По кочкам, по кочкам, 2. Потягунюшки, порастунюшки!

Не ложися на краю: Котя - серенький лобок!

Баю-баюшки-баю, 2. Котя, котенька, коток,

Детский фольклор как форма народной педагогики.

Фольклор является исторической основой многих популярных жанров литературы, использующих его поэтические средства и стилистику. Современные ученые (М.Н. Мельников, М.Ю. Новицкая, М.П. Чередникова, А.С. Мутина и др.) подчеркивают, что обращение к фольклорным традициям определяет национальную самобытность и языковую выразительность русской детской литературы. Фольклорные произведения, которые сопровождают воспитание детей и эстетически отражают принципы народной педагогики, принято называть детским фольклором. Этот пласт народной культуры изучают не только фольклористы, но и этнографы, психологи и другие ученые. В науке представлены различные классификации ДФ, но мы считаем, что целесообразно изучить жанры ДФ по мере использования в воспитании ребенка, начиная с рождения.

Колыбельные песни – монотонные короткие песни матери над колыбелью младенца. По происхождению КП восходят к магическим заклинаниям или заговорам, которые произносили с практической целью – успокоить и усыпить ребенка. На архаичность их просхождения указывают специфические слова и образы: “баю-баю”, Угомон, Дрема, кот-баюн и др. КП имеют устойчивую композицию: начинются с традиционного зачина “баю-баю”, затем идет описательная или сюжетная центральная часть с упоминанием имени ребенка и логически завершает песню концовка. Язык этих песен отражает стиль обращения взрослых к младенцу и насыщен ласковыми обращениями, уменьшительно-ласкательными суффиксами, красочными описаниями, звукоподражательными словами и другими средствами выразительности:

Придет серенький волчок Приди, Котя, ночевать,

И укусит за бочок! Нашу Машеньку качать

Пестушки и потешки – простейшие словесные игры с малышом старше 3-4 месяцев до 1,5 – 2 лет. Их название указывает на характер игры: произносимые слова помогают “пестовать” (подбрасывать, забавлять) и развлекать ребенка, вызывая положительные эмоции. В словесной игре со взрослым ребенок учится различать слова, совершенствует движения рук и ног, запоминает название частей тела, имена родных, т.е. постепенно овладевает речью, начиная с уровня понимания:

по маленьким дорожкам. В роток – говорунюшки,

В ямку – бух! В ручки – хватунюшки,

Улетел петух! В ножки – ходунюшки!

3. Водичка-водичка, 4. Идут четыре братца

Умой мое личико: Навстречу старшему:

Чтобы глазки блестели, Здорово, Васька –указка,

Чтобы щечки горели, Мишка – середка,

Чтоб смеялся роток Гришка – сиротка

И кусался зубок! Да крошка Тимошка!

 

С детьми 2 – 2,5 лет взрослые использовались прибаутки короткие стихотворения юмористического или иронического содержания. От потешек они отличаются большим объемом и отсутствием совместных движений взрослого и ребенка. Прибаутки формируют эстетические и этические представления и чувство юмора. Многие из них содержат элементы драматической игры, диалога с ребенком:

1. Тише, Ванечка, не плачь, 2. Наши уточки с утра:

Я куплю тебе калач, Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!

Если будешь плакать Наши гуси у пруда:

Куплю худой лапоть. Га-га-га! Га-га-га!

 

Дети 3-4–х лет уже сами включались в коллективные игры и забавы крестьянского быта. Например, значительно было участие детей в рождественских колядках, масленичных забавах, обрядах встречи весны. Разнообразные детские песенки в форме обращения к силам природы до наших дней сохранились в играх детей. Например, весенние и летние заклички будто бы“регулировали”природные явления: приход весны, прилет птиц, солнечную и дождливую погоду:

Дождик, дождик, пуще! Радуга-дуга,

Дам тебе гущи, Не жалей дождя,

Хлеба каравай, Давай солнышка,

Только пуще поливай! Красна ведрышка!

В закличках использовался прием олицетворения (одушевления) природы, который станет законом изображения действительности в детских книгах о природе.

Для развития и совершенствования устной речи детей 4-6 использовались скороговорки – маленькие повествовательные произведения, трудные для произношения. Трудность обусловлена разными причинами: скопление согласных, несочетаемые слоги или звуки, неестественная артикуляция отдельных звуков, игра словом – каламбур:

Волки рыщут – пищу ищут. Делали наспех – сделали насмех.

Осип охрип, Архип – осип. Ткет ткач ткани на платки Тане.

У елки иголки колки Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

С 4-5 лет дети сами становятся авторами произведений, которые создаются по принципу импровизации и сопровождают разнообразные детские игры. Эти произведения принято называть игровым фольклором и называть так, как называют дети: считалки, дразнилки, поддевки, молчанки, жеребьевки, страшилки и др.

Считалки – короткие рифмованные стихи, применяемые детьми для определения ведущего (водящего) или распределения ролей в игре. В современном ДФ сохранилось много древних по происхождению, отражающих особенности “тайной речи” взрослых, к которой они прибегали, собираясь на охоту, ловлю рыбы, принимаясь за рискованное дело. В основе композиции считалки – прием перечисления (кумуляции), который может быть выражен разнообразными способами: элементами счета, последовательностью предметов или образов, неожиданной концовкой и другими способами словесной игры: