Показатели измерения и эффективности затрат предприятия.

13). Понятие себестоимости продукции и услуг. Источники и факторы снижения себестоимости продукции.Себестоимость — все издержки (затраты), понесённые предприятием на производство и реализацию (продажу) продукции или услуги.Снижение издержек: 1). Является важнейшим источником роста прибыли предприятия, а следовательно и увеличения размера средств, направляемых на расширение, техническое перевооружение производства, разработку и внедрение новых видов продукции. 2). Обеспечивает возможность уменьшения цен на изделие, а это важнейшие условие успешной конкурентной борьбы на рынке. При наличии конкуренции побеждает тот, кто может предложить на рынке товар лучшего качества по более низким ценах. Снижение цен позволяет предприятию привлечь большее число покупателей, занять большую долю на рынке и увеличить общую массу прибыли за счет роста объема продаж. 3). Уменьшает потребность в оборотных средствах, что позволяет увеличить расходы на производственные и социальные нужды предприятия. Возможности снижения издержек производства выделяются и анализируются по двум направлениям: по источникам и факторам. Под источниками понимаются затраты, за счет экономии которых могут быть снижены издержки производства. Основные источники снижения издержек производства: а). снижение расхода сырья, материалов, топлива, энергии на единицу продукции , где Iн – индекс изменения норм расхода сырья на единицу продукции; Iц – индекс цен на сырье и материалы; dмз – доля материальных затрат в себестоимости; б). уменьшение размера амортизационных отчислений на единицу продукции ; в). снижение расходов заработной платы на единицу продукции , где Iпт – индекс производительности труда; Iзп – индекс динамики з/пл; dзп – доля з/пл. в себестоимости; г). сокращение административно-управленческих расходов; д). ликвидация производственных расходов и потерь. Факторы – это технико-экономические условия, под влиянием которых изменяются издержки. Факторы бывают внутрипроизводственные и внепроизводственные. На величину издержек оказывают влияние изменение цен на сырье и материалы. При увеличении цены – издержки возрастут, и наоборот. Внутрипроизводственные факторы – которые могут управляться со стороны предприятия. При анализе и планировании снижения издержек производства наибольшее значение имеют следующие группы внутрипроизводственных факторов: повышение технического уровня производства; совершенствование организации производства и труда; изменение объема производства. Внепроизводственные – те на которые предприятия не могут оказать влияние (розничные цены на сырье, материалы, оборудование, ставки налогов и отчислений, природные факторы).

14). Экономическое содержание оборота оптовой торговли, его виды и показатели оценки.Оптовая торговля - это деятельность на рынке, представляющая собой покупку товаров с целью дальнейшей их перепродажи или использования для переработки. Для характеристики объемов деятельности предприятий оптовой торговли используется показатель оптового оборота. В составе оптового оборота отражают: объем отгруженных, проданных оптовым покупателям товаров в фактических отпускных ценах, включая налог на добавленную стоимость, акцизы, экспортную пошлину, таможенные сборы. В соответствии с формами товародвижения выделяют оптовый складской оборот и транзитный оборот. Оптовый складской оборот предполагает завоз товаров от производителя (поставщика) на склады оптовой торговли организации и продажу товаров со складов. Транзитный оборот не связан с завозом товаров на склады оптовой торговли организации. Товары от производителя направляются непосредственно получателям - розничным торговым предприятиям и др. Оптовые организации выступают при этом организаторами товародвижения: заключают договоров с производителями от своего имени. Принимают право собственности на товар, оплачивают его, продают от своего имени покупателю по договорам, но товары на свои склады не завозят, а организуют их доставку своим клиентам. Анализ оборота проводится за год и по кварталам, месяцам. В процессе анализа оборота оптовой торговли рассчитываются и оцениваются следующие показатели: 1. Динамика оборота в целом и по товарным группам в действующих и сопоставимых ценах. Динамика может оцениваться и в количественном измерении. 2. Динамика оборота по видам продаж: оптовой и розничной. 3. Динамика выручки от оказания услуг. 4. Изменение доли отдельных видов оборота в общем объеме оборота предприятия. 5. Изменение доли складской и транзитной форм оптовой реализации товаров в общем оптовом обороте. 6. Динамика структуры оборота, для чего определяется удельный вес оборота каждой товарной группы в общем обороте оптового предприятия и его изменение по сравнению с предшествующим периодом. 7. Ритмичность поставок товаров оптовым потребителям.

