Поиск новых тем, жанров, героев.

 

В первое десятилетие после Великой Отечественной войны детская литература, как и «взрослая», испытала строгого тяжесть «поучения» со стороны партийного руководства «литературным делом», когда каждая книга оценивалась с жестких позиций «социалистического реализма». Например, описывая современность, автор должен был выбирать конфликт только между хорошим и лучшим, а главного героя обязан был изображать идеальным «советским человеком». Такое схематическое, «лакированное» изображение жизни привело к созданию книг, которые не выдержали проверку временем, и оказались не нужны. Но ряд книг, созданных в 40-50-е годы, востребован и сейчас, спустя полвека. Прежде всего, это художественно-документальные книги о реальных героях войны, судьбы которых были и типичными и необычными одновременно. Н-р, «Чайка» Н.Бирюкова (о Л Чайкиной), «Четвертая высота» Е.Ильиной (о Г.Королевой), «Улица младшего сына» Л. Кассиля (о В. Дубинине), «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого (о летчике А. Маресьеве), «Молодая гвардия» (о юных подпольщиках Краснодона) А.Фадеева, «Спутники» В. Пановой о военных врачах..

Среди «мирных» тем литературы 50-60-х гг., освещенных по-новому – формирование характера героя в школьном коллекиве – классе, пионерском отряде или лагере. Среди первых и удачных книг о школьниках – повести Н. Носова «Веселая семейка»(1949), «Дневник Коли Синицына»(1950), «Витя Малеев в школе и дома»(1951), одна из первых книг Ю.Сотника «Архимед Вовки Грушина»(1947).Широкое признание получила трилогия В.Осеевой «Васек Трубачев и его товарищи» (1947, 1951, 1952). До сих пор популярностью среди девочек пользуется автобиографическая дилогия В.Осеевой «Динка» (1954-1956) и «Динка прощается с детством» (1969).

Продолжает развиваться жанр биографической повести, знакомящей подростков с жизнью известных ученых, писателей, художников. Книги А.Алтаева (М.Ямщиковой) о М.И. Глинке и П.И. Чайковском, М.Муратова о А.Н. Радищеве и Д.И. Фонвизине вводили юных читателей в мир русского искусства и литературы, книги Б. Могилевского об ученых (М. Мечникове, И. Пирогове, И. Тимирязеве ) способствовали самовоспитанию таких качеств, как вера в себя, свою мечту, желание служить Отечеству, а не «лицам», ответсвенность ученого перед наукой.

В жанре научно-художественной и научно-популярной литературы появляются новые повести, рассказы путешественников, научные сказки. Это книги В.Бианки, И.Соколова-Микитова, Г.Скребицкого, М.Ильина, Е.Пермяка.

В 50-е годы бурно развивается научная фантастика, которая, представляя будущее, обращается к нравственным проблемам технического прогресса, освоения космоса. В книге В. Захарченко «Путешествие в завтра» (1952) намечены перспективы развития кибернетики, химии, преобразовании природы. Роман И. Ефремова «На краю Ойкумены» (1956) переносит читателя в мир Древнего Египта, а «Туманность Андромеды» (1958) представляет будущее - картины коммунистического общества. Романтический пафос проявлялся в приключенческих книгах 40-50-х гг.: «Два капитана» В. Каверина (1945), «Кортик» (1948) и «Бронзовая птица»(1956) А.Рыбакова.

Среди поэтических произведений, продолжающих публицистические и патриотические темы, следует назвать поэму А.Барто «Звенигород»(1948) о дружной семье детей, осиротевших в войну и нашедших внимание и заботу в детском доме, поэмы С.Маршака «Быль-небылица» и С.Михалкова «В музее В.И. Ленина» (1949), «Разговор с сыном». К 800-летию Москвы Н.П. Кончаловская написала поэму «Наша древняя столица» - одно из самых удачных произведений на историческую тему для младших школьников. Начало поэмы созвучно присказке:

Слава нашей стороне!

Слава русской старине!

И про эту старину

Я рассказывать начну,

Чтобы дети знать могли

О делах родной земли.

Итак, в послевоенные годы детская литература постепенно переходила от военной и публицистической тематики к поиску тем и жанровых форм, соответствующих требованиям мирного времени. Это время расцвета творчества таких поэтов как А.Л. Барто, С.Я. Маршак, К.И. Чуковский, С.В. Михалков, Е.Благинина, И. Токмакова. Прозаические произведения для юных читателей создавали В. Бианки, Е. Чарушин, В. Катаев, К.Паустовский, А.Платонов, Л.Кассиль, А. Мусатов, Н.Носов, Н. Дубов и др. Можно сказать, что в середине 50-х гг., после XX сьезда КПСС, в общественной и культурной жизни страны наступила духовная «оттепель». В литературу пришло новое поколение прозаиков (А. Рыбаков, Ю. Нагибин, С. Алексеев, А. Алексин, Д. Гранин, В. Тендряков, В. Железников, Ю. Яковлев, Н. Сладков, Р. Погодин, Г. Скребицкий, А Лиханов, В. Драгунский, Ю. Коринец) и поэтов (В. Берестов, Б. Заходер, Г. Остер).

В 60-70-е гг. значительно разнообразнее, чем в 30-50-е гг., стали тематика и жанровая система детской литературы.Рассмотрим основные направления ее развития до конца XX в., выделяя самые значительные произведения, сохранившие свое значение до настоящего времени, не смотря на изменившиеся ценностные ориентиры и эстетику.

Какие же задачи ставили перед собой детские писатели 60-х годов? Известный поэт А.Сурков, возглавивший Союз советских писателей после А. Фадеева, в докладе на III съезде писателей в 1959г. выдвинул главную задачу – создать полнокровный образ героя наших дней. С.В. Михалков в выступлении на IV сьезде писателей в 1967 г. сказал:

«Литература должна вырастить своего героя истинным гражданином, готовым стать героем не только в военных сражениях, не только в битвах с силами природы, со стихийными бедствиями, но и в сражениях нравственных, которые происходят в мирной, «будничной» жизни – в битве за справедливость, за счастье людей. Таким могут воспитать ребенка лишь книги правдивые, психологически тонкие, свободные от малейшего налета фальши, которую детское сердце ощущает особенно остро…».

В 60-70-е годы в десятки раз возросли тиражи изданий детских книг, в городах открывались детские библиотеки. С 1965 г. стал выходить ежемесячный литературно-критический и библиографический журнал «Детская литература». Традиционным всесоюзным праздником в дни весенних каникул стала Неделя детской и юношеской книги, которая включала встречи с писателями, демонстрацию лучших детских фильмов, читательские и научные конференции, литературные вечера и конкурсы, которые проводились в школьных и детских библиотеках, в Домах пионеров и школьников.

Многие детские книги отражали жизнь страны и «вечные» проблемы формирования характера человека под влиянием жизненных обстоятельств. Теме созидательного труда, который и определял характер героя современности, посвящена трилогия А.Н. Рыбакова о Кроше, созданная в 1960-1970 гг. «Возмужание» главного героя, Сергея Крашенинникова, от старшеклассника до граждански зрелого молодого рабочего, объединяет все три повести: «Приключения Кроша», «Каникулы Кроша», «Неизвестный солдат». Многие черты Кроша родственны героям произведений А. Гайдара, В.Беляева, Л.Кассиля, В.Каверина, созданных ранее. Традиции художественно-документальной литературы были использованы Л. Обуховой в книге о первом космонавте – Ю.Гагарине ««Звездный сын земли». Младшим школьникам были адресованы книги Е.А. Пермяка «Дедушкина копилка», «Торопливый ножик», «Кем быть?», которые в сказочно-юмористической форме знакомили с трудовым опытом народа. Эти книги давали образцы поведения и формировали мировоззрение юных читателей, используя опыт предшествующей литературы в жанре «поучений», житийных произведений, сказок и наиболее значимых произведений детской литературы 20-50-х гг.

 

В прозе 60-70-х гг. формируется и другой тип героя – не статичный и образцо-положительный, а развивающийся – от противоречивого, комического и даже отрицательного проявления ряда черт характера до осознания ошибки в своем поведении и свершения поступка, свидетельствующего о его полном нравственном «выздоровлении». Таких героев представляли книги Ю.Сотника, рассказы и повести Н. Носова, «Денискины рассказы» Ю.Драгунского и сказочные повести – Л. Лагина «Старик Хоттабыч», В.Медведева «Баранкин, будь человеком!» (1962), Л.Гераскиной «В стране невыученных уроков», А.Алексина «В стране вечных каникул». Их герои – фантазеры и «затейники», отважные испытатели своих идей, они не умеют жить «по расписанию», им жизненно необходима свобода выбора и действий. Отсутствие опыта и знаний неизбежно приводит их к комической ситуации, из которой они выходят повзрослевшими и «поумневшими». Такой способ раскрытия характера героя заимствован авторами из фольклора, из сказок о наивном и добром Иване-дураке. Это тот же тип героя, только в возрасте ребенка и условиях жизни середины XX века. Н-р, герои сказки В.Медведева Юра Баранкин и Костя Малинин «устали» от пионерских поручений и школьных нагрузок и позавидовали беззаботной жизни воробьев. Но, превращаясь в воробьев, бабочек и муравьев, они пришли к убеждению, что интересней все-таки быть людьми.

Наиболее ярко юмористические характеры представлены в героях Н.Носова. Неразлучных друзей - Витю Малеева и Костю Шишкина, Толю Клюквина и Славу Огонькова, а также Мишку, Павлика, Котьку и др. на каждом шагу ждут приключения и комические испытания, в которых им необходимо проявить смекалку, ловкость, хитрость, а не героизм и смелость.(Примеры из рассказов «Мишкина каша», «Телефон», «Дружок»). В 1954 г. Носов представил необычных героев, «проживающих» в сказочной повести «Незнайка и его друзья». Дети сразу полюбили маленьких коротышек, потому что узнали в них себя и свои взаимоотношения в играх и учебе. Имена героев сказки Носова тоже не случайны: Знайки, Ворчуны, Молчуны, Винтики и Шпунтики, Растеряйки, Торопыжки, Синеглазки есть в любом детском коллективе. Тонкий психологизм, умение передать особенности детской речи и мышления, остроумие – все эти черты определили успех произведения и побудили автора написать продолжение. В 1958 г. издан роман-сказка «Незнайка в Солнечном городе», в 1965 г. – заключительная часть – «Незнайка на Луне». В дальнейшем все книги были экранизированы. Появление «смешных героев» в книгах русских писателей сопровождалось появлением подобных героев в переведенных книгах писателей Европы: «Пеппи Длинный Чулок», «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» А.Лингрен, «Винни-Пух и все, все, все» А.Милна в переводе Б.Заходера. В 60-70-е гг. они также стали героями мультфильмов и спектаклей.

Специфику и противоречия подросткового возраста разносторонне показал в своем творчестве А.Г. Алексин. Его герои кажутся взрослее и «мудрее» своих читателей, которые тоже сталкиваются в повседневной жизни, в школе или дома, с проблемами нравственного выбора, но в отличие от героев книг не всегда находят единственно правильный выход. Энергичная и уверенная в своих действиях семиклассница Женька, героиня повести «Мой брат играет на кларнете», приходит к пониманию, что нельзя вторгаться в личную жизнь, внутренний мир человека, даже если это твой брат. Герой повести «Поздний ребенок» Ленька Нечаев приобретает жизненный опыт находить «ключик» к сердцу родных, не противопоставляя себя им.

Особенностью книг Алексина 60-70-х гг. является социально-психологическая проблематика, художественное исследование внутрисемейных отношений «отцов и детей», что отражается даже в их названиях: «Сердечная недостаточность», «Про нашу семью», «Безумная Евдокия», «Позавчера и послезавтра». Автор мастерски использует ряд приемов, позволяющих достичь эффекта «присутствия» читателя среди героев книг. Это форма дневника или письма героя, монолог (рассказ от лица героя), «внутренняя речь» (размышление героя о поведении взрослых или обоснование им своего поступка), острые диалоги, споры героев на темы, актуальные для юного читателя. Например, в повести «Безумная Евдокия» показан конфликт личности и коллектива, его причины и драматический исход. Образы классного руководителя Евдокии Савельевны, убежденной сторонницы воспитания в коллективе, эгоистичной индивидуалистки Оленьки и ее родителей, посвятивших всю свою жизнь благополучию дочери, старшелассников и учителей – вызывают у читателя желание определить свое отношение к ЧП, произошедшему по вине капризной и не думающей о других девочке.

Можно сказать, что в повестях Алексина подростки находили ответы на те вопросы, которые без помощи мудрого взрослого решить не могли. Эти книги можно назвать психологической поддержкой, «скорой помощью» для детей и учебником психологии школьников для взрослых.

Для будущего учителя особую ценность представляют «школьные повести»: «Коля пишет Оле, Оля пишет Коле»(1965), «В стране вечных каникул»(1966), «А тем временем где-то»(1966), «Третий в пятом ряду» (1975), «Безумная Евдокия»(1976), «Сигнальщики и горнисты» (1982) и др.

Творчество писателя получило высокую оценку не только среди детей, но и в критике. В 70-е годы он стал лауреатом Государственной премии и премии Ленинского комсомола. В 1980г. за повесть «Безумная Евдокия» ему была присуждена Международная премия за лучшее произведение для подростков. В 80-90-е годы А.. Алексин достойно возглавлял Всесоюзный, затем Всероссийский Детский фонд.