Принципы специального образования
Основы дидактики специальной педагогики
Выполнила:
Студентка 4 курса гр.ДЛМ08-04 СФФ
Штандратенко Ольга
Особые образовательные потребности и содержание специального образования
Обучение и воспитание органично взаимосвязаны и взаимодополняемы в специальном образовательном процессе, протекающем в специальных образовательных условиях, которые включают в себя:
Наличие современных специальных образовательных программ;
Учет особенностей развития каждого ребенка, индивидуальный педагогический подход, проявляющийся в особой организации коррекционно-педагогического процесса, применении специальных методов и средств образования, компенсации и коррекции;
Адекватную среду жизнедеятельности;
Проведение коррекционно-педагогического процесса специальными педагогами и психологическое сопровождение образовательного процесса специальными психологами;
Предоставление медицинских, психологических и социальных услуг.
Содержание специального образования, его воспитательного и обучающего компонентов зависит не только от особенностей отклонений в развитии, но и от возрастного периода, в котором находится растущий человек с ограниченными возможностями.
Стандарт специального образования применительно к каждой категории из лиц о особыми образовательными потребностями отражает требования к общеобразовательной подготовке, коррекционно-развивающей работе, профилактической и оздоровительной работе, а также к трудовой и начальной профессиональной подготовке.
Принципы | Содержание принципов |
Принцип педагогического оптимизма Принцип ранней педагогической помощи | Право каждого человека независимо от его особенностей и ограниченных возможностей здоровья и жизнедеятельности быть включенным в педагогический процесс Обеспечение раннего выявления и ранней диагностики отклонения в развитии ребенка для определения его особых образовательных потребностей |
Принцип коррекционно-компенсирующей направленности образования | Опора на здоровые силы обучающегося, построение образовательного процесса с использованием сохранных анализаторов, функций и систем организма в соответствии со спецификой природы недостатка развития. |
Принцип социально-адаптирующей направленности образования | Коррекция и компенсация недостатков развития рассматриваются как средство обеспечения человеку с ограниченными возможностями жизнедеятельности максимально возможной для него самостоятельности и независимости в социальной жизни |
Принцип развития мышления, языка, коммуникации как средств специального образования | Потребность ребенка с ограниченными возможностями жизнедеятельности в коррекционно-педагогической помощи по развитию речи, мышления и общения. |
Принцип деятельностного подхода в обучении и воспитании | Деятельностный принцип в специальной педагогике опирается на предметно-практическую деятельность |
Принцип дифференцированного и индивидуального подхода | Учитываются как индивидуальные, так и специфические особенности детей, свойственные детям с данной категорией нарушения развития |
Принцип необходимости специального педагогического руководства | Учебно-познавательная деятельность ребенка с любым отклонением в развитии отличается от учебно-познавательной деятельности обычного ребенка, и нуждается в особой организации и способах ее реализации |