15). Экономическое содержание оборота розничной торговли, показатели оборота и направления его анализа.Розничная торговля - это продажа товаров непосредственным потребителям, преимущественно за наличные деньги, а также в кредит. Кроме реализации товаров населению, в розничную торговлю включается мелкооптовая продажа некоторых товаров учреждениям, организациям, колхозам и др. (продуктов питания – больницам, детским садам, и т.д.). Основное экономическое содержание оборота розничной торговли заключается в том, что розничная торговля как экономический процесс представляет собой обмен денежных доходов населения на товары в порядке купли – продажи. Оборот розничной торговли имеет большое экономическое и социальное значение. В процессе розничной продажи завершается доведение товаров от производства до потребителей, а продукция, созданная в отраслях материального производства, находит общественное признание. При этом население реализует свои денежные доходы, полученные по труду. Объём оборота розничной торговли характеризует размер потребляемой населением товарной продукции и тем самым отражает материальное благосостояние и культурный уровень российского народа. Экономическая характеристика оборота розничной торговли вытекает из его роли в обеспечении населения товарами, социальных форм российской торговли, организационного построения торговых систем. Оборот розничной торговли характеризуется основными показателями, которые находятся между собой в определённой балансовой взаимосвязи и упрощенно могут быть выражены формулой: П+О1=Р+О2, где П - поступление за определенный период; О1-запасы на начало периода; О2-запасы на конец периода; Р - реализация за определенный период. Главным показателем оборота розничной торговли является реализация товаров, отражающая конечную стадию товарооборота.

16). Товарные запасы (ТЗ) и их значение в условиях конкуренции. Направления анализа и факторы, влияющие на уровень ТЗ.ТЗ - это часть товарного обеспечения, представляющая собой совокупность товарной массы в процессе движения ее из сферы производства к потребителю. Товарные запасы образуются на всех стадиях движения товаров: на складах производственных предприятий, в пути, на складах оптовых и розничных торговых организаций и предприятий. Соответствие спроса и предложения достигается за счет товарных запасов. Товарные запасы в опте и рознице должны служить реальным предложением товаров, обеспечивающим их бесперебойную продажу. Необходимость образования ТЗвызвана многими факторами: 1) сезонные колебания в производстве и потреблении товаров; 2) несоответствие между производственным и торговым ассортиментом товаров; 3) особенности в территориальном размещении производства; 4) условия транспортировки товаров; 5) звенность товародвижения; 6) возможности для хранения товара и т.п. ТЗ анализируются, планируются и учитываются в абсолютных и относительных показателях. Абсолютные показатели выражаются, как правило, в стоимостных (денежных) и натуральных единицах. Они удобны при выполнении бухгалтерских операций (например, при инвентаризации). Однако абсолютные показатели имеют один большой недостаток: с их помощью невозможно определить степень соответствия величины товарного запаса потребностям развития товарооборота. Поэтому более широкое распространение получилиотносительные показатели, позволяющие сопоставить величину товарного запаса с товарооборотом торговых организаций или предприятий. Виды относительных показателей:1) величина товарных запасов, выраженная в днях товарооборота; этот показатель характеризует обеспеченность товарными запасами на определенную дату и показывает, на какое число дней торговли (при сложившемся товарообороте) хватит этого запаса; 2) товарооборачиваемость -кругооборот товаров, смена статичной формы запаса динамичной формой товарооборота составляют экономическое содержание процесса товарооборачиваемости. Товарооборачиваемость позволяет оценить и количественно измерить два параметра, присущие товарным запасам: время и скорость их обращения. Время товарного обращения - это период, в течение которого товар перемещается от производства до потребителя. Время обращения складывается из времени перемещения товаров в различных звеньях товародвижения (производство — оптовая торговля — розничная торговля). Скорость товарного обращения - число оборотов за рассматриваемый период. Величина ТЗ и товарооборачиваемость являются показателями взаимосвязанными и зависят от следующих факторов: 1) внутренней и внешней среды торговой организации или предприятия; 2) объема производства и качества продукции промышленных и сельскохозяйственных предприятий; 3) сезонности производства; 4) объемов импорта; 5) широты и обновляемости ассортимента; 6) звенности товародвижения; 7) колебания спроса; 8) насыщенности товарных рынков; 9) распределения запасов между оптовыми и розничными звеньями торговли; 10) физико-химических свойств товаров, определяющих сроки их хранения и, соответственно, частоту поставок; 11) уровня цен и соотношения спроса и предложения на конкретные товары и товарные группы; 12) объема и структуры товарооборота конкретной организации или предприятия торговли и других факторов. Изменения перечисленных факторов могут влиять на величину товарных запасов и товарооборачиваемость, как улучшая, так и ухудшая эти показатели.

