Закон приоритета целого над частью
При взаимодействии компонентов системы необходимо соблюдать объективный закон приоритета целого над частью. Это требование обусловлено самой природой целого, его возникновением и развитием. Целое (система) и части (компоненты) едины, они не существуют друг без друга. В то же время их влияние на функционирование системы неодинаково. Во взаимодействии целого и части ведущей стороной является целое, которое активно влияет на части (компоненты), преобразуя их согласно собственной природе, интегрируя и адаптируя. Части подчинены целому, движутся, развиваются в его границах и сообразуются с ним в реализации своих функций.
Это подчинение не тотальное, а мягкое, эластичное, добровольное. Отношения между целым и частью — это отношения равноправных партнеров, одинаково заинтересованных в стабилизации и сохранении организации как системы. Такая соподчиненность позволяет оптимально развивать как кооперацию, так и дочернюю организацию — часть целостной системы. Такой подход не отрицает возможности определения и предоставления самых широких полномочий, прав и ответственности в границах и рамках единой целостной системы ее компонентам, но предполагает соблюдение единых принципов, стратегических установок, ценностей, нравственных и культурных норм.
В природе иногда целое полностью поглощает часть. В связи с этим некоторые исследователи подвергают критике положения о ведущей роли личности по отношению к коллективу, трактуя их как нарушение объективного закона о приоритете целого над частью. По их мнению, коллективное начало должно преобладать над индивидуальным. Беляев А. А. и Коротков Э. М. считают, что, во-первых, далеко не всегда допустима аналогия между организацией жизнедеятельности высших биологических форм и организацией жизни низших биологических видов. Во-вторых, приоритет целого по отношению к части в социальных системах не означает тотального ее подавления, а предполагает социозависимость, взаимопомощь, партнерство свободных и социально ответственных частей. Но для более эффективного развития целого и его части индивидуальное разнообразие должно соответствовать общей социальной стратегической цели как его составная часть.
• Закон учета системы потребностей'
В организационных социальных системах действует общий закон учета системы потребностей — индивидуальных, групповых, общефирменных и общественных. Действиями людей всегда движут потребности и интересы, ведущими из которых являются экономические и социальные—это обусловлено их природой и ролью в социально-экономической структуре мотивов жизнедеятельности человека. Американский исследователь Маслоу[36] всю совокупность потребностей разделил на две группы: первичные и вторичные потребности. В свою очередь, первичные потребности Маслоу подразделил на физиологические, потребность в безопасности и защищенности. Вторичные потребности включают в себя социальные потребности, иногда называемые потребностями в причастности, социального взаимодействия, привязанности и поддержки, потребности в уважении и самоуважении, уважении со стороны окружающих, самовыражении, реализации потенциальных возможностей и роста как личности. По мнению бихевиористов (поведенческих), в каждый конкретный момент времени человек стремится к удовлетворению потребности, которая для него является более важной или сильной. Прежде чем потребность следующего уровня станет наиболее мощным определяющим фактором в поведении человека, должна быть удовлетворена потребность более низкого уровня.
Идею, что организация должна одновременно использовать различные типы стимулирования и что ее успехи зависят от того, как она организует и выстраивает в иерархию стимулирующие механизмы, объясняют разнообразием не только участников, но прежде всего их мотиваций. В этом можно видеть главную характерную черту экономической организации: обеспечивать координацию и формирование иерархии в мотивациях участников для объединения их в рамках взаимосвязанной системы, которая гарантировала бы быстроту принятия решений и эффективность их реализации. Точнее говоря, организация играет на взаимозависимости мотиваций ее членов, выявляя таким образом взаимозависимость их функций, и благодаря этой особенности, проигнорированной в рамках традиционного подхода, можно понять превосходство разделения объединенного труда над изолированностью отдельных работников и их задач. Это объединение, поскольку оно не уничтожает различий, апеллирует ко всей системе ценностей, «организационной культуре», предназначенной для укрепления и цементирования взаимодействия участников посредством подлинной экономической символики.
Мотивация — это то, что заставляет человека действовать и вести себя определенным образом или это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы деятельности и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей.
Наиболее известными теоретиками в области мотивации считаются Маслоу и Герцберг (Herzberg F.) благодаря пирамиде потребностей Маслоу и разделению их Герцбергом на факторы гигиены (физиологические потребности, потребности в безопасности и принадлежности) и факторы мотивации (признание, самоуважение и самореализация). Уроки практического применения даны Герцбергом, показавшим, что обеспечения факторов гигиены (зарплата, трудовая среда и т. п.) недостаточно для того, чтобы люди испытывали радость от труда. Все, что могут дать факторы гигиены,— это отсутствие активной неудовлетворенности. Факторы мотивации — вот основа получения удовлетворения от труда. Для лучшего самочувствия на работе следует не красить стены в приятные пастельные тона, а повышать компетенцию персонала путем придания работе характера вызова. Американский психоаналитик Мэккоби М. создал весьма практичную небольшую модель трудовой мотивации. По его мнению, должны быть четыре сбалансированные основные предпосылки — безопасность, участие, справедливость и личное развитие. Нехватка одной не может компенсироваться избытком другой.
Поведение человека определяется бесчисленным множеством мотивов. Понимание мотивов и потребностей, в свою очередь, дает ключ к объяснению всех видов организационной деятельности, прежде всего предпринимательства. Содерберг С. приводит классификацию, разработанную датским психологом Мадсеном К. Б. Последний выделяет девятнадцать основных мотивов, которые он подразделяет на четыре группы:
I. Органические мотивы | 1. Голод 2. Жажда 3. Половое влечение 4. Материнское чувство 5. Ощущение боли 6. Ощущение холода (самосохранение) 7. Ощущение жары 8. Анальные потребности (выделения) 9. Потребность дышать |
II. Эмоциональные мотивы | 10. Страх и стремление к безопасности 11. Агрессивность или бойцовские качества |
III. Социальные мотивы | 12. Стремление к контактам 13. Жажда власти (отстаивание своих притязаний) 14. Жажда деятельности |
IV. Деятельные мотивы | 15. Потребность в опыте 16. Потребность в физической деятельности 17. Любопытство (интеллектуальная деятельность) 18. Потребность в возбуждении (эмоциональная деятельность) 19. Жажда творчества (комплексная деятельность) |
То или иное поведение людей (например, поведение участников организации) обычно является результатом одновременного действия целого ряда мотивационных сил. Таким образом, мотивационные системы формируются как комплекс различных мотивов, определяющих, в свою очередь, стандарты поведения. Когда же мотивационные системы блокируют друг друга или вступают в противоречие, говорят о конфликтных мотивах. Для совершения тех или иных действий (например, для принятия какого-либо решения) важны все компоненты мотивационной системы. Поэтому индивидуум, его работодатели и общество в целом в равной мере заинтересованы в том, чтобы он проявлял интерес к работе. Интерес — это мощная движущая сила, мотива- ционная система в себе. Мадсен представляет это следующим образом:
• важно, чтобы мотивы деятельности давали возможность получать удовлетворение от работы. В любой трудовой ситуации можно найти возможности удовлетворения потребностей в физической деятельности и возбуждении, а также любопытства;
• необходимо создать возможность для реализации исполнительских мотивов. Как считал американский теоретик менеджмента Тейлор, задача сводится к тому, чтобы поставить нужного человека на нужное место. Тогда каждый человек почувствует, что он полностью использует все свои силы;
• важно, удовлетворить потребности в контактах. Если условия труда не дают такой возможности, следует создать условия для контактов в нерабочее время.
Многие исследователи и практики (например, Макклелланд Д.) отмечают, что крайне важно знать, какие движущие силы определяют поведение индивидуума. Последний же действует в рамках некоторой организационной структуры, где личные мотивы должны идеально соответствовать работе, которую призван выполнять тот или иной человек. Еще более важно то, как руководство компании понимает мо- тивационную систему своих потребителей. Различия мотивационных систем являются истинными критериями сегментации.
Существует множество теорий, объясняющих мотивации участников организации. Они разделяются на две группы: содержательные теории мотивации и процессуальные теории мотивации.
Содержательные теории мотивации анализируют факторы, оказывающие влияние на мотивацию. В значительной мере фокус этих теорий сконцентрирован на анализе потребностей и их влиянии на мотивацию. Эти теории описывают структуру потребностей, их содержание и то, как данные потребности связаны с мотивацией человека к деятельности. В данных теориях делается попытка ответить на вопрос о том, что внутри человека побуждает его к деятельности. Наиболее известными теориями мотивации этой группы являются: теория иерархии потребностей Маслоу, теория ERG Альдерфера, теория приобретенных потребностей Макклелланд а, теория других факторов Герцберга, мотивационная система Мадсена (рис. 3.3).
Процессуальные теории рассматривают мотивацию в ином плане. В них анализируют то, как человек распределяет усилия для достижения различных целей и как выбирает конкретный вид поведения.
Процессуальные теории не оспаривают существования потребностей, но считают, что поведение людей определяется не только ими. Согласно процессуальным теориям поведение личности является также функцией восприятия и ожиданий, связанных с данной ситуацией, и возможных последствий выбранного типа поведения.
Эти теории говорят о том, как строится процесс мотивации и как можно осуществлять мотивирование людей на достижение желаемых результатов. Самая общая концепция мотивации сводится к следующим положениям. Человек, осознав задачи и возможное вознаграждение за их решение, соотносит эту информацию со своими потребностями, мотивационной структурой и возможностями, настраивает себя на определенное поведение, приводящее к конкретному результату, характеризующемуся определенными качественными и количественными характеристиками. Имеется пять основных процессуальных теорий мотивации: теория ожиданий, теория постановки целей, теория справедливости (равенства), теория партисипативного управления, модель Портера—Лоулера.
Представляется возможным провести аналогию между потребностями человека и организации, интерпретировав последние следующим образом:
• физиологические потребности — для организации находят выражение в результатах финансово-хозяйственной деятельности;
• потребности безопасности и защищенности — для организации находят выражение в снижении до приемлемого уровня неопределенности и рисков конкретной деятельности, стабильности доли рынка, стабильности правовой и нормативной среды и т. д.;
• социальные потребности — для организации находят выражение в участии в ассоциациях, союзах, гильдиях и т. п.;
• потребность в уважении — для организации находит выражение в степени влияния на решения элементов внешней среды: органов, власти, законодательных органов и т. д., маркетинговую стратегию конкурентов;
• потребность в самовыражении — на уровне организации проявляется в наличии или отсутствии известной торговой марки, специфического имиджа, особенных новаторских приемов маркетинга, менеджмента и т. д.
• Применительно к организациям эта гипотеза находит подтверждение в том, что устойчивость и расширение сфер их деятельности происходят после того, как они смогут «самовыразиться» в создании фирменных наименований, оригинальной имиджевой рекламы и т. п. Это создает устойчивый имидж у клиентов, поставщиков, других категорий участников рынков.
• Фактически удовлетворение потребностей происходит непрерывно и спиралеобразно, но с методической точки зрения в целях упрощения исследования мотивационного процесса более удобно представить эту спираль в виде совокупности относительно независимых последовательных циклов удовлетворения потребностей. Введение «циклов удовлетворения потребностей» в большей степени соответствует диалектике существования индивидуума и организации. Шкалой ценностей называют совокупность значимых потребностей и градаций их удовлетворения, необходимых для различия в оценке собственного состояния.
Рис. 3.3. Соотношение групп потребностей в пяти теориях |
Анализировать мотивации — значит исследовать связь между участниками в рамках структурированной совокупности, т. е. задаваться вопросом о том, что побуждает вступать в организацию и оставаться в ней. Мотивации — это совокупность отношений, которые приводят к сближению предпочтений группы агентов и установлению классификации сопоставимых ценностей, при помощи которых оцениваются результаты произведенных действий. Существуют, следовательно, две проблемы, лежащие в основе мотивации: определение ее составляющих и анализ механизмов, способных их объединить.
Поскольку с развитием человека как личности расширяются его потенциальные возможности, потребность в самовыражении никогда не может быть полностью удовлетворена. Поэтому и процесс мотивации поведения отдельной личности и социальной группы посредством потребности бесконечен. Для того чтобы следующий, более высокий уровень потребностей начал влиять на поведение людей, не обязательно полностью удовлетворять потребность более низкого уровня. Следует также учитывать, что набор, содержание потребностей зависят от национальных особенностей, менталитета людей и даже географических условий.
Предприятие (организация) является самостоятельным хозяйствую- щим субъектом рынка, что объективно порождает у его коллектива свои экономические, социальные и иные потребности и интересы. Отдельные группы фирмы (предприятия), исходя из функциональных видов деятельности, решают разные задачи с разной степенью сложности, трудоемкости и интенсивности. Все это создает различные потребности и интересы у различных групп коллектива. Система интересов и потребностей должна составлять основу механизма управления. Управление, учитывающее многообразие совокупности индивидуальных, групповых и фирменных интересов, будет эффективным.
Следует заметить, что потребности — это выражение скрытых мотивов, которые управляют спросом на рынке. Таким образом, потребности и спрос —это не одно и то же. Например, у любого человека есть потребность в том, чтобы быть удачливым. Поэтому люди зачастую предпочитают уменьшить бремя своей ответственности и довести ее до такого уровня, который позволит ему выполнить взятые обязательства и не нести дополнительной непосильной нагрузки, в то время как спрос приобретает самые различные формы. Одна из проблем, возникающих в этой связи, состоит в том, что структура потребностей со временем претерпевает изменения. Речь идет прежде всего о потребностях, имеющих решающее значение в той или иной деловой ситуации. Понимание того, как потребность влияет на спрос, является необходимым и обязательным качеством в управлении организацией. Поэтому общая сфера любой потребности должна быть разбита на составные части, чтобы идентифицировать все переменные, из которых складывается потребительская оценка качества товаров и услуг. Современный менеджмент характеризуется большим интересом к структуре потребностей, которые управляют потребительским спросом. Именно здесь и лежит ключ к успешному предпринимательству.
• Закон синергии[37]
Закон синергии[38] — сумма свойств организованного целого, не равная арифметической сумме свойств каждого из его элементов в отдельности; или закон синергии заключается в том, что сумма свойств организационного целого превышает арифметическую сумму свойств каждого из его элементов в отдельности.
В терминах системного подхода можно дать другое определение закона синергии: сумма свойств системы (организации) не равна сумме свойств ее компонентов (частей, элементов). При хорошей организованности системы сумма свойств системы должна превышать сумму свойств компонентов, а при плохой - эффективность функционирования системы будет ниже суммарной эффективности ее компонентов. При этом под свойством элемента (компонента) понимается характеризующий его состав параметров, их взаимозависимость, изменение во времени.
Закон синергии — один из ведущих общих законов организации, утверждающей, что для любой системы (организации) существует такой набор элементов, при котором ее потенциал всегда будет либо существенно больше простой суммы потенциалов, входящих в нее элементов, либо существенно меньше. Любая организация характеризуется следующими основными элементами: производительность, научный потенциал, кадровый потенциал, технический потенциал, перспективы развития, отношение к внешней среде, организационный микроклимат и т. д. Значение этих элементов определяют потенциал организации, ее способность к функционированию. Потенциал организации зависит от каждого работника и их расстановки, технологической оснащенности и профессионализма руководителей.
Различные сочетания элементов этих потенциалов могут создать большой набор возможного потенциала организации: от очень низкого до очень высокого. Низкий потенциал может возникнуть, например, при приобретении организацией набора некомплектного оборудования и слабого профессионального уровня работников; при увольнении работников, генерирующих идеи; при приеме на работу конфликтного работника. Высокий потенциал может возникнуть, например, при приобретении организацией компьютера; при приеме на работу совместимых с коллективом работников; при совпадении целей организации с целями подавляющего большинства работников. При этом потенциал организации, т. е. возможность расширения объема услуг, повышения производительности труда может меняться двумя способами:
- пропорционально привлечению дополнительных ресурсов:
- скачкообразно (существенно больше привлечения дополнительных ресурсов).
Процесс резкого повышения потенциала аналогичен резонансу, т. е. резкому усилению деятельности в результате совпадения набора элементов и оптимального сочетания их характеристик. В теории управления процесс существенного усиления или ослабления потенциала какой-то материальной системы носит название синергии. Таким образом, синергия может вызывать как резко положительные, так и резко отрицательные последствия.
Заранее спроектировать условия достижения синергии достаточно трудно. Также трудно оценить возможное увеличение общего потенциала организации. Измерение эффекта синергии пока не производится. Однако проводятся накопления статистических данных о влиянии синергии, формируются простейшие модели условий ее достижения. Признаки достижения положительной синергии в организации — это хорошее настроение в коллективе, усиление интереса работников к повышению профессионального роста, активное приобретение акций своей организации, усиление лояльности к руководству организации, рост числа предложений относительно совершенствования технологии и структуры управления, благотворительная деятельность организации, устойчивость организации к внутренним и внешним воздействиям.
Основательность закона синергии определяется также и тем, что действие других законов организации в конечном счете направлена на достижение более высоких значений синергического эффекта.
Синергический эффект — это:
• системный эффект, связанный с тем, что система как целостность всегда характеризуется набором свойств, превышающих сумму свойств всех ее отдельных элементов;
• в теории организации - синоним эффекта кооперации.
Понятие синергического эффекта широко используется во всех
типах системных моделей организации. В ряде концепций, например в концепции Барнарда, достигнутый синергический эффект рассматривается как интегральный показатель эффективности деятельности административной организации. Административная организация — это:
• в узком смысле — особый тип органов исполнительной власти на государственном, отраслевом (министерства) или региональном (муниципальные организации и др.) уровнях;
• в широком смысле — обобщенное наименование разных типов организаций (коммерческих, производственных, образовательных, государственных, муниципальных и др.), отличающихся от других наличием четко определенных и достаточно устойчивых институциональных целей, жесткой, зафиксированной в нормативных документах формальной структурой, системой узаконенных правил и стандартов, регулирующих деятельность и деловые отношения сотрудников, а также четким распределением сфер компетенции и властных полномочий.
Проблема создания условий кооперированной деятельности пронизывает всю теорию организации, так как кооперация труда — один из фундаментальных принципов построения и функционирования современной организации. Эта форма организации сложной деятельности основана на привлечении в единый, взаимосвязанный трудовой процесс работников (групп, подразделений), специализирующихся на различных видах деятельности, в результате процессов разделения труда, специализации, интеграции разнородных социальных групп (отдельных людей) и координации их работы. В результате кооперации груда возникает синергический эффект или эффект, названный К. Марксом «эффектом кооперации», суть которого заключается в том, что эффективность кооперированного труда превышает эффективность труда одного и того же числа лиц, занятых некооперированной деятельностью.
Синергия, по мнению Карлофа, означает стратегические преимущества, которые возникают при соединении двух или большего числа предприятий (организаций) в одних руках. Повышается эффективность, что проявляется в росте производительности и (или) в снижении издержек производства; эффект совместных действий выше простой суммы индивидуальных усилий. Существует несколько синонимов термина «синергизм», лишь слегка отличающихся по значению:
- стратегический рычаг;
- взаимосвязи;
- стоимостные преимущества;
- достижения рационализации.
Термин «синергия» был введен в обиход Ансоффом И. (Ansoff I.) для обоснования групповых структур в организации компаний. В 50—60-е гг. прошлого века наблюдались взлеты многих конгломератов, т. е. акционерных объединений совершенно разных по своему профилю предприятий. В это время управленческие решения вырабатывались и принимались централизованно в высших эшелонах корпоративного управления.
Конгломерат или интергломерат — это комплекс организационных структур международных операций, основанных на многонациональной, многорыночной, многотоварной, многопроизводственной деятельности. Диапазон целей такой структуры достаточно широк и многообразен, и единственным связующим звеном являются финансовые интересы корпорации. Все, что центр корпорации ожидает от деятельности различных звеньев системы, — это прибыль и оборачиваемость средств. Руководитель в центре (а выбор местоположения центра обычно диктуется финансовыми соображениями) требует, чтобы каждое звено системы получало прибыль и обеспечивало оборот средств в заранее определенных пределах. Такая структура предполагает наличие стратегического органа в центре, включат ющего в себя группу лиц, способных принимать решения,— советников, контролеров и плановиков. В итоге начинается разбухание штатов в центральном аппарате управления. Таким образом, объем накладных расходов возрастает, в этих условиях стало легко обнаружить синергический эффект.
Рост посредством приобретений какой-нибудь компании (предприятия) часто кажется стимулирующим и соблазнительным и, конечно, плодотворным для рыночной экономики. Приобретение как метод роста, в противоположность органическому росту, есть вид предпринимательства для людей, склонных к структурному мышлению. Через приобретение и продажу прав они высвобождают ценности, которые фондовая биржа могла так или иначе упустить из виду. Может возникнуть искушение ссылаться на синергии различного рода как на мотивы для покупки компании. На самом деле это происходит так часто, что термин «синергия» приобрел плохую репутацию и поэтому люди предпочитают употреблять другие выражения. Таким образом, синергический портфель — это группа предпринимательских подразделений, принадлежащих одному владельцу и стратегически связанных друг с другом. Ее противоположностью является диверсифицированный портфель или конгломерат.
Следует подчеркнуть, что компромиссы в управлении, недостаток гибкости организационных и производственных структур и задержки в принятии необходимых решений часто поглощают все заранее высчитанные стоимостные преимущества синергического эффекта. Экономия, обусловленная ростом масштабов производства, часто подчиняется закону Гресхама: количественный анализ всегда вытесняет качественный. Это означает, что величину экономии, обусловленной ростом масштаба производства, в которой не принимаются в расчет покупательские блага (товаров и услуг), легко подсчитать, а восприятие ценности этого блага — нельзя.
Тем не менее экономическая природа синергического эффекта такая же, как и природа, например, повышения качества продукции, достижения конкурентоспособности организации. Факторы получения синергического эффекта проявляются по следующим признакам:
• содержанию (технические, экономические, организационные, психологические, политические, экологические, культурные и т. д.);
• стадиям жизненного цикла объекта управления;
• функциям управления;
• времени (стратегические, перспективные, тактические, оперативные).
Таким образом, чтобы реализовать закон синергии, руководитель должен создать в своей организации систему связей (коммуникации): административную, функциональную и межличностную, а также технологическую систему, которая основана на:
• однородности используемых видов сырья, материалов, технологий;
• интеграции и кооперации производства;
• использовании передовой технологии;
• создании ассоциаций в рамках единого технологического процесса.
Для успешной реализации закона синергии существует ряд методов: «вопросы и ответы», «конференция идей», «мозговая атака», «кейс-метод» и др. Все методы должны быть направлены на усиление действия эффекта этого закона, так как синергический эффект позволяет изучать психологический портрет личности и матрицу потребностей, осуществлять подбор персонала на основе результатов изучения, управления конфликтами и морально-психологическим климатом в организации, осуществлять контроль и стимулирование труда, обеспечивать целенаправленное взаимодействие участников организации.
• Закон самосохранения'
Суть закона
Теоретической основой для анализа общего состояния организации служит закон самосохранения: каждая материальная система (организация, коллектив, семья) стремится сохранить себя (выжить) и использует для достижения этого весь свой потенциал (ресурс). Для анализа положения организации очень важен такой показатель, как «уровень самосохранения» или «уровень рентабельности выпускаемой продукции», или «прибыльность».
Согласно закону самосохранения любая организационная система, равно как и ее отдельный элемент, стремятся сохранить себя как целое. Самосохранение организации зависит от внешней и внутренней среды, характера ее деятельности, наличия ресурсов, качества управления и т. п. Самосохранение организации обусловлено действием двух противоположных организационных факторов — стабильности и развития: стабильный фактор при его абсолютизации может в конечном счете вызвать бюрократизацию и застой; ускоренное, не обеспеченное достаточными ресурсами развитие, может обеспечить только временный успех.
Закон самосохранения гласит, что любая организационная система, как уже сказано выше, стремится сохранить себя как целостное образование и, следовательно, экономнее расходовать свой ресурс. Важнейшим условием сохранения системы является обеспечение ее равновесного функционирования. Равновесие неживых систем связано с достижением максимального уровня энтропии[39]. Равновесное состояние живого организма предполагает непрерывное поддержание энтропии системы на низком уровне, непрерывное противодействие разупорядочивающим фактором.
Жизнь, выживание, равновесие, устойчивость — это ключевые понятия для раскрытия содержания закона самосохранения. Функционирующая организация может стремиться к достижению равновесия, например, в стабильности кадрового состава, поддержании уровня производственных запасов, финансов и т. д. С развитием организации связана проблема динамического равновесия, т. е. равновесия с изменением структуры под воздействием внешних или внутренних факторов (в дальнейшем мы будем подробно рассматривать принцип равновесия организации).
Выживание организации — одно из ключевых понятий в современной теории организации и управленческой практике, которое ис- пользуется для итоговой характеристики процесса жизнедеятельности организации или анализа уровня ее жизнеспособности. Оно рас- сматривается как один из важных критериев оценки эффективности функционирования организации как социальной системы и противостоит понятию «смертность организации».
Устойчивость организации. Важным аспектом равновесия организации, связанным с выживанием, является устойчивость функционирования системы. Устойчивость может быть по отношению к структуре системы или же к функциям, определяющим ее функционирование. Различают также устойчивость первого рода, когда система может вернуться в исходное положение после выхода из равновесия, и устойчивость второго рода, когда система выходит из состояния равновесия для перехода на новую траекторию (виток) развития. Неустойчивые системы, т. е. системы, которые не могут перейти в новое состояние или вернуться в прежнее состояние после действия негативных факторов, разрушаются.
Адаптация организации. Одним из критериев самосохранения организации как системы является ее умение (способность) адаптироваться к изменениям факторов внешней и внутренней среды. Адаптация организации рассматривается как:
• процесс приспособления организации к требованиям внешней среды, вызванный ее динамикой;
• системный императив (или социальная функция) организации, предписывающий ей необходимость обеспечения равновесия с внешней средой как условие выживания, развития, эффективной деятельности;
• одна из популярных моделей структурных изменений организации как процесса, протекающего на уровне единичной организации (ее сегментов) и вызванного (спровоцированного) воздействием внешней среды. Данный процесс направлен на установление полного или частичного равновесия с внешней средой.
Различают следующие виды адаптации организации:
- кратковременную и долговременную;
- структурную (в статике) и функциональную (в динамике);
- активную и пассивную.
Одним из важнейших факторов самосохранения системы является умение преодолевать препятствия, которые подразделяются на расхождения и противоречия (конфликты).
Расхождения — это разрыв между тем, какой видит себя сама организация, и тем, что она представляет собой в действительности. Они бывают пяти видов:
- относительно целей организации;
- относительно средств их достижения;
- относительно методов менеджмента;
- относительно факторов внешней среды (угроз и возможностей);
- относительно факторов внутренней среды (слабости и силы).
Конфликт определяется тем, что сознательное поведение одной
из сторон (личности, группы, организации) вступает в противоречие с интересами другой стороны. С точки зрения причин конфликтной ситуации выделяют конфликт целей, конфликт взглядов, производственный конфликт и др.
Некоторые авторы предложили включить факторы изменений в теорию жизненного цикла организаций. Предлагаемый анализ выдвигает на первое место структурные элементы организации, которые обеспечивают ее выживание в процессе отбора и выявляют факторы эффективности. Аналогия биологической модели не безупречна. Известно, например, затруднение, о котором надо помнить, решая проблему банкротства, а также уточняя эмпирические реалии. Речь идет о препятствии, которое содержится в определении исследуемых «популяций». Ведь организация не «умирает», она как таковая перестает быть в результате деления или, наоборот, слияния.
Теория жизненного цикла позволяет выделить компоненты, благоприятствующие изменения, а следовательно, способности к адаптации. Для этого случая критерий гибкости становится основным. Элементы роста экономической организации зависят в решающей степени от соединения факторов внешней и внутренней сред. Экономическая среда кристаллизуется в факторах спроса (особенно, если организации являются предприятиями), в технологических новшествах (так как последние представляются по большей части внешними для отдельной организации) и в структурных условиях рынка (доступность энергетических и людских ресурсов, степень конкуренции, наличие патентов и т. д.).
Новое поколение моделей, составленных по аналогии с биологическими, как раз и должно было представить объяснение, связанное с этими изменениями. Примеры таких моделей содержатся в работах Нельсона Р. и Винтера С. Основная идея этих авторов, отмеченная сильным влиянием Шумпетера И. и Саймона Г., состоит в понимании окружающей среды как результата непрерывного взаимодействия между организациями, взаимодействия, которое находит свое выражение в изменяющихся структурах рынка. Здесь определяются условия успеха или неудачи хозяйственных организаций благодаря процессу, аналогичному «естественному отбору». В экономике этот отбор функционирует посредством соединения двух процедур — рутины и поиска, причем первая стремится одержать верх над второй вследствие функционирования организаций, которые ставят на первое место свое воспроизводство в прежнем виде и свой рост на основе тенденций прошлого. Это положение Нельсона и Винтера представляется довольно вызывающим, поскольку здесь, по-видимому, завышается ценность внутренней жесткости (которую обычно экономисты были склонны идентифицировать с факторами неэффективности) в отличие от ценности гибкости в рамках моделей жизненного цикла.
Рутина играет также ключевую роль в объяснении эволюции организации. Под рутиной понимается регулярная структура поведения, которая поддается предсказанию и ведет к повторяющимся схемам деятельности. Эти схемы составляют память организации, в которой участники находят данные, гарантирующие быстроту и обоснованность их выбора. Термин, следовательно, не должен вводить в заблу- .ждение: в существовании «рутины» нет ничего уничижительного. Наоборот, она формирует эффективную процедуру хранения информации и доставляет участникам средства для овладения ситуацией, снабжая их схемами интерпретаций, испытанных временем. Такая рутина воплощается в правилах координации деятельности участников организации и указывает им средства адаптации и направления, которых следует придерживаться при согласовании внутренних конфликтов, при принятии решений (продиктованных изменениями во внешней среде), доступных пониманию других участников.
Существующие типы рутинных процедур, разумеется, не равноценны. И здесь вступает в игру процесс селекции. Первый отбор происходит внутри организации: внутреннее строение, в частности, способ, с помощью которого выстраиваются отношения между участниками (благодаря сочетанию власти и иерархии) и проводится оценка указанных процедур. Но главный отбор происходит из стохастических (случайных, вероятностных) компонентов внешней среды, которые побуждают эффективно работающую организацию ввести одни рутинные процедуры и отказаться от других, главным образом под влиянием критерия выживания. Отсюда возникают непрекращающиеся изменения в «населении» организации и, соответственно, в доступном наборе рутинных процедур.
Но самые динамичные организации (и в этом заключается фундаментальное отличие их от биологических моделей) характеризуют ся также процедурой поиска наиболее приспособленных и эффективных рутинных операций. Три момента побуждают организации поступать таким образом:
• организация «сориентирована» мотивациями участников, отсюда — не вполне детерминированный характер ее внутреннего построения;
• важность стохастических компонентов во внешней среде, которые побуждают организацию изменять без конца свои прогнозы относительно положения дел в мире и модифицировать вследствие этого свои схемы;
• сами рутинные процедуры предоставляют возможность установить аномалии, которые вводят в действие механизмы приспособления.
Поиск новых рутинных процедур сталкивается, однако, со значительными препятствиями. Иерархическая структура как источник успеха выражается в осуществлении власти и в способах функционирования, приспособленных в большей степени для подчинения существующим правилам, чем для изменения процедур. Это имеет многочисленные последствия, важные для понимания глобальной эволюции экономики. Прежде всего давление внешней среды предстает решающим фактором для появления и утверждения новых рутин. Именно в этом сила рыночной экономики: она поддерживает взаимную восприимчивость организации и ее окружения по причине наличия конкуренции. Кроме того, существует дифференциация организаций по способности участников обнаруживать аномалии в существующей рутине и целесообразно изменять рутинные операции. Здесь мы вновь сталкиваемся с проблемой мотиваций и с феноменом организационной культуры. Наконец, взаимоотношения со средой превращают рутинные процедуры в фактор инноваций, побуждая к новым комбинациям имеющихся видов рутины, производя новые рутинные процедуры посредством устранения недостатков в старых процедурах.
Закон развития[40]
Развитие означает перемену состояния системы (организации). Обычно это понятие используется для обозначения перехода из одного состояния системы в другое, которое считается лучшим, более эффективным или целесообразным для деятельности. Само слово «перемена» означает сдвиг в состоянии, который может проявляться и как ухудшение, и как улучшение. В последнее время получило распространение понятие «перемена». Оно может совершенно законно использоваться как для отражения изменения к худшему, так и для разработки продукта, маркетинга и возможного развития организации Именно последний термин самый удачный, хотя он применяется также в рамках поведенческой науки и означает развитие индивидов и отношений между ними, а также в рамках естественных моделей, рассматривающих организационное развитие как некий аналог процессов развития биологического организма.
Развитие — это необратимое, направленное, закономерное изменение материи и сознания. Различают две формы развития:
• эволюционную, характеризующуюся постепенными количественными и качественными изменениями (изменение сознания сочетается с изменениями материи);
• революционную, представляющую собой скачкообразный неосознанный переход от одного состояния материи (системы) к другому, либо скачкообразное изменение сознания без соответствующего изменения базиса.
Существует прогрессивное и регрессивное развитие (изменение). Прогрессивное развитие — это переход от низшего качества к высшему, от менее совершенного к более совершенному; регрессивное развитие (изменение) — это снижение качественного уровня системы, ее деградация, падение всех качественных, да и количественных показателей; или — это понижение уровня знаний и отношений, переход к изжившим себя ранее или уже пройденным формам и структурам. Прогресс и регресс тесно связаны между собой и составляют диалектическое единство: без регресса нет прогресса, а без прогресса нет регресса. Следует иметь в виду, что прогрессивное и регрессивное развитие может охватывать вначале не всю систему в целом, а только какой-либо ее компонент, и лишь с течением времени социально-экономическая система претерпевает в полной мере качественные изменения.
Таким образом, закон развития формулируется так: каждая материальная (социально-экономическая) система стремится достичь наибольшего суммарного потенциала при прохождении всех этапов жизненного цикла системы Закон развития опирается на ряд принципов: инерцию, эластичность, непрерывность и стабилизацию.
Закон единства анализа и синтеза[41]1
Суть анализа (декомпозиции) состоит в разделении целого на части, в представлении сложного в виде простых составляющих. Суть синтеза (агрегирования) — в соединении (мысленном или реальном) простых составляющих объекта в единое целое. Анализ и синтез в человеческом мышлении сильно переплетаются и не могут существовать друг без друга, поэтому говоря о единстве анализа и синтеза, подразумевается их неразрывность и взаимодействие в процессе любой мыслительной деятельности.
Цель анализа систем — возможно более полное познание закономерностей их функционирования при существующей заданной структуре. В основе анализа как способа познания лежит такой признак системы, как делимость, декомпозиция. Система — это такое целое, которое нельзя разделить на независимые части, так как когда система расчленена, она теряет свои существенные свойства. По данной причине система есть целое, которое нельзя понять путем анализа. Однако анализ следует рассматривать в единстве с синтезом как наиболее сложным методом системного мышления. Анализ (разделение) некоторой системы может идти по трем путям:
- выделенные части независимы друг от друга и сохраняют при этом все свои свойства;
- выделенные части зависимы друг от друга и при разделении теряют ряд неосновных свойств;
- выделенные части зависимы друг от друга и при разделении теряют основные средства.
При различных путях выделения анализ частей должен проходить гак, чтобы не были потеряны важные свойства частей и была бы реальная польза для всей организации. Так, если в организации рассматривать каждое подразделение в отдельности как самостоятельное, довести до совершенства ее деятельность, то совсем необязательно будет работать наилучшим образом и состоящая из них вся организация. Важная сторона аналитической работы — анализ причинно-следственных связей между выделенными частями, который сводится к нахождению необходимых и достаточных условий для поддержания требуемого взаимодействия между частями целого. Трудность аналитической работы состоит в определении элемента, до которого следует производить разделение целого.
Синтез (объединение) осуществляется на базе взаимной необходимости и взаимодействия. Получение при объединении элементов нового целого работоспособного образования, потенциал которого выше суммы потенциалов объединенных элементов, носит название эмерджентность. Это явление находится в рамках диалектического закона перехода количества в качество. Эффект синергии — составная часть эмерджентности. Эмерджентность больше относится к явлениям, а синергия — к процессам, происходящим в элементах организации.
Синтез — это процесс объединения в единое целое частей, свойств, отношений, выделенных посредством анализа. Анализ сосредоточен на структуре, он показывает, как работают части целого. Синтез акцентирует внимание на функциях, он открывает, почему они (части) действуют именно так. Поэтому анализ дает знание, а синтез — понимание. Первый позволяет описать, второй — объяснить. Задача синтеза — спроектировать, построить такую структуру системы, при которой наилучшим образом будут реализованы заданные ею функции. Стадия синтеза относится к активной системосозидаю- щей деятельности человека, будь то конструирование технических систем или разработка оптимальных иерархических структур управления социально-экономическими или производственными процессами.
• Закон дифференциации и универсализации функций1[42]
Суть этого закона организации в том, что в организационных системах действуют противоположно направленные процессы: специализация функций, реализуемых ее элементами, с одной стороны, и их интеграция, универсализация — с другой. В итоге увеличиваются потенциальные возможности составляющих систему элементов и улучшаются результаты их взаимодействия в виде прироста потенциала организации.
Существуют и другие законы организации. Все они действуют не изолированно друг от друга, а в диалектическом взаимодействии, в определенной системе горизонтальных и вертикальных связей. На горизонтальном уровне законы имеют свои черты и границы действия, не дублируя, а взаимодополняя и углубляя друг друга (взаимодополняющее взаимодействие наблюдается, например, между законом многообразия и альтернативности развития и законом самосохранения социальных систем). На вертикальном уровне взаимодополняющее диалектическое взаимодействие обнаруживается, например, между законом соответствующего разнообразия и законом непрерывности и ритмичности в движении производственных фондов.
Профессиональное использование законов организации способствует установлению устойчивых количественных и качественных соотношений между управляющей и управляемой системами. Они являются составной частью управленческой технологии организации. В любой технологии действует принцип-аксиома: все элементы целого должны соответствовать друг другу, иметь между собой связи и иерархию, а также реализовывать общую цель. Этот принцип соответствует определению системы.
Законы организации будут эффективно работать на организацию, если руководитель организации сумеет найти их разумное сочетание, выделить главный на текущий момент закон и обеспечит подчинение ему всех других для достижения глобальной цели организации. Закон информированности-упорядоченности, закон самосохранения и закон развития — это функциональные законы, связанные с организацией как процессом. Закон синергии, закон единства анализа и синтеза и закон композиции и пропорциональности — это структурные законы, связанные с организацией как явлением.
В системе законов организации существует основной закон, которым является закон синергии, отражающий главное организационное отношение в природе и обществе. Однако его расширенное толкование и распространение на все типы материальных систем (биологические, социальные и технические) может привести к известной недооценке в практике управления других частных и специфических законов.
Познание системы законов организации, выявление механизма их действия позволяет менеджерам, предпринимателям определять объективные тенденции в развитии производства и рынка, находить оптимальные соотношения между фондом потребления и фондом развития, основным и вспомогательным производством, между линейными и функциональными структурами в системе управления и по возможности создавать благоприятные условия для механизма действия законов.
Законы в социальных организационных системах, большинство из которых является открытыми и неравновесными системами, действуют не фатально, не безальтернативно, а под воздействием факторов изменений. Эти воздействия значительно сужают, ограничивают детерминирующую (определяющую) направленность социально-экономического развития организации. Социально-экономическая система часто сама по себе, а не в результате управляющих воздействий становится «вдруг» в существенной степени иной. Эту особенность механизма действия законов важно учитывать в процессе организации управления.
Литература для подготовки к лекции:
1. Лафта, Дж. К. Теория организации : учебник / Дж. К. Лафта. – М. : Проспект, 2005.
2. Теория управления : учебник / под ред. Ю. В. Васильева, В. Н. Парахиной, Л. И. Ушвицкого. - 2-е изд-е, доп. - М. : Финансы и статистика, 2008.
3. Шеметов, П. В. Теория организации : учеб. пособие / П. В. Шеметов, С. В. Петухова. - 3-е издание, стер. - М. : ОМЕГА-Л, 2008.