Возрождение православного Востока

Упадок Византии

Расцвет Византии

ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ В XI – XV ВЕКАХ

КОНСПЕКТ 22

К середине XI века Восточная Церковь достигла полного расцвета своих духовных сил. Православие приняла большая часть славянских народов, православной стала Киевская Русь.

Богословие поднялось на большую высоту благодаря трудам целого ряда ученых. Самым замечательным из них является святой Симеон Новый Богослов (947–1022, день памяти 12 марта). Он является автором многих богословских сочинений и гимнов Святому Духу.

С конца X века святая гора Афон становится самым значительным центром монашеской жизни. Здесь основали монастыри греки, русские, сербы, болгары и итальянцы. В течение веков святой Афон будет местом встреч представителей всех христианских народов.

Однако могущество Византийской империи сменилось упадком. Юго-восточные территории страны постепенно завоевывали мусульмане, а в 1204 году столица страны была захвачена крестоносцами.

В Константинополе была основана Латинская Империя и повсюду была произведена латинизация богослужений. Греция была занята норманнскими баронами, устроившими там несколько небольших королевств. Насильственная латинизация населения была проведена там с особой силой.

Завоевание христианским Западом Византии и ее насильственная латинизация произвели на православном Востоке ужасное впечатление. Западные христиане показали себя во многих отношениях варварами, а их насилия над православной верой послужили к окончательному разрыву между Востоком и Западом.

Оставшаяся под властью православных часть Византии получила название Никейской империи. Помимо этого государства вне влияния католицизма оставались Трапезундская империя на севере Малой Азии, Россия и небольшая балканская страна – Сербия.

Представители правящей династии Сербии отличались благочестием:

Король Стефан (1114–1200) в старости принял иноческий постриг и вошел в историю как святой Симеон Мироточивый (день памяти 13 февраля). Его сын – святой Савва (1169–1236, день памяти 12 января), великий просветитель и устроитель Сербской Церкви. В возрасте 18 лет Савва ушел на Афон в русский монастырь святого Пантелеимона, а затем основал поблизости сербский монастырь Хиландар. По возвращении на родину, он был избран архиепископом и в 1219 году добился независимости Сербской Церкви. Святитель Савва построил много монастырей и храмов, занимался благотворительностью и был соправителем государства.

В 1261 году император Михаил Палеолог (1224–1282), который до этого правил в Никее, взял Константинополь и почти на 200 лет возродил Византийскую империю. Политическое положение Византии было критическим: турки постепенно продвигались к столице. Несмотря на угрозу врага, культурная жизнь вновь расцвела. Попытка получить помощь от Запада не удалась и император, сделавший на Лионском Соборе 1274 года уступки Риму, отказался от них по возвращении на родину.

Из православных богословов XIV века самым значительным является святой Григорий Палама (1292–1360, день памяти 14 ноября). Он родился в Константинополе, где получил блестящее образование при дворе, после чего 10 лет провел в иноческих подвигах. Основные темы богословских трудов святого Григория: «Фаворский Свет» (свет, воссиявший на горе Фавор во время Преображения Господня) и внутреннее озарение человека Святым Духом. Он опровергал учение калабрийских богословов Варлаама и Аникиты, учивших о тварности «Фаворского Света». Святой Григорий Палама является завершителем богословской школы, которая восходит к святым Максиму Исповеднику и Симеону Новому Богослову.

XIV век является, особенно в царствование императора Андроника II Палеолога (1296–1341), временем расцвета Византийского искусства.

Болгария, которая была в церковном отношении подчинена Риму, перешла в 1234 году под духовное возглавление константинопольского патриарха. Болгары основали на Афоне монастырь Зограф. Из великих болгарских святых этого времени следует отметить патриарха Евфимия (1325–1403, день памяти 20 января).

Сербия при царе Стефане Душане в 1346 году стала патриархатом. На сербской земле были основаны монастыри: Нагорница, Грачаница, Спасовица, Матеица и Дечаны.

В России, несмотря на страшный татарский погром, церковная жизнь продолжала развиваться. Церковь прославилась такими великими святыми, как преподобный Сергий Радонежский (1314–1392, день памяти 25 сентября), святители Алексий Московский (1292–1378, день памяти 12 февраля) и Стефан Пермский (1340–1396, день памяти 26 апреля).