17). Экономическое содержание заработной платы (ЗП) и хар-ка системы показателей по труду и заработной плате.ЗП – это совокупность вознаграждений в денежной или натуральной форме, получаемых работником за фактически выполненную работу, а так же за периоды, включаемые в рабочее время. ЗП иногда рассматривается как цена рабочей силы, соответствующая стоимости предметов потребления и услуг, которые обеспечивают воспроизводство рабочей силы, удовлетворяя физические и духовные потребности самого работника и членов его семьи. Принципы оплаты труда: 1. представление предприятию максимальной самостоятельности в вопросах организации оплаты труда; 2. распределение в соответствии с результатом труда, его количеством и качеством; 3. материальная заинтересованность высоких конечных результатов; 4. усиление социальной защищенности; 5. улучшение соотношения в оплате труда отдельных категорий и профессионально-квалифицированных групп; 6. опережение темпов роста производительности труда на темпами роста средней заработной платы. Формы оплаты труда:

- сдельная; - повременная. Система сдельной формы оплаты труда: 1) прямая сдельная; 2) косвенно сдельная; 3) сдельно-прогрессивная; 4) аккордно-сдельная; 5) сдельно-премиальная. Система повременной оплаты труда: 1. простая повременная; 2. повременно-премиальная; 3. повременно-премиальная с установлением нормированных заданий включает повременную часть; дополнительную ЗП за выполнение нормированного задания, премия. Оплата руководит., специалистов и служащих предусматривает должностные оклады, которые устанавливаются в установленном порядке в зависимости от занимаемой должности, квалификации, условий труда, сложности, объемов работ.

18). Сущность и виды доходов (Д) предприятия, их характеристика и направления анализа.Д - есть денежная оценка результатов деятельности фирмы в форме денежной суммы, поступающей в ее непосредственное распоряжение. Она отражает экономическую результативность хозяйственной деятельности фирмы. Соответственно видам издержек доходы подразделяются на: 1) Общий (валовой) Д (TR) - это совокупная денежная сумма, полученная от продажи определенного количества товара. Он определяется умножением цены товара на его количество. 2) Средний Д (AR) - это выручка от реализации единицы продукции, т.е. валовой доход, приходящийся на единицу проданной продукции. Он выступает как цена за единицу продукции для покупателя и как доход от единицы продукции для продавца. Средний доход равен частному от деления общего дохода на количество реализованной продукции. 3) Предельный (дополнительный) Д (MR) - это добавочный доход к валовому доходу фирмы, полученный от производства и продажи одной дополнительной единицы товара. Он дает возможность судить об эффективности производства, т.к. показывает изменение дохода в результате увеличения выпуска и реализации продукции на дополнительную единицу. Предельный доход позволяет оценить возможность окупаемости каждой дополнительной единицы выпускаемой продукции. Предельный доход определяется как разность валового дохода от продажи n+1 единиц товара и валового дохода от продажи n товаров. В зависимости от характера, условия получения и направлений деятельности организации Д подразделяются на: а) Д от обычных видов деятельности (является выручка от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг); б) операционные Д (поступления, связанные с предоставлением за плату во временное пользование активов организации; поступления, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности; поступления, связанные с участием в уставных капиталах других организаций (включая проценты и иные доходы по ценным бумагам); прибыль, полученная организацией в результате совместной деятельности (по договору простого товарищества); поступления от продажи основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты) продукции, товаров; проценты, полученные за предоставление в пользование денежных средств организации, а также проценты за использование средств, находящихся на счете организации в этом банке); в) внереализационные Д (штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров; активы, полученные безвозмездно, в том числе по договору дарения; поступления в возмещение причинённых организации убытков; прибыль прошлых лет, выявленная в отчётном году; суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым истёк срок исковой давности; курсовые разницы; сумма дооценки активов; прочие внереализационные Д). Чрезвычайными Д считаются: поступления, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации и т.п.); страховое возмещение, стоимость материальных ценностей, относящихся от списания непригодных к восстановлению и дальнейшему использованию активов. Д для целей налогообложения классифицируются следующим образом: доходы от реализации товаров (работ, услуг), имущества и имущественных прав; внереализационные доходы. Для предприятия становится чрезвычайно важным знать, насколько его производственная деятельность эффективна. Это можно оценить на основе определения доходности его деятельности и способности использовать активы. Эта оценка делается с помощью показателей рентабельности и оборачиваемости активов. Наиболее часто используемыми показателями являются: коэффициент рентабельности всех активов предприятия (рентабельность активов); коэффициент рентабельности реализации (рентабельность продаж); рентабельность собственного капитала. Управление прибылью подразумевает такие воздействия на факторы финансово-хозяйственной деятельности, которые способствовали бы, во-первых, повышению доходов и, во-вторых, снижению расходов. В рамках решения первой задачи - повышение доходов - должны проводиться оценка анализ и планирование: выполнения плановых заданий и динамики продаж в различных разрезах; ритмичности производства и продаж; достаточности и эффективности диверсификации производственной деятельности; эффективности ценовой политики; влияния различных факторов (фондовооруженность, загруженность производственных мощностей, сменность, ценовая политика, кадровый состав и т.д.) на изменение величины продаж; сезонности производства и продаж, критического объема производства (продаж) по видам продукции и подразделениям и т.п. Результаты планово - аналитических расчетов обычно оформляются в виде традиционных таблиц, содержащих плановые (базисные) и фактические (ожидаемые) значения объемов производства и продаж и отклонения от них в натуральных и стоимостных показателях, а также в процентах. Вторая задача - снижение расходов - подразумевает оценку, анализ, планирование и контроль за исполнением плановых заданий по расходам (затратам), а также поиск резервов обоснованного снижения себестоимости продукции.

