Проблема организации физической активности учащихся, профилактики гиподинамии
Поддержание и укрепление физического здоровья учащихся напрямую связано сих двигательной активностью. Учебные перегрузки школьников, заставляющие их часами просиживать над тетрадями и книгами, процесс интенсификации обучения, увлечение компьютерными играми, Интернетом и видеофильмами, недостаток возможностей для занятий физкультурой и спортом — вот главные причины малоподвижного (а значит, нездорового) образа жизни, распространения, особенно среди городских школьников, гиподинамии. Это приводит к задержке роста и развития, снижению адаптационных возможностей организма школьников, общему ухудшению состояния здоровья.
В целях профилактики этих состояний школа должна обратить самое пристальное внимание на следующее.
1. Количество уроков физкультуры. Даже увеличение их числа в учебных планах с двух уроков в неделю до трех принципиально не решает проблемы. С точки зрения интересов здоровья учащихся, урок физкультуры должен быть в расписании всех классов ежедневно! Понятно, что в ближайшие годы это едва ли недостижимо...
2. Содержание и организация уроков физкультуры. Принципиальна разница во влиянии на физическое развитие и здоровье ребенка уроков, проводимых с целью «чем-то занять ребят» и добиться, чтобы они сдали нормативы физической подготовки, и уроков, нацеленных на решение основной задачи — сформировать культуру физического здоровья, привить интерес к занятиям физкультурой, дать школьникам почувствовать ощущение «телесной радости» , мотивировать их на заботу о своем здоровье средствами физической культуры. Примеров подобных замечательных уроков физкультуры немало в каждом регионе страны — важно, чтобы такими стали все уроки, формирующие физическое здоровье подрастающего поколения.
3. Использование возможностей дополнительной физической нагрузки (разминки) учащихся в рамках учебного дня путем проведения на каждом уроке физкультминуток, физкультпауз между уроками, грамотной организаций перемен, позволяющей ученикам компенсировать статическую нагрузку урока.
4. Создание условий для занятий школьников физкультурой и спортом во внеурочное время: организация бесплатных секций; предоставление возможностей самостоятельно заниматься в спортзале; обустройство школьных спортплощадок; аренда (абонементы) бассейна; организация турпоходов и т.п.
5. Связь между возникновением гиподинамии и авторитарным стилем ведения урока. Ужесточение дисциплины, запрещение «лишних» телодвижений учащихся, сама психологическая атмосфера на уроке приводят к фиксации неудобных статических поз, сокращению мелких разминочных телодвижений, постепенному формированию мышечных «зажимов».
6. Влияние школы на образ жизни своих учеников, выбор ими форм проведения досуга, контакт в этой связи с родителями учащихся.
На внутришкольном уровне тесно взаимосвязаны в этом аспекте экономические и организационные аспекты. От управления образованием и директора школы зависит объем средств, направленных на оборудование спортзалов, спортплощадок, закупку тренажеров, спортинвентаря, строительство или аренду бассейна, дополнительного спортзала, а также на выделение зарплаты учителям физкультуры и тренерам, готовым заниматься со школьниками во внеурочное время. С этим тесно связана и задача рационального использования разнообразных форм и методов физического воспитания для достижения оптимальной двигательной активности, соответствующих научно обоснованным физиологическим и гигиеническим нормативам.
Должна быть обеспечена максимальная загрузка спортзалов, обязательное введение 3-4-х уроков физкультуры в неделю, правильное встраивание их в расписание уроков, проведение динамических пауз, подвижных игр и танцев на большой перемене, физкультминуток на всех уроках, работа спортивных секций, проведение занятий по общефизической подготовке школьников, особенно учащихся группы риска. Много возможностей для решения этой проблемы предоставляется во внеурочное время: проведение дней здоровья, школьных и городских соревнований, олимпиад, физкультурно-спортивных праздников, организация летних лагерей-сборов, турпоходов, включающих информационно-познавательные программы по экологии и здоровому образу жизни, и многое другое. В подготовке и проведении этих мероприятий активное участие обычно принимают преподаватели ОБЖ, так как многие темы данного предмета находят здесь свою реализацию.
С медико-профилактическими аспектами связано обеспечение гигиенических условий в спортзалах, медицинский контроль за проведением занятий физкультурой, разделение учащихся на группы допуска к занятиям физкультурой, профилактика спортивного травматизма и переохлаждения учащихся (особенно во время зимних занятий на свежем воздухе), проведение программ закаливания школьников во время уроков физкультуры и работы спортивных секций, организация и контроль за работой секций ЛФК и других занятий лечебно-реабилитационной направленности с больными детьми во внеурочное время и параллельно с обычными уроками физкультуры.
Задача воспитательной работы — показать школьникам привлекательность здоровья как условия физической красоты и совершенства, сформировать у них потребность в регулярных занятиях, направленных на укрепление здоровья и самосовершенствование. Большую роль здесь играет личный пример педагогов, нередко разительно контрастирующий с тем, к чему они призывают (с единственным позитивным примером учителя физкультуры). Например, не только оздоровительный, но и воспитательный эффект окажет совместное проведение (детей с учителями) 5-минутного комплекса утренней гимнастики в начале первого урока.
Учебно-информационные аспекты включают как корректировку содержания уроков физкультуры, обеспечение их направленности на физическое развитие и укрепление здоровья, а не на подготовку учащихся к сдаче норм, так и интеграцию этих вопросов в содержание программ других предметов (задачи и упражнения по математике, физике, химии, исторические и литературные примеры, соответствующие тексты на иностранном языке).
Для правильного решения этой проблемы важен учет индивидуальных особенностей школьников. Это касается не только классификации их по разным группам здоровья, но и учета антропологических характеристик, интересов и склонностей заниматься тем или иным видом спорта. Кроме того, многие подростки связывают с занятиями физкультурой надежду на исправление своих физических дефектов, недостатков (часто преувеличенных). Задача учителя физкультуры — помочь реализоваться этим надеждам, продемонстрировав тем самым огромные возможности регулярных занятий оздоровительной физкультурой.
Внешкольная сторона решения этой проблемы связана как с позицией родителей школьника, ситуацией в его семье, образом жизни, который в ней принят, материальными возможностями родителей, так и с предоставлением школьникам возможностей посещать стадионы, городские спортзалы, бассейны, катки и т.п. Группе учащихся, которые, по сведениям социального педагога и классных руководителей, не имеют возможностей физически активно организовывать свой досуг, но стремятся к этому, школа должна предоставить преимущественное право посещения спортзала во внеурочное время.
На государственном уровне, начиная с 2002 г., предпринимаются последовательные шаги по восстановлению той роли физической культуры и спорта в стране, которая была в советское время. Свою «лепту» в эти процессы должны внести и школы. Например, совместная разработка учителями и учащимися проектов превращения родного города в «город здоровья и спорта», создания в школе «Центра подготовки гармонично развитых людей» и т.п., публикация этих проектов, выступления на конференциях и другие формы «продвижения» своих идей и разработок, способные оказать влияние на городскую администрацию, а также послужить действенным воспитательным фактором для школьников.
Проведение этой работы на всех уровнях должно сопровождаться отслеживанием данных мониторинга, диагностическое наполнение которого достаточно хорошо разработано в отечественной физиологии и спортивной медицине.
Проблема питания школьников во время их пребывания в образовательном учреждении
С невозможностью школьников получать полноценное, в том числе горячее, питание в своих школах, особенно при пребывании в группах продленного дня, специалисты во многом связывают неблагополучие здоровья учащихся. Поэтому решение данной проблемы с полным основанием можно рассматривать как здоровьесберегающую технологию, дополняющую образовательные технологии сохранения и укрепления здоровья учащихся.
Организационные аспекты этой проблемы включают:
1) рациональную организацию работы школьной столовой, в которой учащиеся и учителя могли бы спокойно, в комфортных условиях поесть с удовольствием и пользой для здоровья. Сдвиг расписания уроков по классам позволяет в течение 2 часов накормить обедом несколько сот школьников. Ограничение связано лишь с уроками физкультуры, перед которыми школьникам не рекомендуется обедать;
2) эстетическое оформление столовой, имеющее большое воспитательное значение. Задачу сделать столовую не только чистой, но и красивой целесообразно вменять в обязанности специальным дежурным, а проекты такого оформления, периодически меняющегося, могут быть результатом творческой работы группы старшеклассников на уроках или факультативах. Можно объявить творческий конкурс с призами для победителей. Хорошим дополнением к интерьеру служит и тихая музыка в течение всего времени обеда. И здесь найдется немало старшеклассников, которые с радостью возьмут на себя подбор репертуара и техническое обеспечение;
3) корректировку ассортимента товаров в школьном буфете. Если по коммерческим соображениям из буфетов нельзя удалить чипсы, жареные пирожки, «Фанту», «Пепси-колу» и т.п. товары, любимые многими школьниками, но безусловно вредно действующие на пищеварительную систему и обмен веществ, то надо, по крайней мере, предоставить учащимся выбор между этими продуктами и фруктами, овощами, полезными напитками (соки, квас, минеральная вода). Школьникам надо специально разъяснить, что материальные затраты на пачку чипсов и яблоко, например, одинаковы, а воздействие на здоровье противоположное. Школьный буфет — одна из возможностей для учащихся закрепить на практике те знания, которые получены на уроках культуры здоровья и им подобных;
4) организацию специального питания для учащихся с заболеваниями, требующими диеты;
5) предоставление возможности детям, приносящим еду из дома, перекусить в подобающих гигиенических условиях;
6) обеспечение школы питьевой водой, прошедшей необходимую дополнительную фильтрацию. Особенно это касается воды, которую школьники пьют некипяченой. В большинстве регионов страны в школах необходим запрет на питье воды непосредственно из-под крана, но с одновременным предоставлением возможности бесплатно получать качественную питьевую воду (установка баков с питьевой водой, качество которой регулярно проверяется СЭС).
Медико-гигиенические аспекты решения этой проблемы включают вопросы контроля за гигиеническим состоянием пищеблока, ассортиментом и составом блюд, исходными продуктами (полуфабрикатами) — их качеством, свежестью. Разумным инициативам администрации школы по внедрению в организацию питания школьников новых рекомендаций и передового опыта нередко препятствуют врачи Госсанэпиднадзора, руководствующиеся строгими нормативными требованиями многолетней давности. Администрация должна пытаться найти с ними общий язык, получить поддержку от научных учреждений, управления образованием, чтобы с пользой для детей решить некоторые «законсервированные» проблемы. Детям с заболеваниями пищеварительной системы должны быть обеспечены условия питания в соответствии с рекомендациями врача.
Воспитательные задачи педагогического коллектива связаны с формированием у школьников культуры поведения за столом, в чем учителя сами должны быть наглядным примером. «Не торопиться, направить свои мысли на еду, не отвлекаться на излишние разговоры, настроить себя на добрые, радостные эмоции» и т.п. правила с первых классов должны быть твердо закреплены в сознании детей и подростков и воспроизводиться на практике при каждом посещении столовой.
Учебно-информационные аспекты связаны с отбором информации о правильном, рациональном питании, которую учащиеся должны получать в течение всего периода обучения в школе как на уроках по специальным предметам (культуре здоровья, валеологии), так и в соответствующих разделах ОБЖ, биологии, химии. Это одна из тем, которую нужно использовать в качестве связующего звена между получаемыми на уроках знаниями и организацией питания дома.
С учетом индивидуальных особенностей учащихся должны быть соблюдены требования к питанию больных и отнесенных к группам риска детей. Кроме того, желательно по возможности предоставлять школьникам выбор блюд, гарниров, что обеспечивает не только формирование у них большей ответственности за свой выбор, но и экономию пищевых продуктов, так как в результате остается меньше пищевых отходов.
Кадровые аспекты работы связаны с повышением грамотности педагогов в вопросах рационального питания. Для этого реализуются образовательно-просветительские программы, вызывающие интерес педагогов еще и потому, что многие из них пытаются избавиться от излишней полноты и ряда недугов, связанных с плохим обменом веществ и заболеваниями желудочно-кишечного тракта. Специалистов и литературы на эту тему сейчас много — важно не оказаться «в плену» у кого-то из представителей фирм, распространяющих пищевые добавки и подменяющих научные данные рекламой своей продукции. Необходимо также обеспечить должный уровень подготовки персонала пищеблока, чтобы педагоги могли совместно с поварами решать организационные вопросы.
Экономические аспекты — обеспечение финансовой поддержки вышеперечисленных позиций, а также горячего питания всем детям , особенно из малоимущих семей.
Для закрепления на внешкольном уровне тех знаний и привычек правильного питания, которые формирует школа, необходим контакт с родителями учащихся и консультации для некоторых школьников, самостоятельно организующих свое питание вне школы. Хороший результат дает приглашение родителей на уроки технологии, кулинарного мастерства, организация конкурсов на «лучшее блюдо, приготовленное дома». Чтобы исключить фактор материального неравенства детей, условия конкурса должны акцентировать внимание не на использовании деликатесов и дороговизне исходных продуктов, а на выдумке, изобретательности юных кулинаров, на соответствии приготовленных блюд гигиеническим и эстетическим требованиям.
На государственном уровне от школ требуется содействие Министерства образования, депутатов, общественности, выступающих за целевую финансовую поддержку организации полноценного и горячего питания для всех детей во время их пребывания в школе.
Мониторинг достигаемых результатов проводится по сравнительной численности детей, получающих в школе горячее питание, показателям заболеваемости пищеварительной системы и нарушения обмена веществ учащихся, данным анкетных опросов самих школьников и «экспертов» из числа учителей, специалистов школы и родителей учащихся.