ВЫБОР ПРОФЕССИИ

Задача 1.

В. Давление на материал

Б. Распрямление материала

А. Нагрев материала

А1. Контактом с нагретой поверхностью.

А2. Лучеиспусканием (источником света).

А3. Паром, горячим воздухом.

А4. Трением, давлением, ударами.

Б1. Заостренной передней частью.

Б2. Струей воздуха.

Б3. Размещением материала в рамке, расположенной по периметру м увеличивающейся в размерах.

В. 1 Тяжесть самого утюга.

В. 2Передачей на материал веса гладящего.

В.3 С использованием магнитного прижима к доске.

В4. С помощью реактивных сил.

Общий вид полученной матрицы выглядит так:

А1 А2 А3 А4
Б1 Б2 Б3  
В1 В2 В3 В4

 

 

Тогда общее число вариантов равно 4x3x4=48.

Среди них есть и прабабушкина конструкция (А1, Б1, В1) и нестандартная (А2, Б2, В4) - утюг в виде комбинации мощной лампы и вентилятора, расправляющего материал и создающего давление на него. Если бы мы добавили ось «материал» - количество вариантов бы увеличилось. Кстати, в Польше создали утюг из огнеупорного стекла с использованием инфракрасного излучения.

Хороший метод, не правда ли? Обрушивающий на автора тысячи комбинаций. Только как выбрать наилучшую? Где гарантия, что она оптимальная? И ведь перебор уже был, в методе проб и ошибок!

Но все же в изобретательской практике было положено начало новой группе, получившей название методов функционально-структурного исследования объектов.

Заполните морфологическую матрицу по нижеприведённому примеру, но укажите свои варианты профессий (какие вы считаете наиболее интересными для себя) и параметры их выбора.

Наиболее значимые параметры Значение шкалы, балл ВАРИАНТЫ ПРОФЕССИЙ
1.        
2.        
3.        
4.        
5.        
Итого        

Пример заполненной морфологической матрицы-таблицы, на основе которой производили анализ выбора профессии для некоторого старшеклассника.

Наиболее значимые параметры Значение шкалы, балл ВАРИАНТЫ ПРОФЕССИЙ
Инженер авиаконструктор Наладчик ЭВМ Водитель грузовика
Зарплата
Престижность
Возможность заниматься самостоятельной творческой деятельностью
Режим работы
Возможность смены мест, путешествий
Итого  

Пояснение:

Ученика интересует три профессии. Для решения задачи выбрали все наиболее значимые (для данного ученика) факторы, определяющие важность, престижность и т.д., профессии, и записали их в 1-ю колонку таблицы. Во 2-й колонке записали шкалу, по которой оценивали данный параметр для данного ученика.

Далее в пределах выбранных шкал экспертно оценивались все три профессии. В результате сложения суммы экспертных оценок по всем параметрам определили, что наиболее предпочтительной является профессия инженера-авиаконструктора.