19). Сущность и виды прибыли предприятия, их характеристика и направления анализа.Главной целью предприятия является максимизация прибыли производственно хозяйственной деятельности, она представляет собой чистый доход предприятия. В условиях рыночной экономики прибыль является: 1) Одним из важнейших источников накопления и пополнения доходной части государственных и местных бюджетов. 2) Источником самофинансирования развития предприятия. 3) Основой принятия инвестиционных решений и инновационной деятельности предприятия. 4) Источником удовлетворения материальных интересов членов трудового коллектива и собственника предприятия. Прибыль представляет собой разность между валовым доходом (выручкой от реализации продукции) и общими издержками. Пр=ВД-Иобщ. Различают: бухгалтерскую прибыль – разность между валовым доходом и бухгалтерскими (явными) издержками БПр=ВД-Ибух. Чистый доход предприятия, остающийся после вычитания из валового дохода величины экономических издержек представляет собой экономическую прибыль. ЭПр=ВД-Ибух-Инеяв., т.е предприятие получит экономическую прибыль, когда его валовой доход превышает сумму явных бухгалтерских и неявных издержек, т.е. ВД>(Ибух.+Инеяв). В случае когда валовой доход равен экономическим издержкам ВД=Иэк., т.е. экономическая прибыль = 0, предприятие получает нормальную прибыль. Это неявные издержки, обусловленные использованием собственных ресурсов предприятия, т.е. прибыль, которую владелец мог бы получить вложив свои ресурсы в лучшие из всех прочих худших альтернативных предприятий. Общая сумма получаемой прибыли называется балансовой прибылью и включает в себя: 1) Прибыль от реализации готовой продукции, работ (выручка от реализации без налогов минус полная себестоимость этой продукции). 2) Прибыль от реализации основных средств. 3) Прибыль от реализации прочих активов. 4) Внереализационная прибыль – доходы от внереализационных операций уменьшенные на сумму расходов по этим операциям. С 1.02.2001г. изменен порядок распределения балансовой прибыли. Размер отчислений в республиканский бюджет равен 3 % от прибыли, которая остается после уплаты налогов и других обязательных платежей в республиканский, местный бюджет и формирования фонда накопления.

