемах и готовы переплачивать за «зеленые» продукты и услуги.

Аналогичные исследования среди посетителей отелей показали, что людей (особенно тех, у кого высокий доход и уровень образования) беспокоят проблемы окружающей среды. С точки зрения маркетинга, был сделан вывод, что «зеленая» тема является выгодным способом дифференцироваться и выделиться среди конкурентов. Внедрение экологических технологий в отелях и ресторанах позволяет привлечь состоятельных клиентов, при этом дополнительные затраты, связанные с ответственным отношением к природе, компенсируются столь же ответственными гостями.

В США существует организация United States Green Building Council (USGBC), которая сертифицирует «экологичность» отелей, присваивая им звездность (наиболее распространенная оценка – бронза). Наибольшее внимание американскими экспертами уделяется токсичности строительных материалов, из которых состоит здание и формируется интерьер помещения.

Направлений «озеленения» отелей очень много. Важно разумно использовать воду, регулировать процессы нагрева-охлаждения в помещениях, снижать потребление пластиковых пакетов. Например, в американском отеле Gaia Napa Valley налажено использование так называемой «серой» воды (сток из душей и умывальников), которая, пройдя через небольшие фильтры, используется для пополнения пруда и полива на обширной территории отеля.

Экологические инициативы приносят прибыль через улучшение имиджа гостиницы. Отели заказывают создание и продвижение сайта в Интернете, а на своем сайте формируют раздел для экологически требовательных гостей, со своими достижениями в области заботы об окружающей среде и о здоровье человека. Гостиничный бизнес вынужден становиться экологичнее как в стремлении снизить затраты, так и для привлечения гостей, ведь люди становятся все более внимательными к вопросам экологии.

В развитых странах гостиницы, вносящие вклад в сохранение и поддержание уровня защиты окружающей среды, обычно имеют экомаркировку – знак, по которому постояльцы при выборе могут определить, является ли гостиница экологически ориентированной. В России уже пять петербургских отелей, принадлежащих компании Rezidor, стали обладателями международных экологических сертификатов «Зеленый ключ». Среди них – отели Park Inn Прибалтийская, Park Inn Невский, Park Inn Пулковская, Radisson Royal и Radisson Sonya.

«Зеленый ключ» – международный знак качества, присуждаемый гостиницам за достижения в области защиты окружающей среды. Чтобы получить эко-сертификат, гостиница должна соответствовать пятидесяти обязательным критериям и, желательно, еще целому ряду рекомендуемых. Критерии включают в себя несколько направлений: экологический менеджмент, участие сотрудников, информация для гостей, водопотребление, уборка и стирка, управление отходами, энергопотребление, еда и напитки, работа офиса, зеленые зоны и автостоянки, природоохранная деятельность и т.д.

Среди достижений отелей Rezidor в этом направлении – использование энергосберегающих ламп, установка аэраторов, раздельный сбор мусора и сдача его на переработку, использование специальных моющих средств с эко-маркировкой, установка аппаратуры для экономии электроэнергии. Для ресторанов отелей Rezidor закупаются в основном продукты местного производства, не требующие длительной транспортировки, и продукты с эко-маркировкой.

В России программа «Зеленый ключ» стартовала летом 2010 года при поддержке организации «Санкт-Петербург за экологию Балтики». Первой российской гостиницей, получившей эко-сертификат, стала гостиница Cronwell Inn Стремянная – она получила «Зеленый ключ» в августе 2010 года.

Экономия ресурсов и оптимизация расходов, особенно в стагнационный для отельной индустрии период, превращаются в инструменты конкурентной борьбы: «Иностранные, а сейчас уже и отечественные, клиенты при выборе отеля в качестве одного из обязательных параметров рассматривают наличие экологической сертификации. Объекты гостеприимства, которые поддерживают «зеленое» движение, остаются в приоритете».

Среди инновационных решений, применяемых в гостинице, отмечает такие как: оснащение водных кранов регуляторами (снижение потребления воды на 17% за месяц); использование экологических средств для уборки помещений (за счет снижения в средствах химической составляющей уборка одного номера обходится в 10 раз дешевле на аналогичных объектах гостеприимства); использование одноразовых упаковок из картона; косметических средств с дозаторами (по сравнению с одноразовой упаковкой - 1 мл средства, с дозатором получается дешевле на 57%); распространение в номерах информационных материалов (снижение на 10% объема стирки махровых изделий); отсутствие номеров для курящих и пр.

В настоящее время обсуждается вопрос внедрения экологических мероприятий не только в уже построенных гостиницах, но закладка этих норм в самом начале при проектировании и строительстве.

Несмотря на то, что «зеленые технологии» увеличивают стоимость работ на 10-15%, экономия ресурсов при дальнейшей эксплуатации зданий может рассматриваться как ключевой критерий.

Генеральный директор Cronwell Management Алексей Мусакин, на II конференции «Управление гостиничной недвижимостью» в московском отеле Swissotel Krasnye Holmy предложил коллегам модель ведения экологически-ответственного бизнеса как эффективный инструмент повышения доходности отеля и сети в целом. По мнению эксперта, следование эко-девелопменту позволяет не только снизить внутренние затраты, но и значительно повысить имидж организации, тем самым привлекая новых клиентов и увеличивая степень лояльности имеющихся.

Подобные гостиницы получают множество положительных отзывов, в первую очередь, от иностранных гостей, для которых следование экологическим стандартам давно уже является необходимым условием при выборе места отдыха. Те отели, которым еще не удалось подтвердить эффективность природоохранных программ, продолжают вести активную деятельность на пути развития системы экологического менеджмента. Например, Репино Cronwell Park Отель регулярно проводит акцию: уборку побережья Финского залива и привлечение внимания к острым проблемам окружающей среды.

Для сертификации «зеленых» отелей существует также престижная система LEED («Лидерство в энергетическом и экологическом проектировании»). Сертификата LEED удостаиваются самые экологически безопасные здания. Независимый, признанный во всем мире рейтинг LEED основывается на экономии энергии и водных ресурсов а также на экологически безопасных материалах. Система экологической ответственности «Green Engage» гостиничной сети InterContinental Hotels Group (IHG) была удостоена сертификата LEED от Совета по экологическому строительству США. Что примечательно, IHG стала первой гостиничной компанией, получившей награду за действующую эко-программу. Система «Green Engage» позволяет отелям сэкономить 15-20% потребляемой энергии и сократить ежегодные затраты на электроэнергию на 90 тыс. долларов.

Это значит, что с помощью программы, чье портфолио насчитывает примерно 4500 гостиниц, может сэкономить более 300 млн. долларов. Кроме того, она позволяет отелям отвечать на растущую заинтересованность гостей в эко-отелях. В рамках «Green Engage» также предоставляется онлайн-инструмент, позволяющий гостиницам рассчитывать и управлять аспектами своей деятельности, оказывающими влияние на окружающую среду.

В РК пока нет таких абсолютно «зеленых» гостиниц, но начало, безусловно, положено. Примеры подобных отелей должны показать отельерам, что поддерживать экологию не только престижно, но и выгодно. Что касается Казани, то общая тенденция, которая характерна для сферы гостиничного бизнеса, это безусловное соблюдение стандартных экологических технологий, которые, однако, являются недостаточными для получения «зеленого» сертификата. Например, экологические показатели, характеризующие гостиницу «Шаляпин Палас Отель» можно отнести к разряду стандартных требований. Это предельно допустимые уровни шума и вибрации, нормативы санитарных и защитных зон, качество мебели, кухонное оборудование, наличие жироуловителей, сортировка и вывоз отходов, использование бытовой химии и другие.

Позиционирование отеля, как экологически сознательного требует от службы маркетинга разработки и продвижения особенностей работы предприятия. Заявлений о том, что отель «позеленел» – недостаточно. Людям интересны тонкости и фишки. Им нужно что-то, что делает только этот отель, что-то, чем именно он отличается – не только от «незеленых» конкурентов, но и от прочих сторонников гармонии с природой.

Необходимо показать, как именно отель помогает природе, как смягчает ущерб, который наносится его же посетителями и его же деятельностью. Например, некоторые зеленые фишки могут даже причинять неудобства гостям (ограничение использования горячей воды, редкая смена белья и так далее), тем не менее, они с пониманием воспринимаются гостями. Многие гостиницы и рестораны «зеленеют» за счет оптимизации поставок, проектов, связанных с сортировкой мусора, выработкой собственной энергии и так далее.

В число рекомендаций Корнелльского университета входит также сотрудничество с компаниями, за которыми уже закрепилась репутация экологически-сознательных. Это позволяет отелю позиционироваться как зеленой компании, не привлекая средств и не внося изменений во внутреннюю организацию работы предприятия.

Интересно, что в Казани этим новшествам раньше отелей последовали молодежные хостелы, подтверждая мнение, что молодежь всегда находится в авангарде моды, и экологические проблемы традиционно волнуют hostel-people. Например, Айрат Сунгатуллин, владелец хостела «Айллин» (Казань) уже ввел ряд мер по использованию воды в душе (вода ограничена для пользователей, до 10 минут), проводит озеленение подъезда, где расположен хостел, а также выделяет средства на «озеленение» номеров и общей комнаты.

Перспективы внедрения экологических технологий за рубежом оценили значительно раньше, чем в СНГ, так как и «экологические катастрофы» связанные с туризмом были там нагляднее. Проект «зеленые» отели в настоящее время набирает обороты, некоторые из таких перспектив потрясают воображение. Например, гостиница Montana Magica в чилийской Патагонии. Это удивительная природная зона, которая не имеет подобий на планете. Около пяти лет назад территория чилийской Патагонии стала частью наследия ЮНЕСКО. Таким образом, эта территория оказалась под защитой и появилось больше возможностей для сохранения эко-системы данного региона.

На территории этого заповедника местные мастера и ремесленники из природных материалов создали Montana Magica или Магическую гору – гостиницу, которая была признана как самый успешный экологический проект в области создания эко-гостиниц. Действительно, этот проект сочетает в себе несколько аспектов, и способствует не только сохранению экологии, но и развитию экономики и культуры страны.

Гостиница Montana Magica представляет собой невообразимое зрелище: гору с расположенным на вершине водопадом. Во внутреннем пространстве находятся номера гостиницы, в отделке которых использованы природные материалы. В гостиницу ведет навесной веревочный мост, который является и мостом на территорию древних легенд и преданий страны.

Другим не менее интересным примером и, можно сказать, новой разновидностью экологического менеджмента является сотрудничество Hilton Worldwide с компанией Global Soap Project, некоммерческой организацией, перерабатывающей полученное от отелей мыло, которое, в противном случае, оказалось бы на свалке. Global Soap Project сортирует использованное мыло, перерабатывает и формирует новые бруски, чтобы затем распространить их среди уязвимых слоев населения развивающихся стран, подвергающихся опасности заболеваний из-за низкого уровня санитарии.

Hilton Worldwide сделала меры по устойчивому развитию одним из стандартов бренда и получила сертификаты качества и экологического менеджмента – ISO 9001 и 14001. Эта сертификация – одна из крупнейших наград, вручаемых коммерческим зданиям. Как часть этого стандарта, компания Hilton Worldwide взяла на себя обязательства по непрерывному улучшению ежегодных результатов устойчивого развития. В 2010 году компания сэкономила более 74 млн. долларов на коммунальных расходах благодаря сокращению энергопотребления на 6,6%; сокращению углеродных выбросов на 7,8%; сокращению отходов производства на 19%; и сокращению потребления воды на 3,8%.

Таким образом, можно говорить о стремительном развитии системы экологических проектов в сфере гостеприимства и ресторанного бизнеса, которые совмещают с одной стороны, заботу об окружающей среде и здоровье гостей-потребителей услуг, а с другой – с собственными бизнес-интересами.