Ганзен В. А. Системные описания в психологии
Источник: Ганзен В. А. Системные описания в психологии. – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1984. – 176 с.
Идея | Цитата в тексте |
Преимущества системного подхода Разновидности системного подхода Задачи системного подхода Особенности психики, затрудняющие ее изучение Описание в системном подходе Вопрос об объекте и предмете психологии Психологическое содержание понятия «субъект» правомерность определения психологии как науки и с-о и с-с отношениях Базис. Число элементов +тип отношений между ними. Перечни. Семантический дифференциал Группы семантических полей Текст как форма описания Функциональная структура психики Построение систем понятий. Комментарий: именно так следует структурировать учебники по психологии, например. | «"Система" - слово греческое, буквально означает целое, составленное из частей.» «Системный подход является своего рода реакцией на бурный и длительный процесс дифференциации в науке.» «Системные описания служат средством решения многих теоретических и прикладных задач, встающих сегодня перед психологами. В теоретическом плане эта интеграция и систематизация психологических знаний, устранение избыточности в накопленной информации и сокращение объема описания, выявление инвариантов психологических знаний, преодоление недостатков локального подхода, уменьшение субъективизма в интерпретации психических явлений.» «Существует несколько разновидностей системного подхода: комплексный, структурный, целостный. (…)Комплексный подход предлагает наличие совокупности компонентов объекта или применяемых методов исследования. При этом не принимаются во внимание ни отношения между объектами, ни полнота их состава, ни отношения компонентов в целом. Решаются главным образом задачи статики: количественного соотношения компонентов и подобные. Структурный подход предлагает изучение состава (подсистем) и структур объекта. При таком подходе еще нет соотнесения подсистем ( частей) и системы (целого). Декомпозиция систем на подсистемы производится не единым образом. Динамика структур, как правило, не рассматривается. При целостном подходе изучаются отношения не только между частями объекта, но и между частями и целым.» «Постановка задач в терминах системного подхода предполагает получение ответов на вопросы о составе объекта, функции объекта, его структуре.» «1) полифункциональность и полиструктурность психики, "пересечение" функций и структур, трудность определения структур, реализующих конкретную функцию; 2) большую подвижность, изменчивость "вектора" сознания; 3) распределенность в пространстве и размытость границ психических явлений; 4) недоступность для непосредственного наблюдения внутренних процессов и механизмов психических явлений; 5) высокую адаптивность психики. Наряду с этим недостаточно разработаны и средства описания объектов с такими особенностями.» «Под описанием будем понимать любую форму представления информации человеку о каком-либо одном психическом феномене, свойстве, процессе, одной совокупности экспериментальных фактов: вербальную (текст, речь), символическую (знаки, формулы), графическую (схемы, графики), предметную (макеты, вещественные модели).» «Системное описание можно рассматривать как сложное высказывание об объекте, содержательность которого тем выше, чем лучше оно отражает взаимосвязи и упорядоченность компонентов объекта. Достоверность, правдоподобие системных описаний повышаются, если оно не противоречит подавляющей массе научных фактов, является полным и опирается на регулярную основу. Ценность описания тем выше, чем шире число проблем, которые оно позволяет решать, и чем больше новых задач может быть поставлено, исходя из него.» «1) объектом психологии и ее разделов являются множества субъектов; 2) предметом психологии и ее разделов во всех случаях являются субъектно-субъектные и субъектно-объектные отношения.» «Всякое действие субъекта вызывает определенную реакцию объекта, которую субъект воспринимает. При этом надо учитывать и активность среды. Субъект не только познает, но и познается. Таким образом, можно сказать, что субъект - это действующий и испытывающий воздействия, познающий и познаваемый человек, носитель активного познания.» «с одной стороны, в одних ситуациях субъект - подчиняющийся, с другой стороны, в других условиях субъект - это подчиняющий. Вторая дихотомия субъекта - отношение субъекта с объектом (обстоятельствами). Так решается вопрос о психологическом содержании понятия "субъект в отличие от философского.» «определение психологии как науки о субъектно-объектных и субъектно-субъектных отношениях правомочно в своем существовании. Объектом психологии является множество субъектов, предметом - указанные отношения. (...) Если введенное определение психологии жизненно, то объектом любого частного раздела психологии является некоторое подмножество всего множества субъектов, а предметом - некоторый частный вид отношений. Если это так, то в основу системы психологической науки должны быть положены отношения между объектами