Книги для чтения К.Д. Ушинского и Л.Н. Толстого

Классическим наследием отечественной школы являются методические работы и художественные произведения К.Д. Ушинского (1824-1870) и Л.Н. Толстого (1828-1910). Чтение в школьные годы они считали важнейшим способом постижения народной культуры и овладения богатствами русского языка. Их педагогические взгляды воплощены в книгах для чтения - «Детский мир» и «Родное слово» К.Д. Ушинского и «Азбука»(1870) и «Новая азбука»(1875) Толстого.

К.Д. Ушинский является основателем дошкольной педагогики, его педагогические взгляды были основаны на идее народности воспитания, искреннем убеждении, что овладевать родным языком и народной культурой необходимо с раннего детства. Основные труды этого педагога и писателя: «Человек как предмет воспитания» в 2 т. (1868-1869), «Детский мир» (1861) и «Родное слово» (1864).

«Детский мир»и «Родное слово» - учебные книги для детей 10-12 и 8-10 лет. Содержание книг очень разнообразно и отражает предпочтение Ушинского обращаться к естественнонаучному материалу: «логика природы есть самая доступная и самая полезная логика для детей». Первый раздел книги «Детский мир» составляли рассказы о временах года, о человеке и его способностях. Во втором разделе круг знаний расширялся: читатели знакомились с миром животных и растений, строением Земли, географическими открытиями, историей отдельных стран и городов.

Небольшие по объему научно-популярные статьи автор стремился сделать «живыми» и «видимыми» за счет «изящного и плавного» языкового оформления. Н-р, статья о луговых растениях начиналась так:

«Пойдемте на луг, покрытый высокою густою травою, уляжемся на нем преспокойно и станем рассматривать травинку за травинкой. Вот душистый клевер с красненькими головками, за которыми так прилежно ухаживают пчелы, вот вьющийся мышиный горошек, вот кукушкин цвет: все это травы, но не злаки. А вот лисий хвост с пушистым колосом очень похож на злак: его колос, соломинка и листья напоминают рожь и золотой колосок, который так хорошо пахнет…».

Учебные книги Ушинского энциклопедичны по многообразию познавательных материалов из географии, зоологии, истории и др. наук. Оригинален замысел педагога – соединить в учебной книге познавательный и художественный материал, дать два рода чтения – логическое и художественное, представив в хрестоматии «Детского мира» более 100 произведений фольклора и литературы: стихотворений, рассказов, басен, сказок. В современные учебные книги включаются такие произведения К.Д. Ушинского: «Четыре жедания», «Васька», «Петушок с семьей», «Коровка», Лошади», сказки «Ветер и солнце», «Чужое яичко», «Лиса Патрикеевна», «Бишка», «Как рубашка в поле выросла» и другие.

 

 

Книги Толстого «Азбука» и«Новая азбука» были написаны для учеников Яснополянской школы, которую открыл Толстой на свои средства и сам учил в ней крестьянский детей. Книга учитывала возрастные особенности детей и решала важные педагогические задачи: обучала родному языку, развивала художественный вкус, знакомила с бытом людей и миром природы. Значительное место в учебных книгах Толстого занимали сказки– русские («Три медведя», «Машенька и медведь») и зарубежные («Мальчик-с-мальчик»), народные и литературные. Среди сказок есть необычные, имеющие научно-познавательный характер: н-р, в сказках «Шат и Дон», «Волга и Вазуза» научность гармонично соединяется с поэтичностью и образностью.

Толстой учил детей всматриваться в явления природы («Какая бывает роса на траве», «Отчего в морозы трещат деревья?»), на примерах из жизни животных учил дружбе и преданности («Булька»). Писатель стремился к предельно короткому объему сюжета и значительности идеи, используя форму притчи и «иллюстрации» пословицы

«Старик сажал яблони. Ему сказали: - Зачем тебе эти яблони? Долго ждать с этих яблонь плода, и ты не съешь с них яблочка. Старик сказал: - Я не съем, другие съедят, мне спасибо скажут». Незабываемое впечатление производит, рассказ «Лев и собачка». Реалистичность картины смерти и глубокий драматизм поведения льва отразились в психологически точном и лаконичном повествовании: «…он обнял своими лапами мертвую собачку и так лежал пять дней. На шестой день лев умер». Толстой знакомил детей с повадками животных и птиц, очеловечивая их, наделяя индивидуальными чертами характера: «Хотела галка пить. На дворе стол кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать. Она стала кидать в кувшин камушки и столько накидала, что вода стала выше и можно стало пить». Сообразительность и находчивость галки легко запоминаются юными читателями.

Исследователи считают, что именно Толстой явился основателем зообеллетристического рассказа в русской литературе: по словам С.Я. Маршака, «три-четыре строчки ... превращаются под его пером в умные, трогательные и убедительные рассказы». Его традиции позже развивали Д. Мамин-Сибиряк, В.Гаршин, А. Чехов, а в XX веке – В.Бианки, Н.. Сладков, Г. Снигирев, Г. Троепольский и другие.

Специально для детей была написана повесть «Кавказский пленник» (1872), в которой описана история борьбы с обстоятельствами судьбы офицера Жилина, попавшего в плен к горцам. Как в сказках, герои повести резко контрастны, а проблематика ее также гуманна и глубока: доброму и сильному духом герою помогает спасти жизнь и бежать из плена горянка Дина, девочка, обделенная вниманием и отеческой заботой в своей семье.

Произведения Толстого входят в программу дошкольного воспитания, начальной и средней школы, н-р, в старших классах изучается «Война и мир», рекомендуются для чтения – автобиографическая трилогия, повести «Казаки», «Кавказский пленник», романы «Анна Каренина», «Воскресение» и другие произведения великого русского писателя.