Определение информационно-аналитического обеспечения деятельности ГНС

Информационно-аналитическое обеспечение деятельности государственной налоговой службы является одним из способов осуществления налогового контроля.

Создание информационно-аналитического обеспечения органов государственной налоговой службы как целостной системы, направленной на общий анализ результатов хозяйственной деятельности плательщиков налогов, должно обеспечить улучшение качества администрирования, позволит направить налоговый контроль на тех плательщиков налогов, которые уклоняются от выполнения налоговых обязательств, и уменьшить нагрузку на добросовестных плательщиков налогов.

Информационно-аналитическое обеспечение деятельности государственной налоговой службы – это комплекс мер по сбору, обработке и использованию информации, необходимой для выполнения органами государственной налоговой службы возложенных на них функций и задач.

Система органов государственной налоговой службы Украины опирается на интеллектуальную информацию, к которой относится экономическая, правовая, социальная, статистическая и другие виды информации.

К особенностям информации в органах государственной налоговой службы можно отнести наличие субъектов и объектов информационных отношений. Субъектами информационных отношений в процессе деятельности налоговой службы являются сотрудники налоговой службы, уполномоченные на ведение этой деятельности. Объектами информационных отношений является задокументированная или опубликованная информация о событиях или явлениях в отраслях экономики, международной, социальной и других сферах. Эффективное информационное обеспечение зависит от соответствующей информационной системы органов государственной налоговой службы Украины.

При создании информационно-аналитической системы органов государственной налоговой службы её основными элементами являются:

- базы данных;

- системы обработки данных (в системах принятия решения);

-автоматизированные рабочие места, которые реализуют свою работу на базе современных электронно-вычислительных машин и способов связи.

Первичными элементами информационно-аналитической системы являются периферийные объектно-специализированные автоматизированные информационные подсистемы.

Действенным способом решения проблем осуществления информационно-аналитического обеспечения деятельности государственной налоговой службы является внедрение соответствующего комплекса, который предусматривает предоставление, приёмку и компьютерную обработку налоговой отчетности и реестров налоговых накладных в электронном виде, создание электронных реестров налоговых накладных и использования аналитических процедур для всестороннего и оперативного анализа данных налоговой отчетности.

 

2. Налоговая информация: содержание, источники, формы получения и использования

 

Налоговая информация – это совокупность ведомостей и данных, созданных или полученных субъектами информационных отношений в процессе текущей деятельности, и необходимых для реализации возложенных на органы государственной налоговой службы задач и функций.

Порядок предоставления налоговой информации органам государственной налоговой службы определяется Кабинетом министров Украины. Система налоговой информации, её источники и режим Определяются Налоговым кодексом Украины и другими нормативно-правовыми актами.

Налоговым кодексом определено, что налоговая информация поступает из разных источников. Например: от плательщиков налогов и налоговых агентов, от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и Национального банка Украины, от банков, других финансовых учреждений, от органов власти других государств, международных организаций или нерезидентов, от подразделений налоговой службы и таможенных органов.

В Налоговом Кодексе приведен исчерпывающий перечень информации, предоставляемой плательщиками налогов и налоговыми агентами, которая обрабатывается, хранится и может использоваться в деятельности контролирующих органов.

Это информация, которая содержится:

- в налоговых декларациях, расчетах, других отчетных документах;

- в предоставленных крупными плательщиками налогов в электронном виде копиях документов по учёту доходов, расходов и других показателей, связанных с определением объектов налогообложения (налоговых обязательств);

- в первичных документах, которые ведутся в электронном виде;

- в регистрах бухгалтерского учета, финансовой отчетности;

- в других документах, связанных с начислением и уплатой налогов и сборов;

- в других документах, содержащих информацию о финансово-хозяйственной деятельности плательщиков налогов (например, о применении регистраторов расчетных операций).

От органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и Национального банка Украины собирается информация об объектах налогообложения, которые предоставляются и/или регистрируются такими органами.

Указанная информация должна содержать, в частности, вид, характеристики, индивидуальные признаки субъекта налогообложения, по которым его можно идентифицировать.

В результате осуществления государственного контроля за хозяйственной деятельностью плательщика налогов, органы государственной власти, органы местного самоуправления и Национальный банк Украины направляют в налоговые органы информацию о результатах такого контроля.

Для обеспечения деятельности налоговых органов используется информация, которая содержится в отчетных документах, которые подаются плательщиком налогов органам исполнительной власти и органам местного самоуправления. Органами государственной статистики информация предоставляется в соответствии с планом государственных статистических наблюдений.

Органы местного самоуправления имеют право, в пределах своей компетенции, определенной Налоговым кодексом, устанавливать ставки местных налогов и сборов, предоставлять некоторые налоговые льготы. Информация о таких ставках и льготах также предоставляется налоговым органам для использования в работе.

Кроме того, предоставляется информация о разрешениях, лицензиях, патентах, свидетельствах на право осуществления отдельных видов деятельности, которые выдаются органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и Национальным банком Украины.

Для информационно-аналитического обеспечения деятельности государственной налоговой службы используется также следующая информация:

- об экспортных и импортных операциях плательщиков налогов, которая предоставляется соответствующими государственными органами;

- о наличии и движении средств на счетах плательщика налогов, которая предоставляется банками и другими финансовыми учреждениями;

- информация о результатах контрольно-проверочной работы контролирующих органов.

Налоговым кодексом дается четкий перечень сведений, информация о которых должна подаваться в налоговую службу в обязательном порядке.

Предусматривается также, что для обеспечения информационно-аналитического обеспечения деятельности налоговой службы может также быть использована и другая информация, которая не указана в перечне обязательной, но поступила в налоговые органы по инициативе источника информации или по запросу налогового органа.

В то же время, следует отметить, что согласно норм Налогового кодекса если в результате получения налоговой информации установлены факты, свидетельствующие о возможных нарушениях плательщиком налогового, валютного и другого законодательства, то это будет являться основанием документальной внеплановой выездной проверки (подпункт 78.1.1 пункта 78.1 статьи 78 НК).

При этом не может являться налоговой информации субъективная информация, которая распространяется, к примеру, с целью дискредитации того или иного плательщика налогов. Поэтому в Налоговом кодексе акцентировано внимание на том, что налоговой информацией следует считать исключительно ту информацию, которая признана официально такой, что подлежит разглашению в соответствии с законодательством.

Информация органам налоговой службы предоставляется бесплатно либо с определенной периодичностью (установленной Кодексом) либо в ответ на письменный запрос налогового органа.

Периодическая информация предоставляется источником такой информации самостоятельно в установленный законом срок.

Так, например, органами исполнительной власти и органами местного самоуправления ежемесячно, в течение 10 календарных дней, следующих за отчетным месяцем, предоставляется информация об объектах налогообложения, которые предоставляются и/или регистрируются такими органами.

Кроме того, указанными органами в течение 10 дней с дня подачи им отчетности, предоставляется в налоговую службу информация, которая содержится в отчетных документах (кроме персонифцированой статистической информации, финансовых отчетов), которые подаются плательщиками налогов в соответствующие органы.

А также органами исполнительной власти и органами местного самоуправления в налоговую службу не позднее 10 календарных дней со дня вступления в силу решения об установлении ставок местных налогов и сборов, предоставляется соответствующая информация.

Органами государственной статистики информация предоставляется в соответствии с планом государственных статистических наблюдений.

С периодичностью не менее, чем каждые 10 календарных дней, таможенными органами предоставляется информация об экспортных и импортных операциях плательщиков налогов.

Кроме того, Налоговым кодексом могут быть установлены и другие сроки предоставления периодической информации. Так, например, в разделе 15 Налогового кодекса указано, что центральным органом по регулированию в сфере телекоммуникаций, пользования радиочастотным ресурсом и предоставления услуг почтовой связи перечень пользователей радиочастотного ресурса Украины подается в налоговую службу дважды в год: до 01 марта и до 01 сентября текущего года.

Порядок предоставления периодической информации определяется Кабинетом министров Украины.

Кроме периодической информации, существует также такая форма получения налоговой информации, как на основании запроса контролирующего органа.

То есть, органам государственной налоговой службы предоставлено право обращения к плательщикам налогов и другим субъектам информационных отношений с письменным запросом по поводу предоставления информации (и ее документального подтверждения), необходимой для выполнения возложенных на органы государственной налоговой службы функций, задач.

При этом, Налоговым кодексом унифицированы требования к оформлению и содержанию соответствующих запросов на получение налоговой информации. А именно:

- запрос должен быть подписан руководителем или заместителем руководителя органа государственной налоговой службы;

- запрос должен содержать перечень запрашиваемой информации;

- запрос должен содержать перечень документов, подтверждающих информацию;

- в запросе должны быть указаны основания для его направления.

Письменный запрос направляется плательщику налогов или другим субъектам информационных отношений при наличии одного из условий:

1) в результате анализа налоговой информации, полученной в установленном законом порядке, выявлены факты, которые свидетельствуют о нарушении плательщиком налогового, валютного законодательства, а также иного законодательства, контроль за соблюдением которого возложено на государственную налоговую службу;

2) для определения уровня обычных цен на товары (работы, услуги) во время проведения проверок;

3) в других случаях, предусмотренных Налоговым кодексом.

Запрос должен быть отправлен почтой письмом с уведомлением про вручение по налоговому адресу или передан под расписку соответствующему адресату.

Плательщики налогов и другие субъекты информационных отношений обязаны предоставить информацию в соответствии с запросом в течение месяца. При этом, причиной в предоставлении налоговой информации могут являться недостатки в оформлении запроса. В случае недолжным образом оформленного запроса плательщик налогов освобождается от обязанности предоставления налоговой информации.

Порядок получения информации органами государственной налоговой службы по письменному запросу устанавливается Кабинетом министров Украины.

Национальный банк Украины, а также банки предоставляют информацию бесплатно в порядке и объемах, предусмотренных Законом Украины «О банках и банковской деятельности». В соответствии с указанным законом, информация касательно юридических или физических лиц, которая содержит банковскую тайну, раскрывается банками на основании письменного разрешения владельца такой информации или органам государственной налоговой службы Украины в ответ на их письменное требование по вопросам налогообложения или валютного контроля относительно операций по счетам конкретного юридического лица или физического лица – субъекта предпринимательской деятельности за конкретный промежуток времени.

Требование соответствующего налогового органа на получение информации, которая содержит банковскую тайну, должно:

1) излагаться на бланке государственного органа установленной формы;

2) предоставляться за подписью руководителя государственного органа (или его заместителя), скрепленной гербовой печатью;

3) содержать предусмотренные Законом Украины «О банках и банковской деятельности» основания для получения такой информации;

4) содержать ссылки на нормы законодательства, в соответствии с которыми государственный орган имеет право на получение такой информации.

Остальная информация, которая необходима для осуществления контрольных функций, предоставляется исключительно по решению суда.

Специальный запрос на получение или предоставление информации из-за границы – это запрос об информации, которая может быть предоставлена в результате проверки или расследования действий плательщика налогов по поводу уклонения от уплаты налогов и других нарушений законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на органы государственной налоговой службы.

Такой запрос направляется государственной налоговой службой Украины иностранному партнеру или иностранным партнером – государственной налоговой службе Украины.

Специальный запрос делается в том случае, когда факты подтверждают , что необходимая информация находится за пределами Украины, и все усилия получить эту информацию из источников в Украине не привели к желаемому результату.

Форма и содержание запроса о получении или предоставлении информации из-за границы устанавливается международными договорами. В случае, когда форма и содержание специального запроса не установлены, они могут быть установлены по взаимной договоренности компетентных органов и выполняются Государственной налоговой администрацией Украины только при наличии международных договоров, которыми предусмотрен обмен информацией.

В соответствии с пунктом 73.5 статьи 73 с целью получения или подтверждения налоговой информации контролирующие органы имеют право проводить встречные сверки.

Встречной сверкой считается сопоставление данных первичных бухгалтерских или других документов субъекта хозяйствования, которое осуществляется органами государственной налоговой службы с целью документального подтверждения хозяйственных отношений с плательщиком налогов и сборов, а также подтверждения, вида, объема и качества операций и расчетов, которые осуществлялись между ними, для выяснения их реальности и полноты отображения в учёте плательщика налогов.

Встречные сверки не являются проверками. Они проводятся исключительно для получения или подтверждения налоговой информации. Соответственно, в результате такой встречной сверки не могут быть доначислены налоги, сборы, штрафные санкции, плательщик не может быть привлечен к ответственности.

Результаты встречной сверки могут быть использованы исключительно в качестве подтверждения или опровержения налоговой информации, а также для сбора необходимых сведений и т.п.

Результат встречной сверки оформляется соответствующей справкой, которая предоставляется субъекту хозяйствования, с которым проводилась сверка, в 10-дневный срок. Справка о проведении встречной сверки подлежит регистрации в органах государственной налоговой службы (как инициатора проведения встречной сверки, так и исполнителя).

Материалы встречной сверки направляются контролирующему органу, который направил запрос на проведение такой сверки, для их дальнейшей реализации, и могут быть использованы в информационно-аналитической деятельности налоговых органов.

Налоговая информация является собственностью государства и может использоваться только для определенных Налоговым кодексом целей.

Для информационно-аналитического обеспечения деятельности государственной налоговой службы создаются соответствующие информационные базы, перечень которых утверждается ГНА Украины.

Информация может храниться в электронном виде в электронных базах данных и на бумажных носителях, которые должны храниться в определенных архивах. Отдельные аналитические материалы, обобщения, практика применения, иные материалы могут находиться у отдельных исполнителей, по мере необходимости.

Персональная информация о плательщиках налогов, которая находится в информационных базах данных контролирующих органов, не может разглашаться.