и предметами частных психологических наук.» «Базис - это множество знаковых объектов, которые характеризуются полнотой и упорядоченностью. (…)Базис определяется числом элементов и типом отношений между ними. По числу элементов базисы можно разделить на коечные и бесконечные. Базис может состоять как из элементов, так и из операций с ними в символической записи. Базис позволяет: 1) убедиться в полноте системного описания, 2) упорядочить его компоненты, 3) получить устойчивую "опору" описания", 4) использовать ее для соотнесения различных описаний одного и того же объекта, 5) обнаружить общность объектов различной природы.» «при описании целостных объектов как систем можно применять списки слов (перечни). Список представляет собой последовательность слов, описывающих объект, систему, подсистему, часть, целое. Важнейшими характеристиками списка является его длина (число единиц) и полнота. Слова и последовательности упорядочены по какому-то принципу. Перечни функций, структур, свойств и т. п. задаются списками. При описании систем широко используются пары противоположных понятий.» «Семантический дифференциал - это метод количественного и качественного индексирования значения с помощью подобных двух полюсных шкал, задаваемых парой антонимичных прилагательных, между которыми расположено семь делений, т. е. семь градаций степени вхождения того или иного слова в данное качество.» «1. Поля Покровского - выделяются на основании совместного применения трех критериев: а) тематической группы (слова относятся к одному и тому же кругу представлений); б) синонимии; в) морфологических связей - группировки по принципу названий деятельности, орудий, способов деятельности и т. д. (слова сгруппированы так, что имеют общие показатели в своей форме - суффиксы и пр. или выражают более сложные отношения, например отглагольные имена существительные и глаголы).(…) 2. Поля Й. Трира - разделяются на лексические и понятийные. Понятийное поле - это обширная система взаимосвязанных понятий, организованных вокруг центрального понятия, например "ум, разум". Лексическое поле образовано каким-либо одним словом и его "семьей слов". Определенное лексическое поле покрывает только часть понятийного поля, другая часть последнего покрыта другим лексическим полем и т. д. Понятийное поле оказывается по форме выражения составленным подобно мозаике. Трир делит весь словарь на поля высшего ранга, затем расчленяет их на поля более низкого ранга, пока не доходит до отдельных слов. Слово играет в его системе подчиненную роль. Введенные принцип Трир подчеркнуто противопоставлял изучению лексики в связи с предметами материального мира. Эта концепция подвергалась резкой критике исследователей разных направлений. Названный принцип полей сохраняет определенное значение при изучении явлений духовной культуры и их выражений в языке. 3. Поля Порцига - "элементарные семантические поля", ядром которых является либо глагол, либо прилагательное, так как они могут быть сказуемым, "выполнять предикативную функцию". Слово "схватить" обязательно предполагает в наличии в языке слова "рука". Но обратное отношение места не имеет. С помощью метода полей порцига изучается семантическая сочетаемость слова (например, данного существительного со всеми глаголами и прилагательными). 4. Поля ассоциативного типа (например, "хлопья - снег").» «Текст как форма описания целостного объекта является универсальным средством и может отражать структуру, динамику, свойства и состояния объекта. В соответствии с общими законами восприятия текст должен отвечать схеме: нерасчелененное описание - анализ объекта - синтезированное описание.» «Для ее определения применимы системные анализ и синтез. Два фундаментальных свойства психики позволяют осуществить системный анализ - это ее неоднородность и целостность в норме.(…) Системный анализ психики начинается с анализа функций: определения их состава и отношений между ними, т. е. рассмотрения ее функциональной структуры.» «Функции отражения и регулирования взаимосвязаны и взаимообусловлены: отражение регулируется, а регулирование основано на информации, получаемой в процессе отражения.» «Процедура построения системы понятий состоит в следующем: 1) отбирается совокупность понятий, относящихся к одному и тому же объекту, определяется ее полнота; 2) совокупность понятий группируется по формально-логическим признакам; 3) выясняются отношения (логические и семантические) между понятиями набора и группами понятий; 4) на основании установленных отношений определяется структура (или подструктуры) системы понятий; 5) выбирается способ графического представления найденной структуры системы понятий; 6) производится анализ полученной новой формы представления информации об объекте с точки зрения задач пользователя.» |
Киселева Е. А. От психологической классификации профессий к исторической
Источник: Киселева, Е. А. От психологической классификации профессий к исторической / Е. А Киселева // Историческое профессиоведение: сб. науч. тр./ Алт. гос. ун-т. – Барнаул, 2004. – С. 82-92.
Идея | Цитата в тексте |
Важность вопроса об истории профессий по Климову. История профессий для экономического прогресса Признаки, служащие основанием для классификации. Необходимость создания новой схемы профессий. Исторический аспект | «1. Исследования в области истории профессий могут быть полезны для построения общей теории конфликта. 2. Поскольку человек и профессия создают некоторую напряженную развивающуюся систему, то изучение вопросов истории профессий рассматривается как источник полезной информации для построения общей теории прогрессивной эволюции систем. 3. Адекватная система ценностных представлений профессионала, необходимая для подготовки специалиста, возможна только при глубокой исторической ретроспективе» «Поскольку профессия отражает уровень развития производства, степень его автоматизации, а генезис специальностей показывает перспекти- вы дальнейшего роста или же регресс данной отрасли, то история профессий важна для построения полной картины экономического прогресса общества.» «Одним из самых распространенных признаков, служащих основанием для классификации, является общий характер деятельности, который складывался в историческом процессе разделения труда и, в свою очередь, характеризуется совокупностью признаков, относящихся в основном к предмету или цели труда» «Вторым признаком можно назвать уровень сложности, ответственности, требуемой подготовки.» «Возможно использование целого ряда других классификационных признаков. Например: 1. По характеру рабочей нагрузки субъекта деятельности и его усилий по реализации трудовых задач — на физический и умственный труд. 2. По характеристикам цели труда, рабочей нагрузки, организации трудового процесса умственный труд подразделяется на управленческий, операторский, творческий (стандартный и нестандартный), эвристический; динамический и статистический; однообразный и разнообразный. 3. В зависимости от условий деятельности — на комфортный, в необычных, неблагоприятных и экстремальных условиях. 4. По форме организации деятельности — на регламентированный, нерегламентированный и смешанный; индивидуальный и коллективный.» «В 1950-е гг.оказалось, что знание лишь психологических требований недостаточно для ее объективной характеристики. Для экономистов и руководителей разных уровней важно было положение специальности в структуре производства и экономики. Необходимость создания подобной схемы профессий стала толчком к появлению «производственных», в которых деление на группы происходит на основе технологических и производственных признаков без раскрытия их психологических особенностей» «так называемые «устаревшие» профессии в историческом контексте остаются носителями информации, которая имеет значение, например, для историков и социологов. (…) осознается необходимость их группировки. Например, исторические профессии могут быть подразделены следующим образом: 1) Не изменившиеся (пимокат) 2) Исчезнувшие (банкаброшница) 3) Изменившие название, а не суть (лекарь) 4) Изменившие суть, а не название (гувернантка) 5) Совершенно новые (программист). (…) могут разделяться по времени возникновения (проф. периода промышл. революции, переходной эпохи 19-20 ст), и по способу возникновения (их потребности социума, из любительских заниятий).» «по развитию классификационных принципов от чисто психологических к историческим можно проследить генезис не только самой профессии, но и ее места в структуре экономики. А обновление и изменение классификаций говорит о постоянном интересе к такой важной части человеческой жизни как профессия, что и подтверждает появление исторической классификации. Генезис профессий отражает динамику общества, а классификация фиксирует определенный этап развития. История же позволяет создать общую картину процесса развития» |