Особенности развития детской литературы в 20-30-е гг.

В 1917 г. начался новый период в российской истории, определивший коренные преобразования в области образования и воспитания детей. Советская власть взяла курс на воспитание “нового человека”, и перед педагогами неизбежно встали вопросы: как относиться к культурному наследию, какой должна быть новая школа, как должна развиваться детская литература, какие книги нужны и полезны детям. Дискуссии по этим вопросам отражались в документах Наркомпроса и в прессе и творчестве писателей.

Можно сказать, что в начале 20-х гг.литературапереживала «трудности роста».В 1921 г. при Наркомпросе был создан Институт детского чтения, в задачу которого входило изучение психологии ребенка как читателя и рецензирование новых книг. В 1922 г. в Петрограде при Институте дошкольного образова­ния была создана студия детской литературы, и в нее вошли С. Маршак, Б. Житков, В. Бианки, Л. Пантелеев, Е. Шварц, Е. Чарушин и др. Вскоре они составили ядро журнала «Воробей» (1923—1925), позже переименованного в «Новый Робинзон». В Москве с 1925 г. издавались журналы «Пионер» и «Мурзилка», в них публиковались произведения С. Григорьева, А. Кожевникова, Л. Кассиля, стихи В. Маяковского, С.Маршака.

Но в конце 20-х гг. Комитет по детской книге Наркомпроса возглавили вульгарные социологи. Они реши­тельно отвергали литературное наследство, требовали только современной тематики для детской литературы, отрицали вымысел, фантастику, изгоняли веселые, жизнерадостные книги, сказку. Нападкам подвергались произведения С. Маршака, К. Чу­ковского, Б. Житкова, В. Бианки, В.Маяковского. В 1929 г. А. В. Луначарский выступил с докладом «Пути детской литера­туры», в котором резко критиковал тех, кто не признавал спе­цифики детской литературы и «запрещал» народную сказку для чтения детям. Против вульгарно-социологических установок выступил М. Горький. Его статьи «Человек, уши которого заткнуты ватой», «О безответственных людях и о дет­ской книге наших дней» показали несостоятель­ность педагогов, изго­нявших из детской книги игру, выдумку, смех. Так в противоборстве с враждебными тенденциями утверждались идейно-эстетичские принципы ДЛ и периодиче­ской печати. Все это помогало развитию ДЛ, сближало ее с реальной действительностью.

Постепенно развивалась проза для детей.Рассказать детям о революции, о гражданской войне было нелегко. Одной из первых книг о гражданской войне была повесть П. Бляхина «Красные дьяволята» (1923). Автор, сам участник революции и гражданской войны, описал подвиги и приключения крестьянских ребят. Миша и Дуняша — близнецы, им по пят­надцать лет. Отец ребят Иван Недоля был на фронте и вернулся домой после революции. Он стал большевиком и агитатором на селе. Ребята тоже решили воевать за Советскую власть. Их решение воевать за красных укрепилось после того, как бандиты сожгли их хату и убили старшего брата. В армии Буденного они становятся развед­чиками, Дуняша (естественно, она в мужской одежде) попадет в штаб атамана Махно, легко узнает все военные тайны, похищает портфель с важными документами, и уже приговоренная к смерти, чу­дом спасается. Такие эпизоды следуют друг за другом. В заклю­чение ребята взяли в плен атамана банды и в мешке из-под муки доставили в отряд красных партизан; пред­варительно Мишка исполнил обещание, данное отцу,— высек ата­мана. Успех повести «обеспечили» детективный сюжет, невероятная удачливость героев, их смелость, преданность делу революции. По мотивам повести в 1923 г. поставлен кинофильм, а в 1966 г. режиссер Э. Кеосаян поставил кинофильм «Неуловимые мстители». Следует сказать, что о гражданской войне не сразу появились полноценные худо­жественные произведения. В большинстве книг герои (10-13-летние дети) на фронтах гражданской войны проявляли бес­примерную храбрость, совершали подвиги, одерживали одну за другой блестящие победы, с невероятной быстротой разрабаты­вали сложнейшие планы разгрома неприятеля, в самые критиче­ские минуты приходили на помощь взрослым. Эти книги читались детьми с интересом, но они не могли дать им правильного представления о гражданской войне и Красной Армии, а приучали смотреть на войну как на веселую авантюру. Позже это явле­ние в советской детской литературе стали называть «детским авангардизмом».