20). Финансы предприятия: оценка состояния, платежеспособности, ликвидности и деловой активности.Финансовое состояние предприятия — это движение денежных потоков, обслуживающих производство и реализацию его продукции. Платежеспособность — это возможность предприятия рас­плачиваться по своим обязательствам. При хорошем финан­совом состоянии предприятие устойчиво платежеспособно; при плохом — периодически или постоянно неплатежеспособ­но. Самый лучший вариант, когда у предприятия всегда имеются свободные денежные средства, достаточные для пога­шения имеющихся обязательств. Но предприятие является платежеспособным и в том случае, когда свободных денежных средств у него недостаточно или они вовсе отсутствуют, но предприятие способно быстро реализовать свои активы и расплатиться с кредиторами. Анализ ликвидности баланса позволяет оценить кредитоспособность предприятия, то есть способность рассчитаться по своим обязательствам. Ликвидность определяется покрытием обязательств предприятия его активами, срок превращения которых в деньги соответствует сроку погашения обязательств. Деловая активность предприятия измеряется с помощью системы количественных и качественных критериев. Качественные критерии – широта рынков сбыта (внутренних и внешних), деловая репутация предприятия, его конкурентоспособность, наличие постоянных поставщиков и покупателей готовой продукции (услуг) и др. Данные критерии целесообразно сопоставлять с аналогичными параметрами конкурентов, действующих в отрасли или сфере бизнеса. Количественные критерии деловой активности характеризуются абсолютными и относительными показателями. Среди абсолютных показателей необходимо выделить объем продажи готовой продукции, товаров, работ и услуг (оборот), прибыль, величину авансированного капитала (активов).

21). Сущность и основные принципы планирования. Система планов предприятия. Планирование – это разработка и установление руководством предприятия системы количественных и качественных показателей его развития, в которых определяются темпы, пропорции и тенденции развития данного предприятия как в текущем периоде, так и на перспективу. Планирование является центральным звеном всей системы хозяйственного механизма управления и регулирования производства. Планирование, управление и контроль за деятельностью предприятия за рубежом определяются одним понятием - менеджмент. Существует несколько методов планирования: 1) Балансовый методобеспечивает установление связей между потребностями в ресурсах и источниках их покрытия, а также между разделами плана. На предприятии составляются балансы производственной мощности, рабочего времени, материальный, финансовый и др. 2) Расчетно-аналитический метод используется для расчета показателей плана, анализа их динамики и факторов, обеспечивающих необходимый количественный уровень. В рамках этого метода определяются базисный уровень основных показателей плана и их изменения в плановом периоде за счет количественного влияния основных факторов, рассчитываются индексы изменения плановых показателей по сравнению с базисным уровнем. 3) Экономико-математические методы позволяют разработать экономические модели зависимости показателей на основе выявления изменения их количественных параметров по сравнению с основными факторами, подготовить несколько вариантов плана и выбрать оптимальный. 4) Графоаналитический метод дает возможность изобразить результаты экономического анализа графическими средствами. С помощью графиков выявляется количественная зависимость между сопряженными показателями. Сетевые графики являются разновидностью графоаналитических методов. С их помощью моделируется параллельное выполнение работ в пространстве и во времени по сложным объектам. 5) Программно-целевые методы позволяют составлять план в виде программы, т.е. комплекса задач и мероприятий, объединенных одной целью и приуроченных к определенным срокам. Методологические принципы планирования: 1) принцип альтернативности. (требует проведения многовариантных разработок планов); 2) принцип системности (предполагает исследование количественных и качественных закономерностей, создание системы показателей, методов, моделей, которые бы позволяли построить целостную картину его развития); 3) принцип согласованности (предполагает согласованность планов, различных по масштабу, планируемому периоду); 4) принцип непрерывности (должна быть увязка планов по разным временным аспектам); 5) принцип комплексности (рассмотрение всех сторон объекта исследования во взаимосвязи с внешними процессами); 6) принцип целенаправленности и приоритетности; 7) принцип оптимальности (из всех возможных вариантов развития должен выбираться оптимальный); 8)принцип сбалансированности (заключается в балансовой увязке показателей и установлении пропорций); 9) принцип сочетания отраслевого и регионального аспектов.

22). Понятие, принципы и объекты управленческого учета (УУ).УУ– это система организации, сбора и агрегирования данных, направленная на решение конкретной управленческой задачи. К принципам УУ относятся: 1). непрерывность деятельности предприятия; 2). использование единых для планирования и учета (планово-учетных) единиц измерения; 3). оценка результатов деятельности подразделений предприятия; 4). преемственность и многократное использование первичной и промежуточной информации в целях управления; 5). формирование показателей внутренней отчетности, как основа коммуникационных связей между уровнями управления; 6). применение бюджетного (сметного) метода управления затратами, финансами, коммерческой деятельностью; полнота и аналитичность, обеспечивающие исчерпывающую информацию об объектах учета; 7). периодичность, отражающая производственный и коммерческий циклы предприятия, установленные учетной политикой. Совокупность перечисленных принципов обеспечивает действенность системы управленческого учета, но не унифицирует учетный процесс. Объектами УУявляются издержки предприятия и его отдельных структурных подразделений – центров ответственности; результаты хозяйственной деятельности всего предприятия и центров ответственности; внутреннее ценообразование; бюджетирование и внутренняя отчетность.

23). Сущность контроллинга, его инструменты и методы. Контроль (К) – это процесс обеспечения достижения организацией своих целей. Процесс (К) состоит из установки стандартов, измерения фактически достигнутых результатов и проведение корректировок в том случае, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов. Этапы (К): 1) установка параметров подлежащих контролю; 2) измерение параметров организации; 3) обработка проведенных измерений; 4) анализ результатов и внесение корректировок в работу. Контроль необходим для борьбы с неопределенной ситуацией как внутренней так и внешней. (К) предупреждает возникновение кризисных ситуаций. (К) необходим для поддержания успеха. (К) эффективен тогда когда всеобъемлем. Характеристики эффективного (К): 1) стратегическая направленность (К), т.е. отражение общих приоритетов организации и поддержания их; 2) ориентация на результаты (конечная цель (К) – решить задачи, стоящие перед организацией, т.е. контроль эффективен тогда, когда организация фактически достигает поставленных целей); 3) соответствие делу, т.е. должен соответствовать виду деятельности, он должен объективно измерять и оценивать то, что действительно важно; 4) своевременность (К) заключается в исключительно высокой скорости или частоте его проведения, и во временном интервале (точно вовремя); 5) гибкость (К) ((К), как и планы должен быть достаточно гибким и приспосабливаться к происходящим изменениям); 6) простата (К); наиболее эффективный (К) – простейший (К) с точки зрения тех целей, для которых он предназначен; 7) экономичность контроля (должен стоить меньше, чем он дает для достижения целей); 8) к (К) необходимо привлекать весь персонал, ибо лучший (К) – самоконтроль (для того чтобы повысить надежность контроля, необходимо расширять границы полномочий персонала). Существуют следующие виды контроля: 1) предварительный (К) - осуществляется до фактического начала работ; основные средства осуществления – реализация определенных правил, процедур и линий поведения; используется в трех областях по отношению к человеческим, материальным и финансовым ресурсам; 2) текущий (К) - осуществляется непосредственно в ходе проведения работ; объектом являются подчиненные сотрудники. 3) заключительный (К) - основывается на обратной связи; управляющие системы в организации имеют разомкнутую обратную связь, т.е. руководящий работник, являющийся по отношению к системе внешним элементом может вмешиваться в ее работу, изменяя и цели системы и характер ее работы.

24). План развития предприятия и учет маркетинговой стратегии в нем.План развития предприятия включает: 1) план производства промышленной продукции (производственная программа); 2) план развития науки и техники; 3) план повышения экономической эффективности производства; 4) план капитальных вложений и капитального строительства; 5) план материально-технического обеспечения; 6) план по труду и кадрам; 7) план по издержкам производства и реализации продукции; 8) финансовый план; 9) план социального развития коллективов предприятий и объединений; 10) план мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов. Центральный раздел плана развития предприятия — план производства продукции (производственная программа), в котором устанавливаются задания по производству отдельных видов продукции в натуральном и стоимостном выражениях, предусматривается дальнейшее повышение качества продукции. Для определения объема продукции в стоимостном выражении и пользуются показатели реализуемой, товарной и валовой продукции. Существенное место в этом разделе занимает и планирование специализации, кооперирования и комбинирования промышленного производства.

25). Модель безубыточности производства: сущность и значение при принятии ценовых решений. Модели оценки безубыточности являются основными финансовыми моделями планирования и контроля. Они базируются на построении зависимости между получением денежных потоков и объемом выпуска и позволяют найти область объема продаж, при которой имеется положительная операционная прибыль. Цель построения модели - найти такую точку объема продаж в натуральном выражении, при которой выручка (доход от реализации) покрывает издержки. Если все издержки переменные (изменяются пропорционально объему производства) и цена покрывает издержки на единицу, то проблемы не возникает. Наличие постоянных издержек, с одной стороны, порождает операционный рычаг, когда операционная прибыль растет быстрее, чем объем продаж (при объеме реализации, превышающем точку безубыточности), а с другой стороны, может явиться тяжелым бременем для падающих объемов продаж. Следует различать: 1) точку операционной безубыточности, при которой операционная прибыль равна нулю; 2) точку финансовой безубыточности, при которой чистая прибыль равна нулю - вся операционная прибыль идет на погашение выплат по заемному капиталу и уплату налогов; 3) точку операционной безубыточности денежных потоков.