Порядок предоставления налоговой информации другим участникам информационных отношений чётко регламентирован действующим информационным законодательством.

В процессе анализа информационных материалов появляются новые знания, на основе которых принимается управленческое решение относительно дальнейшей деятельности.

Передача, получение, обработка и анализ информации и принятие на их основе управленческих решений имеют место при выполнении практически всех функций, возложенных на органы государственной налоговой службы. Поэтому коммуникационные процессы (процессы обмена информацией) и процессы принятия соответствующих решений играют основную роль процессов, взаимосвязанных со всеми участками управления.

Ярким примером накопления, обработки и хранения информации является организация учета органами налоговой службы налоговых поступлений.

Оперативный учет платежей, поступающих в бюджет, ведется подразделением администрирования учетных показателей и отчетности.

Учёт, контроль и составление отчетности относительно налоговых платежей, осуществляется с использованием автоматизированной информационной системы, которая обеспечивает единый технологический процесс введения, контроля информации и обработки документов.

Сопровождение такого единого технологического процесса осуществляется такими подразделениями налоговой службы, как:

- подразделением обработки и ведения налоговых документов;

- подразделениями, которые осуществляют расчет налоговых обязательств и штрафных санкций, если таковые имеют место;

- подразделением администрирования учетных показателей и отчетности;

- подразделением автоматизации процессов налогообложения (сопровождения соответствующего программного обеспечения).

Все остальные подразделения органов налоговой службы являются пользователями уже обработанной и систематизированной информации по учету платежей.

Для ведения оперативного учета поступлений налоговые органы получают от органов Государственного казначейства Украины информацию о зачислении и возврате средств с аналитических счетов по доходам.

Информацию о реквизитах открытых счетов для зачисления платежей в бюджеты налоговые органы получают от казначейства в порядке взаимодействия, утвержденного совместным приказом от 05.04.2002 № 74/194.

Информацию о реквизитах указанных счетов налоговая служба доводит до ведома плательщиков.

С целью учета начисленных и уплаченных сумм платежей в бюджет органами налоговой службы на каждый текущий год открываются лицевые счета по каждому плательщику и каждому виду платежа, что должны таким плательщиком уплачиваться.

Номера карточек лицевых счетов юридических лиц соответствуют кодам ЕДРПОУ, и физических лиц – кодам ДРФО.

Существует четыре вида лицевых счетов:

1) для осуществления учета налога на добавленную стоимость плательщиков налогов – юридических и физических лиц;

2) для осуществления учета платежей, по которым предусмотрена подача плательщиком налоговых деклараций (расчетов);

3) для осуществления учета платежей, по которым не предусмотрена подача плательщиков налоговых деклараций (расчетов) и учета поступлений на погашение просроченной задолженности по кредитам, привлеченным государством или под государственные гарантии;

4) для осуществления учета реструктуризированных сумм.

Формы карточек лицевых счетов имеют лицевую и обратную сторону.

На лицевой стороне отображаются условия поступления платежей и данные о плательщике.

Обратная сторона карточки отображает состояние расчетов плательщиков с бюджетом (суммы начисленного и уплаченного платежа, пени, штрафных (финансовых) санкций, плата за кредит по рассроченным или отсроченным налоговым обязательствам, суммы налогового долга, переплаты или ошибочно уплаченные суммы, суммы, заявленные к возмещению и пр.).

Все стоимостные операции в лицевых счетах плательщиков отражаются в гривнах с двумя десятичными знаками.

Для сводного оперативного учета платежей, поступающих в бюджет, и возвращаемых из него, органами налоговой службы ведутся реестры поступлений и возвратов платежей по кодам классификации доходов бюджета.

Реестры ведутся исключительно в соответствии с кодами бюджетной классификации доходов, контроль за поступлением которых возложен на органы налоговой службы в соответствии с Законом Украины о Государственном бюджете Украины на соответствующий год.

Реестры формируются подразделением администрирования учетных показателей и отчетности ежедневно средствами программного обеспечения общим итогом за день и нарастающим итогом с начала года на основании данных лицевых счетов плательщиков после отражения в лицевых счетах сумм поступлений и возвратов за этот день.

Данные таких реестров ежедневно сверяются сданным органов Государственного казначейства. И после сверки составляется оперативна отчетность о поступлениях в разрезе платежей с начала года.

Ежемесячно, не позже 4-го числа месяца, следующего за отчетным, также по всем платежам проводятся сверки с казначейством, после чего составляется акт сверки по установленной форме.

Сверенные сводные показатели за месяц, квартал, полугодие или год являются окончательными и в дальнейшем используются для анализа выполнения плановых показателей по мобилизации в бюджет налогов и сборов.