Одной из первых книг, правдиво изображаю­щих жизнь людей в условиях гражданской войны, была повесть А. Неверова «Ташкент — город хлебный» (1923). Как известно, в 1921-1922 гг. в Поволжье разразился голод. Автор рассказывает о трудном путешествии маль­чугана Мишки Додонова в далекий Ташкент за хлебом. Повесть начинается эпически спокойно: «Дед умер, бабка умерла, потом отец. Остался Мишка только с матерью да с двоими братишками. Младшему - 4 года, среднему -8. Самому Мишке -12...». Мишка запомнил, что перед смертью отец наказывал ему быть в доме за хозяина. Чувство ответствен­ности за судьбу семьи ведет подростка в неизведанный путь. Вдвоем с другом, одиннадцатилетним Сережкой, они отправляются в Ташкент за две тысячи километров. С первых страниц повест­вования писатель подчеркивает главную черту характера Миш­ки — упорство и стойкость. Просто, без всякой фальши автор описывает тяжкую пору в жизни страны и полную горя и испы­таний дорогу Мишки. На каждом шагу его подстерегает голодная смерть. Мальчик испытывает страшные терзания голода, ужас одиночества после смерти Сережки. Лишь усилием воли Мишка побеждает охватившую его тоску. Перед ним одна цель: «В Ташкент поехал, должен доехать». Ради этого он сутками, измученный голодом, ожидает поездов на холодных станциях, потом, цепляясь за подножки, дрожит от пронизывающего до когтей ветра на крышах вагонов. Ценя в Мишке смелость, решительность, упорство, терпение, честность и прямоту, автор в то же время подчеркивает, что Мишка добрался до Ташкента только потому, что ему помогли хорошие люди: машинист Кондратьев пристраивает Мишку у себя на паровозе, делится с ним скудным рабочим пайком. Тронутый вниманием и заботой, Мишка приходит к выводу: «Будь таких людей побольше, давно бы все доехали». Повесть пронизана гуманизмом. Носителями человечности в ней выступают большевики, представители рабо­чего класса. Из Ташкента Мишка привозит шесть пудов пшеницы и самое ценное — веру в коммунистов, в рабочих. Вернувшись домой, он решает: «Ладно, тужить теперь нечего, буду заново заводиться». Автор отразил процесс мужания героя, передал его мысли, переживания. Рисуя борьбу с голодом, борьбу за жизнь, а с ними и моменты неизбежного тупого озлобления, дикости, мелкой ко­рысти, автор глубоко верит в доброту простого человека. Велика сила всенародного сопротивления голоду. Повесть о Мишке - это не только «голодная му­жицкая одиссея», это — гимн жизнелюбию и стойкости народа. Повесть полна социального оптимизма. Автор использует искусные приемы композиции, чередуя удачи и неудачи героя, описывая колебания его настроения. Это придает повествованию внутрен­нюю напряженность. Книга имела огромный успех. Она выдержала много изданий, была переведена в странах Европы, экранизирована в 1968 г.

Правдиво изобразил жизнь страны в годы гражданской войны в автобиграфической повести «Школа» А.П. Гайдар. В рассказе «Р.В.С.» (1926) он психоло­гически достоверно нарисовал образы детей, ставших участниками военных событий, помощниками большевиков, спасителями красного командира Серегина.

Сказочный роман о революции«Три Толстяка»(1928) написал Ю. Олеша.Действие происходит в условной стране, где царят произвол и насилие. События изла­гаются с момента, когда оружейник Просперо и гимнаст Тибул подняли восстание и повели народ на штурм дворца Трех Тол­стяков. Силы были неравны. Оружейника Просперо взяли в плен. С героями произведения происходит много удивительных приключений. Повествование ведется весело и непринужденно. Писатель сумел рассказать юному читателю о со­циальном неравенстве, о борьбе классов, о единстве, силе и спло­ченности народа. Книга вызывает ненависть ко всякому произволу и «барству». Глубокую симпатию читате­лей вызывают участники восстания и разлученные тиранами дети, брат Тутти и его сестра, маленькая Суок, старый доктор Гаспар Арнери, помогающий Тибулу спастись от преследований. Роман-сказка оканчивается полной победой народа. Фантастическая ре­волюция помогала детям понять и почувствовать сущность реальной ре­волюции. Ю. Олеша положил начало новой традиции советской лите­ратурной сказки. В народной сказке положительный герой один вступает в борьбу с носителями зла. В этом поединке его поддерживают добрые помощники, чаще всего из мира животных. В сказке Ю. Олеши Трех Толстяков и их слуг побеждает коллектив, весь народ. В 1966 г. «Три толстяка» были экранизированы: сценаристы и режиссеры - А. Баталов и И. Шапиро.

Значительным явлением стала книга Г.Белых и Л. Пантелеева «Республика ШКИД», повествующая о судьбе беспризорников, которые обретают смысл жизни в коллективе педагогов, заменивших им родителей, в «школе им. Достоевского».

В 20-е годы было положено начало детской Лениниане: появились очерки и рассказы о В. И. Ле­нине: его сестры А. И. Улья­новой-Елизаровой «Детские и школьные годы Ильича», очерки Н. К. Крупской.

В жанре исторической прозы успешно работала М. Ямщикова-Рокотова, издававшая книги под псевдонимом Ал. Алтаев. Ее остросюжетные повествования знакомили читателей-подрост­ков с подлинными фактами истории. Она автор свыше 100 книг для детей и юношества. В 1925 г. издан исторический роман Ю. Тынянова «Кюхля» о друге А.С. Пушкина, поэте и декабристе В.К. Кюхельбекере.

Природоведческие книги для детей пи­сали ученые, путешественники и краеведы. В 1923 г. вышла приключенческая повесть В. Арсеньева «Дерсу Узала». В 1924 г. были изданы первые рассказы и сказки В. Бианки — «Чей нос лучше?», «Кто чем поет?», «Чьи это ноги?». С 1925 г. публикуются рассказы М. Пришвина. В это время было положено начало новому жанру – научной фантастике: изданы повести В.Обручева и С. Беляева, социально-фантасти­ческие романы А.Н. Толстого «Аэлита» и «Гиперболо­ид инженера Гарина», романтические произведения А. Грина, в частности «Алые паруса» (1921).

Итак, для ДЛ 20-х гг. характерно тематическое и жанровое многообразие. Писатели стремились к со­циальному исследованию жизни, раскрытию социальных конф­ликтов. Этим определялись принципы типизации, стиль и язык произведений. Книги многих, тогда начинающих авторов (Ю. Олеши, А.Гайдара, В. Бианки, М. Пришвина, С. Маршака) вошли в золотой фонд нашей литературы и оказали влияние на ее развитие в 30-40-е гг.

Самостоятельная работа: прочитать 2-3 произведения этого периода, выделив в читательском дневнике те черты их проблематики и жанровой формы, которые ярко отражают специфику детской литературы 20-х гг. и черты характера «нового» героя.

 

Детская литература в 30-40-е годы: темы, жанры, герои.

 

30-е годы стали новым этапом в развитии литературы, призванной формировать мировоззрение юных граждан СССР. Литература для детей как часть всей литературы находилась под строгой «опекой» партии и государства, которые определяли идеологию во всех структурах образования и культуры. В 1932 г. начал издаваться журнал «Детская литература», в котором публиковались аналитические статьи критиков и читателей о новых книгах и наследии прошлого. В 1933 г. было создано специальное издательство – Детгиз,которое объединило писателей, художников, педагогов одной задачей: «создать ряд книг, которые, соединяя увлекательность и доступность изложения с высоким идейным уровнем, прививали бы детям интерес к борьбе и строительству рабочего класса и партии». В 1934 г. на I сьезде писателей с докладом «О большой литературе для маленьких» выступил С.Я. Маршак. Многие вопросы, определяющие новаторство советской детской длитературы в сравнении с дореволюционным периодом, оставались дискуссионными и отражались на судьбах отдельных книг и их авторов. Например, продолжались нападки на «безыдейные» сказки К. Чуковского, «невежество» народных сказок, «туманный романтизм» произведений А.Платонова и А. Грина.

Писатели откликнулись на призыв создавать книги о достижениях советской власти и знакомить детей с планами строительства социализма. Лучшими из книг на социальные темы можно назвать «Время, вперед!» В. Катаева, «Судьба барабанщика», «Дальние страны», «Военная тайна», «Чук и Гек» А.Гайдара, «Рассказ о великом плане» М. Ильина, «Два капитана» В. Каверина и др

