ВЫБОР ПРОФЕССИИ
Задача 1.
В. Давление на материал
Б. Распрямление материала
А. Нагрев материала
А1. Контактом с нагретой поверхностью.
А2. Лучеиспусканием (источником света).
А3. Паром, горячим воздухом.
А4. Трением, давлением, ударами.
Б1. Заостренной передней частью.
Б2. Струей воздуха.
Б3. Размещением материала в рамке, расположенной по периметру м увеличивающейся в размерах.
В. 1 Тяжесть самого утюга.
В. 2Передачей на материал веса гладящего.
В.3 С использованием магнитного прижима к доске.
В4. С помощью реактивных сил.
Общий вид полученной матрицы выглядит так:
А1 | А2 | А3 | А4 |
Б1 | Б2 | Б3 | |
В1 | В2 | В3 | В4 |
Тогда общее число вариантов равно 4x3x4=48.
Среди них есть и прабабушкина конструкция (А1, Б1, В1) и нестандартная (А2, Б2, В4) - утюг в виде комбинации мощной лампы и вентилятора, расправляющего материал и создающего давление на него. Если бы мы добавили ось «материал» - количество вариантов бы увеличилось. Кстати, в Польше создали утюг из огнеупорного стекла с использованием инфракрасного излучения.
Хороший метод, не правда ли? Обрушивающий на автора тысячи комбинаций. Только как выбрать наилучшую? Где гарантия, что она оптимальная? И ведь перебор уже был, в методе проб и ошибок!
Но все же в изобретательской практике было положено начало новой группе, получившей название методов функционально-структурного исследования объектов.
Заполните морфологическую матрицу по нижеприведённому примеру, но укажите свои варианты профессий (какие вы считаете наиболее интересными для себя) и параметры их выбора.
Наиболее значимые параметры | Значение шкалы, балл | ВАРИАНТЫ ПРОФЕССИЙ | ||
1. | ||||
2. | ||||
3. | ||||
4. | ||||
5. | ||||
Итого |
Пример заполненной морфологической матрицы-таблицы, на основе которой производили анализ выбора профессии для некоторого старшеклассника.
Наиболее значимые параметры | Значение шкалы, балл | ВАРИАНТЫ ПРОФЕССИЙ | ||
Инженер авиаконструктор | Наладчик ЭВМ | Водитель грузовика | ||
Зарплата | ||||
Престижность | ||||
Возможность заниматься самостоятельной творческой деятельностью | ||||
Режим работы | ||||
Возможность смены мест, путешествий | ||||
Итого |
Пояснение:
Ученика интересует три профессии. Для решения задачи выбрали все наиболее значимые (для данного ученика) факторы, определяющие важность, престижность и т.д., профессии, и записали их в 1-ю колонку таблицы. Во 2-й колонке записали шкалу, по которой оценивали данный параметр для данного ученика.
Далее в пределах выбранных шкал экспертно оценивались все три профессии. В результате сложения суммы экспертных оценок по всем параметрам определили, что наиболее предпочтительной является профессия инженера-авиаконструктора.