Понятие налогового контроля

Для исследования сущности налогового контроля необходимо в первую очередь рассмотреть характеристику понятия «контроль».

Контроль в разных источниках определяется как «проверка» или «надзор с целью проверки». В свою очередь, проверка – это «… достоверное убеждение в правильности чего-либо, исследование с целью надзора». С этимологической точки зрения контроль (ль франц. – «controle») – от латинского «contra», что означает противодействие, противоположность чему-либо, и «role», то есть степень влияния, значение, мера участия в чем-либо. В данном случае значение слова «контроль», кроме проверки или наблюдения с целью проверки, означает также противодействие чему-либо нежелательному, меру влияния этого противодействия чему-то нежелательному. Именно такое значение контроля более точно отображает его роль в процессе управления.

Контроль является определяющим элементом системы менеджмента, то есть в сущности контроля должны отражаться основные свойства, присущие системе. Опираясь на понятие менеджмента в работах различных авторов, можно сделать вывод о том, что менеджмент – это сложная открытая социально-экономическая система, развитие которой определяется как внутренними, та и внешними факторами, что реализуется как управление различными видами ресурсов для достижения намеченного результата.

Контроль, будучи функцией системы управления, является способом действия этой системы, то есть отождествляется в части проявления своих действий с понятием управления. Кроме того, контроль можно рассматривать как часть более сложной системы управления, поскольку контроль является совокупностью взаимодействующих элементов, таких как объект, субъекты, предмет контроля, методы и формы контрольных действий. Входя в систему управления, контроль взаимосвязан с другими функциями управления, такими как планирование, организация, руководство, мотивация, контроль высшего уровня. Взаимосвязи предполагают взаимопроникновение, отображение и повторение в каждой функции других функций. Так, в любой деятельности система контроля должна иметь определенную цель, планироваться, организовываться, руководиться, иметь мотивацию и, как правило, иметь вышестоящую форму контроля.

Таким образом, контроль является одной из наиболее важных функций в системе управления и, подчиняясь стратегическим целям, осуществляет проверку и анализ деятельности системы на соответствие заданных параметров, проявляясь в действии как управление.

Цель контроля – на основе рационального использования существующих ресурсов определить уровень соответствия (несоответствия) количественных и качественных показателей утвержденным нормативным значениям развития подконтрольной системы. Результатом контроля является проведенный анализ сопоставления фактически полученных данных с нормативными значениями, на основании которого вносятся коррективы в деятельность подконтрольного субъекта и при необходимости разрабатываются предложения относительно корректировки деятельности системы управления в целом.

Как функция определенной управленческой системы, контроль имеет специфику проявления в каждой такой системе. Налоговый контроль входит всистему государственного финансового контроля, который, в свою очередь, является функцией государственной системы управления.

На основании исследований различными авторами определения государственного финансового контроля, определим основные положения, которые характеризуют государственный финансовый контроль:

1. Присущ любой общественно-политической формации, является способом познания в сравнении и призван информировать руководящие органы о состоянии соответствующей системы.

2. Основывается на нормах права.

3. Действует в пределах общегосударственной стратегии управления экономикой.

4. Проводится в форме контрольных действий, которые осуществляются специально уполномоченными государственными и общественными органами.

5. Результатами государственного финансового контроля являются:

1) определение отклонений от установленных стандартов при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности;

2) осуществление превентивных мероприятий с целью предупреждения возможных финансовых нарушений;

3) привлечение к ответственности виновных лиц;

4) проведение анализа на основе полученных данных с целью выявления факторов повышения эффективности финансово-хозяйственной деятельности подконтрольных субъектов;

5) внесение предложений относительно корректировки установленных стандартов.

Специфические особенности контроля в сфере налогообложения обусловлены сущностью налогов как экономической категории. Налоги оказывают влияние на развитие бизнеса и социальное положение каждого гражданина общества. Многие исследователи считают, что налоги имеют проявление фискальной (в том числе контрольной и распределительной), а также регулирующей функций, тем самым влияя на развитие социально-экономических отношений в обществе.

Контрольная функция налогов – это одно из проявлений сущности налогов, которое реализуется в условиях действия распределительной функции, то есть объективно создаются потенциальные возможности для осуществления контроля за этими процессами. Контрольная функция проявляется в возможности количественного измерения и сравнения с утвержденными элементами налогов и потребностями общества в финансовых ресурсах.

Таким образом, налоговый контроль, отражая понятие «контроль» и сущность налогов, является управленческой, финансовой и общественно-социальной системой, которая является частью налоговой системы, которая функционирует в пределах налогового правового поля и входит в систему государственного финансового контроля.

Налоговый контроль реализуется с помощью осуществления проверочной деятельности в сфере налогообложения. Выделение налогового контроля в системе финансового контроля обусловлено объективным существованием налогов и налоговых отношений, которые являются частью финансовых отношений, то есть имеют отношение к перераспределению, использованию и контролю денежных средств, которые изымаются при помощи законодательно установленных государством налогов и сборов.

Понятия налогового контроля определяются в нормах налогового права любого государства. Как правило, основным документом, регулирующим налоговые правоотношения, во многих государствах является налоговый кодекс.

В Налоговом кодексе Украины «налоговый контроль – это система мер, которые осуществляются контролирующими органами с целью контроля за правильностью начисления, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов, а также соблюдения законодательства по вопросам проведения рассчетно-кассовых операций, патентирования, лицензирования и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы».

Однако понятие налогового контроля только в виде осуществления проверочной деятельности не в полной мере раскрывает понятие налогового контроля. Для более полного раскрытия сути налогового контроля приведем более расширенное определение.

Налоговый контроль – это составная часть создаваемого государством организационно-правового, финансового и социального механизма управления. Налоговый контроль является особым видом управленческой деятельности специально уполномоченных государственных органов, регламентированным действующим налоговым законодательством, организованным с целью исполнения налоговых обязательств, предупреждения, пресечения налоговых правонарушений и возмещения потерь бюджета в рамках реализации установленных мер ответственности.