В прозе 30-х годов формируется образ нового героя, воспитанного уже в условиях противопоставления старого (дореволюционного») и нового (времени). Самым популярным положительным героем стал пионер Тимур из повести А. Гайдара «Тимур и его команда» (1941). Стремление подражать его добрым делам – помогать старикам и одиноким людям - породило целое тимуровское движение, которое стало частью жизни подростков 40-60-х гг. В романе В.Каверина «Два капитана» (1940) был создан романтический образ полярного летчика Саши Григорьева. Его девиз «Бороться и искать, найти и не сдаваться!» стал крылатым выражением времени и молодежи нескольких поколений. Ряд книг имели документальную основу и реальных прототипов. Это комсомолец Павел Корчагин – герой романа Н.Островского «Как закалялась сталь» (1934) и мальчик из уральского села - герой повести А.Яковлева «Пионер Павел Морозов» (1936). Для читателей своего времени эти герои воплощали лучшие черты cоветского человека – готовность подчинить свои жизненные планы интересам общества. П.Корчагин не щадил здоровья и рисковал жизнью, участвуя в сражениях гражданской войны и в трудные 20-е годы. В тридцать лет он стал инвалидом, но не жалеет о том, что вся его жизнь отдана «борьбе за освобождение человечества». Гражданский поступок Павлика Морозова, стоивший ему жизни, в то время оценивался как подвиг, достойный подражания, а во время «перестройки» стал мишенью для обвинения мальчика в предательстве отца, в безнравственности: так через полвека героизация пионеров 30-х гг. сменилась сатирой и даже карикатурой.

Книги, правдиво отразившие историю страны, заслуживают более объективной оценки и не должны быть «списаны» из библиотек и исключены из круга чтения детей XX века. Например, сохраняют свой воспитательный потенциал книги А.С. Макаренко «Педагогическая поэма» (1935) и «Флаги на башнях» (1938), повествующие о судьбах беспризорников, которые под руководством мудрых педагогов не только возвращаются к «нормальной» жизни, но и становятся сознательными строителями социализма, культурными и образованными людьми.

Жизненные идеалы подростков формировали книги о вожде революции В.И.Ленине и биографические повести о революции и гражданской войне А. Гайдара («Школа») и В.Катаева («Белеет парус одинокий»). О судьбах революционеров рассказали повести: С.Мстиславского «Грач - птица весенняя» о Н.И. Баумане, А. Голубева «Мальчик из Уржума» о детстве и юности С.М. Кирова, Ю.Германа «Железный Феликс» о Ф.Дзержинском. Героями исторических повестей были славные сыны России - полководцы, писатели, художники, ученые.

Новым направлением прозы 30-х годов была фантастика – научная и художественная. Научная фантастика поэтизировала достижения науки и техники и даже опережала их, создавая сюжеты из будущего, которое представлялось светлым, гуманным, социально справедливым, т.е. похожим на идеалы коммунизма Например, в романе А. Беляева «Звезда КЭЦ» (1936) действие происходит на космической станции, базе межпланетных кораблей, а в романе «Небесный гость» (1937) даже представлены картины жизни при коммунизме. В жанре научной фантастики писали А.Н. Толстой, В. Обручев, Г. Адамов, Г.Гребнев и другие.

Существенные изменения произошли в 30-е годы и в поэзии для детей.Тематика стихотворений была связана с социальными преобразованиями, с достижениями советской власти. Так о строительстве ДнепроГЭСа рассказал С.Я. Маршак в поэме «Война с Днепром», о перепланировке московских улиц - А.Барто («Дом переехал»), о строителях метро - Е.Тараховская («Метрополитен»). У поэтов были свои представления о героях времени, которые они воплощали иными, чем в прозе, средствами. Например, в «Рассказе о неизвестном герое» Маршака «крупным планом» показан юноша, который, рискуя жизнью, спас во время пожара в многооэтажном доме девочку и, не ожидая благодарности, «вскочил на подножку трамвая» и уехал. По описанию очевидцев этого смелого поступка, герой похож на многих молодых москвичей, поэтому найти его не могут: «ищут пожарные, ищет милиция парня какого-то, лет двадцати». Автор подводит к мысли, что подвиг скромного юноши – норма поведения советского человека и в нашей стране «к подвигу каждый готов». В поэме Э.Багрицкого «Смерть пионерки» (1931) девочка Валентинка, умирая от болезни, отклоняет просьбу матери надеть крестик, чтобы получить помощь от бога. Поэт восхищен стойкостью убеждений девочки и сравнивает ее с героями гражданской войны (Цит. «Нас водила молодость…»). В поэме С.В.Михалкова «Дядя Степа» был создан образ защитника детей и грозы хулиганов – милиционера Степана Степанова, по прозванью «Каланча». Популярными песнями среди школьников стали гражданского звучания - «Широка страна моя родная» В.Лебедева-Кумача, «Песня о Каховке», «Гренада» М.Светлова, «Тачанка» Рудермана и др.

