Особенности моделирования процессов теплообмена в КС двигателя с искровым зажиганием
Рассмотрим теперь особенности моделирования процесса теплоотдачи в камере сгорания бензинового двигателя.
1. Профилируемой частью камеры сгорания в бензиновом, в отличии от дизельного ДВС, является головка. Поскольку КС бензиновых двигателей не осесимметричны, то следует рассматривать 3-х мерную постановку скоростной задачи. Уравнение движения в цилиндрической системе координат (рис. ХХ) будет выглядеть следующим образом:
, | (185) |
где q – азимутальный угол, отсчитываемый от выбранного сечения в КС.
Рис. ХХ. К решению скоростной задачи в КС бензинового двигателя
Решение (185) ищется в виде:
, | (186) |
где j0 – связано с вытеснительным эффектом профиля КС, а dj – отражает переносное движение заряда. Считая камеру сгорания бензинового ДВС неглубокой, можно положить, что uz имеет линейный характер:
. | (187) |
Далее, считая, что переносного движения по координатам r и q нет, решают уравнение движения для составляющей , отыскав которую, находят распределение скоростей
. | (188) |
После определения составляющих скорости на границах, воспользовавшись направляющими косинусами, определяют касательные скорости u0 к любой точке поверхности КС. Таким образом, скоростную задачу можно считать решенной.
2. Основной особенностью рабочего процесса бензинового ДВС является наличие фронта пламени при выгорании гомогенной смеси. В соответствии с этим, весь объем КС можно условно разделить на два объема – зоны сгоревшего и несгоревшего топлива, разделяемые фронтом нулевой толщины, термодинамические параметры, в которых различны. Скорость турбулентного фронта пламени определяют из выражения:
, | (189) |
где Sф – текущая площадь поверхности фронта; Rф – текущий сферический радиус фронта; t – время от начала сгорания.
Величины Sф и Rф находят из обработки индикаторных диаграмм по известным кривым dx/dj и геометрии КС. Текущий объем, который занимает продукты сгорания, определяют при интегрировании выражения:
, | (190) |
где Tg – текущая температура продуктов сгорания.
При этом также считается, что масса рабочего тела, состоящая из продуктов сгорания и несгоревшей части смеси есть величина постоянная: Мпс+Мнс= М =const, а сумма объемов указанных частей равна текущему объему КС: Vпс+Vнс= Vi. Давление во всем объеме КС считается одинаковым: P = idem.
Температура продуктов сгорания может быть определена по уравнению состояния для объема сгоревшей части смеси. Температура несгоревшей части смеси определяется по уравнению адиабаты
, | (191) |
где Tс, Pс – температура и давление в цилиндре в конце хода сжатия.
Для расчета локальной теплоотдачи и результирующих температур используют соответствующие температуры для зон сгоревшей и несгоревшей части смеси, контролируя местоположение фронта пламени.
3. При расчете теплоотдачи, поскольку основное движение заряда – радиальное, движение рассматривается вдоль выбранных азимутальных сечений. Точки присоединения потока выбирают в соответствии с направлением течения заряда, определяемого движением поршня.
Для определения степени градиентности потока камера рассекается радиальными лучами и движение рассматривается вдоль них (рис. ХХ). Интенсивность теплообмена определяется по зависимости:
, | (192) |
где индекс q в числе определяет номер азимутального сечения.
Рис. ХХ. Азимутальные сечения и распределения скоростей
Поправка на степень турбулентности может быть определена по Р.М. Петриченко:
, | (193) |
или по Ю.Е. Сгибневу [ ]:
при , | (194) |
где R – радиус цилиндра.
В последней зависимости Uт = f(dx/dj), что в лучшей степени отражает влияние турбулентности и нестационарности протекающих процессов на теплоотдачу.
Остальные пункты (2, 3, 8, 9, 10) выполняются по аналогии с предыдущем материалом, изложенным в параграфе 3.7.
3.9. Решение задачи газодинамики и теплообмен в
полуразделенной камере сгорания дизеля
Полуразделенные камеры сгорания (ЦНИДИ, М-процесс и др.) применяются в двигателях малой мощности и размерности с целью обеспечения пристеночного смесеобразования. Теплообмен в таких камерах сгорания существенно отличен от теплообмена в КС открытого типа.