Тема 1.2. Основы теории и методологии. Модели и методы менеджмента
Классификация управленческих работников
Разделение управленческого труда — объективный процесс обособления отдельных его видов в самостоятельные сферы трудовой деятельности различных групп управленческих работников. Это способствует повышению качества управляющих воздействий.
Существует несколько видов разделения управленческого труда (табл. 1.1).
Таблица 1.1
Виды разделения управленческого труда
Виды | Характеристика |
Функциональное Иерархическое Технологическое Профессиональное Квалификационное Должностное | Выделение необходимых для эффективного управления производством функций, выполнение которых закрепляется за определенными работниками или подразделениями аппарата управления Распределение работ по уровням иерархии управления, закрепление их за определенными управленческими работниками и формирование на этой основе полномочий последних Разделение процесса управления на операции по сбору, передаче, хранению и преобразованию информации, выполняемые определенными категориями работников Дифференциация управленческих работников в соответствии с их профессиональной подготовкой Предоставление работникам конкретных видов работ в соответствии с их квалификацией, стажем работы и личными способностями Назначение управленческих работников в системе управления в соответствии с их компетенцией (совокупностью прав, обязанностей и ответственности по реализации какой-либо функции управления) |
В соответствии с подходом, получившим на российских предприятиях наибольшее распространение, управленческих работников по их функциональной роли в процессе управления подразделяют на руководителей, специалистов и служащих (технических исполнителей).
Центральное место в управлении занимает руководитель — работник, возглавляющий определенный коллектив, наделенный необходимыми полномочиями принятия решений по конкретным видам деятельности организации и несущий всю полноту ответственности за результаты работы. В современной отечественной экономике все чаще как синоним понятия «руководитель» стало употребляться понятие «менеджер» (управляющий). Менеджер — это руководитель или управляющий, наделенный полномочиями в области принятия решений по конкретным видам деятельности фирмы, функционирующей в рыночных условиях. Термин «менеджер» употребляется применительно:
ü к организатору конкретных видов работ в рамках отдельных подразделений (управлений, отделений, отделов);
ü к руководителю по отношению к подчиненным;
ü к администратору любого уровня, организующему работу на основе современных методов.
К категории специалистов относятся сотрудники, выполняющие определенные функции управления, которые анализируют собранную информацию и разрабатывают варианты решений для руководителей соответствующего уровня (экономисты, бухгалтеры, юристы и др.). Главная особенность их деятельности состоит в том, что они работают в условиях жестких ограничений в виде приказов и распоряжений руководителей, технико-технологических нормативов, организационных регламентов деятельности и четких квалификационных требований относительно специальных знаний. В их деятельности преобладают логические операции, что, впрочем, не исключает творчества.
Служащие — сотрудники, обслуживающие деятельность специалистов и руководителей, призванные выполнять информационно-технические операции, освобождая руководителей и специалистов от рутинной и трудоемкой работы (секретари, машинистки, архивариусы и др.). Специфика их деятельности состоит в использовании стандартных процедур и операций, и в том, что она в большей степени поддается нормированию. В труде технических исполнителей доминируют логические и технические операции.
Литература для подготовки к лекции:
1. Теория управления : учебник / под ред. Ю. В. Васильева, В. Н. Парахиной, Л. И. Ушвицкого. - 2-е изд-е, доп. - М. : Финансы и статистика, 2008.
2. Шеметов, П. В. Теория организации : учеб. пособие / П. В. Шеметов, С. В. Петухова. - 3-е изд-е, стер. - М. : ОМЕГА-Л, 2008.
3. Управление организацией: учебник / Под ред. А.Г. Поршнева, З. П. Румянцевой, Н.А. Соломатина. - М. : ИНФРА-М, 2008.
4. Райченко А.В. Общий менеджмент: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2005.
Методология любой науки представляет собой органическое единство общеметодологических (общефилософских) методов; общенаучных подходов и методов исследования; междисциплинарных и частнонаучных методов.
Методология в буквальном значении (логос– наука, знание, и метод– путь, направление познания) есть учение о методах познания. Методологию можно определить каксистему, реализующую три функции:
1) получение(сбор информации), создание нового знания;
2) структурирование этого знания в виде новых понятий, категорий, законов, гипотез, теоретических идей, теорий;
3) организация использования новых знаний в общественной практической деятельности (обучение, воспитание, производственная деятельность, культура и искусство, быт).
Первая функция реализуется на основе общефилософских и общенаучных методов и принципов познания;
вторая– на основе использования законов логического мышления;
третья– на основе локальных методологий конкретных наук применительно к особым локальным предметным областям.
В системе методологии любой науки центральное место занимает подсистема методов исследования.
Методы — это способы, приемы получения новых и проверки на истинность старых знаний.
В составе методов экономического исследования различают:
а) всеобщие: общеметодологические (общефилософские) и общенаучные методы;
б) локальные: специфические методы.
В свою очередь в составе общенаучных методов выделяют:
а) эмпирико-теоретические;
б) теоретические методы.
Локальные научные методы - это специфические для конкретной науки (двойной записи и калькулирования — в бухгалтерском учете; выборочный и индексный — в статистике; бюджетный, балансовый, вариантных приближений, экспертных оценок, генерирования идей, оценки управленческих решений и др. - в менеджменте и т. д.) методы.
Общенаучные и локально-научные методы исследования используются в неразрывной связи со всеобщими методами — абстрагирования и диалектическим методом. Всеобщие методы влияют на процесс и итоги исследований. Всеобщие методы требуют, чтобы общенаучные и локально-научные методы рассматривались в единстве. Глубокое познание на основе использования какого-либо одного метода невозможно. Только в системе методов, в их взаимосвязи могут быть получены объективные выводы. Конечно, в разных предметных областях и на разных этапах исследования отдельные методы — компоненты их единой системы — могут иметь преобладающее значение. Но в целом успех может принести только система методов.
Эмпирико-теоретические методы включают наблюдение, эксперимент, измерения, описания.
Логико-теоретические методы включают: методы сравнения, аналитический и синтетический, историко-логический, метод познания, аксиоматический, математические, индуктивный и дедуктивный методы, методы аналогии, моделирования, предвидения, объяснения.
Методы менеджмента — это система правил и процедур решения различных задач управления с целью обеспечения эффективного развития организации. Методы менеджмента позволяют снизить интуитивный характер управления, внести упорядоченность, обоснованность и эффективную организацию в построение и функционирование систем управления на предприятии.
Общими основами методологии менеджмента являются
ü диалектический подход, позволяющий рассматривать управленческие проблемы в их постоянной взаимосвязи, движении и развитии (индукция и дедукция);
ü абстрагирование,выделениепринципов (единства теории и практики, определенности, конкретности, познаваемости, объективности, причинности, развития, историзма);
ü системный подход.
Менеджмент подчиняется всем законам объективного мира и также состоит из частей, имеющих общий и специфический характер. Специфический характер отдельным разделам управленческой науки придают конкретные, специфические виды деятельности, являющиеся объектом управления.
К таким разделам мы относим: управление персоналом, информационный менеджмент, финансовый менеджмент, производственный менеджмент, инновационный менеджмент, инвестиционный менеджмент, управление качеством, управление снабжением, управление сбытом, маркетинг и другие виды менеджмента, имеющие специфический объект управления.
Таким образом, в состав общетеоретических вопросов управленческой науки целесообразно включить те, которые не зависят от конкретного объекта управления, а определяются внутренним содержанием управленческой деятельности. К таким вопросам относятся:
• сущность управления организацией и методологические основы управленческой науки;
• сущность и структурирование организаций;
• функции управления;
• принятие решений;
• коммуникационные процессы в управлении;
• групповая динамика и стиль руководства;
• власть и влияние руководителя;
• эффективность управления.
В системе локальных методов менеджмента используются как общие методы и приемы (например, экспертиза, генерирование идей, оценка управленческих решений), применяемые во всех сферах деятельности (производстве, торговле, образовании и пр.), так и специальные, отражающие специфику определенной сферы (инновационный, финансовый, персональный менеджмент).