Итак, в 30-е годы детская литература отражала преимущественно светлые, созидательные стороны жизни советского народа, взрослых и детей. Это важно понимать, оценивая период сталинских репрессий против народа в истории нашей страны в целом. Можно сказать, что не только для детской, но и для взрослой литературы, тема репрессий была запретной, смертельно опасной, и детские писатели и поэты, как и большинство родителей, избегали говорить о ней с детьми.

Серьезные проблемы из жизни страны станут обсуждаться на страницах детских книг очень скоро, с первых дней Великой Отечественной войны. Довоенное, относительно спокойное и счастливое время, оборвалось для всех 22 июня 1941 года. Уже в первые дни войны была создана песня «Священная война», ставшая для переживших войну ее символом, объединивших всех - взрослых и детей. Стихи этой песни написал В.И.Лебедев-Кумач, музыку – А.Александров. Поэты, обращаясь к юным читателям, рассказывали о подвигах их современников и ровесников. Так М. Алигер посвятила поэму «Зоя» (1942) подвигу московской школьницы З.Космодемьянской. О подвиге и мужественной смерти юной партизанки П.Лидов написал очерк, а в 1950 г. появилась документальная книга воспоминаний их матери, Л.Н. Космодемьянской «Книга о Зое и Шуре»: ее дети, дочь и сын, погибли, добровольно встав в ряды защитников страны. М.Исаковский в стих. «Летят на фронт самолеты» рассказал о подвиге летчика Николая Гастелло. В поэме К. Симонова «Сын артиллериста» создан собирательный образ юноши, сына артиллериста, который наследовал смелость отца и его жизненный девиз: «Ничто нас в жизни не может вышибить из седла». В стихотворении А. Твардовского «Рассказ танкиста» рассказывается о подвиге мальчика, который, рискуя жизнью, показывает путь танкистам, освобождающим город от оккупантов.

Публицистические произведения создавали детские поэты: С.Михалков (сборник «Для больших и маленьких»), С.Маршак, А.Барто («Звенигород»), К. Чуковский и др. В поэзии для детей сочеталось героическое, драматическое и лирическое начало. Хрестоматийным стало стих. К.Симонова «Родина», опубликованное в журнале «Пионер» (1942) . В образе Родины слились близкие и детям воспоминания автора:

Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы,

Да, можно голодать и холодать,

Идти на смерть… Но эти три березы

При жизни никому нельзя отдать.

 

В прозе главной былатема военного детства, новая и сложная для детской литературы. Можно сказать, что с началом войны кончилась не только мирная жизнь взрослых, но и был разрушен особый мир детства. Дети погибали и терялись по дороге в эвакуацию, вместе с матерями и стариками становились заложниками и жертвами оккупантов, оставались сиротами и рано взрослели, заменяя взрослых, на фабриках и заводах, на колхозных полях и строительстве дорог. Поэтому военное детство было трудным и тяжелым, а не беззаботным и радостным. Тем не менее, писатели находили такие сюжеты, которые утверждали веру в жизнь и надежду на помощь каждому, обиженному войной. Оптимистический пафос объединял все произведения детской литературы военного и послевоенного времени. О трудовом подвиге подростков рассказал Л. Кассиль в книге «Дорогие мои мальчишки» (1944). Повесть Л. Воронковой «Девочка из города» (1943) посвящена судьбе осиротевшей девочки, которую приютила и удочерила большая крестьянская семья. Судьбе мальчика, ставшего воспитанником отряда разведчиков, посвящена повесть В. Катаева «Сын полка». История Ванюши Солнцева заканчивается «на пороге» суворовского училища, а судьба другого юного разведчика и мстителя, героя повести В. Богомолова «Иван», оборвалась во вражеском застенке. Трагическую тональность повествования сохранил и режиссер А.Тарковский, создав в начале 60-х гг. фильм «Иваново детство». К теме военного и послевоенного детства прозаики обращались вплоть до конца XX века (М.Алексеев «Мишкино детство», А.Приставкин «Ночевала тучка золотая, В.Распутин «Уроки французского и др. )

Самостоятельная работа студентов:

Развитие детской литературы в 50-70-е годы: