Функциональная структура управления

В функциональных структурах управления создаются функцио­нальные подразделения, наделенные полномочиями и ответственно­стью за результаты своей деятельности. Линейные звенья отличаются от функциональных интеграцией функций управления объектом, набо­ром полномочий и ответственности.

Суть функциональной структуры управления состоит в том, что выполнение отдельных функций по конкретным вопросам возлагается на специалистов, т. е. каждый орган управления (либо исполнитель) специализирован на выполнении отдельных видов управленческой дея­тельности. В организации, как правило, специалисты одного профиля объединяются в специализированные структурные подразделения (от­делы), например плановый отдел, бухгалтерию и т. д. Таким образом, общая задача управления организацией делится, начиная со среднего уровня, по функциональному критерию. Отсюда и название — функ­циональная структура управления, схема которой представлена на рис. 4.2 Вместо универсальных менеджеров, которые должны раз­бираться и выполнять все функции управления, появляется штат спе­циалистов, имеющих высокую компетенцию в своей области и отве­чающих за определенное направление (например, планирование и про­гнозирование).

Рис. 4.2. Функциональная структура управления

 

Функциональная структура управления реализует принцип разде­ления и закрепления функций управления между структурными под­разделениями, предусматривает подчинение каждого линейного подраз­деления нижнего уровня нескольким руководителям вышестоящего уровня, реализующим функции управления.

На предприятиях крупного и среднего бизнеса применима линей­но-функциональная структура управления, схема которой представ­лена на рис. 4.4. до сих пор широко используемая российскими орга­низациями.

Линейно-функциональная структура реализует принцип единона­чалия, линейного построения структурных подразделений, распределе­ния функций управления между ними и рационального сочетания цен­трализации и децентрализации.

Типичными уровнями управления в линейно-функциональной структуре выступают:

- высший — институциональный уровень (генеральный директор, директор, президент). Деятельность руководителя данного звена обу­словлена целями и стратегиями развития системы в целом. На этом уровне реализуется большая часть внешних связей. Здесь велика роль личности и ее профессиональных качеств;

- средний — управленческий уровень, объединяющий руководите­лей среднего звена и их аппарат. Менеджеры среднего звена решают задачи, вытекающие из функциональной специфики;

- низший — производственно-технический уровень, объединяю­щий руководителей низового звена, находящихся непосредственно над исполнителями (старший мастер, мастер). Руководителей низшего звена называют также операционными.

 

Рис. 4.4 Линейно-функциональная структура управления

 

Они ответственны за обеспечение производственного процесса и за работу с людьми. Коммуникации здесь преимущественно внутригрупповые и межгрупповые.

При такой структуре управления всю полноту власти берет на себя линейный руководитель, возглавляющий определенный коллектив. Ему при разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений, программ, планов помогает специальный аппарат, состоящий из функциональных подразделений (управлений, отделов, бюро и т. п.). В данном случае функциональные структурные подразделения нахо­дятся в подчинении главного линейного руководителя. Свои решения они проводят в жизнь либо через главного руководителя, либо (в преде­лах своих полномочий) непосредственно через соответствующих руко­водителей служб-исполнителей.

Многолетний опыт использования линейно-функциональных структур управления показал, что они наиболее эффективны там, где аппарат управления выполняет рутинные, часто повторяющиеся и ред­ко меняющиеся задачи и функции. Их преимущество проявляются в управлении организациями с массовыми или крупносерийными типами производства, когда последнее менее восприимчиво к прогрессу в об­ласти науки и техники. При такой организации управления предприятие может успешно функционировать лишь тогда, когда изменения по всем структурным подразделениям происходят равномерно. Но так как в реальных условиях этого нет, наблюдается неадекватность реакции системы управления на требования внешней среды.

 

Положение усугубляется утратой гибкости во взаимоотношениях работников аппарата и процедур. В результате затрудняется и замедля­ется передача информации, что не может не сказываться на скорости и своевременности принятия управленческих решений. Необходимость согласования действий разных функциональных служб резко увеличи­вает объем работы руководителя организации и его заместителей, т. е. высшего эшелона управления.

Недостатки линейно-функциональной структуры управления на практике усугубляются в условиях хозяйствования, при которых воз­можно несоответствие между ответственностью и полномочиями руко­водителей разных уровней и подразделений, превышены нормы управ­ляемости, особенно у директоров и их заместителей; формируются не­рациональные информационные потоки; чрезмерно централизуется оперативное управление производством; не учитывается специфика работы различных подразделений; отсутствуют необходимые норма­тивные и регламентирующие документы.

Следует отметить, что в России в условиях командно-адми­нистративной системы многие годы линейно-функциональный тип структуры управления был преобладающим. Можно сказать, что и в настоящее время линейно-функциональные структуры или их элементы распространены в разных отраслях народного хозяйства.

Разновидностью линейно-функциональной структуры являются линейно-штабные структуры, когда функциональные подразделения создаются на каждом иерархическом уровне. При этом возможны две формы связей подчиненности: непосредственно руководителю линей­ного подразделения данного уровня и руководителю соответствующего функционального подразделения вышестоящего уровня. Достоинства линейно-штабной структуры управления способствуют высокой про­фессиональной специализации, стандартизации, формализации и про­граммированию процессов управления. Схема линейно-штабной струк­туры управления представлена на рис. 4.5.

Рис. 4.5. Линейно-штабная структура управления

 

В пирамидальных структурах рассмотренные управленческие свя­зи ограничены двумя измерениями: вертикальными и горизонтальными. При их построении оперируют ограничивающим допущением, согласно которому организационная структура должна быть представлена на двумерной схеме, вычерчиваемой на плоской поверхности. Эти ограни­чения на структуру часто вызывают серьезные и дорогостоящие по­следствия. Во-первых, между отдельными структурными подразделе­ниями возникает не сотрудничество, а конкуренция. Во-вторых, такой способ представления структуры серьезно затрудняет определение функций отдельных подразделений и измерение показателей качества работы вследствие большой их взаимозависимости. В-третьих, это спо­собствует созданию структур, сопротивляющихся изменениям. Поэто­му они перерождаются в бюрократические структуры, не поддающиеся адаптации. В-четвертых, двумерное представление организационной структуры ограничивает число и характер возможных вариантов реше­ния возникающих проблем. При наличии такого ограничения невоз­можны решения, обеспечивающие развитие организации с учетом тех­нических и социальных изменений, темпы которых все больше и боль­ше растут. Существующая обстановка требует, чтобы организации бы­ли не только готовы к любым изменениям, но и способны были им под­вергаться.

Перечисленные недостатки рассмотренных выше структур можно преодолеть путем построения адаптивной организационной структуры.