Характеристика и основные этапы инновационного процесса

Субъекты и объекты инновационной деятельности в торговли

Субъекты – любые субъекты предпринимательской деятельности. По выполняемым функциям могут выступать в роли заказчика, исполнителя инновационной программы, потребителя инновации.

Критерий отнесения лица к субъекту инновационной деятельности – факт участия лица в создании нового продукта или доведении его до освоения в производстве либо иной сфере деятельности.

Могут участвовать как юридические, так и физические лица.

Субъекты, принимающие непосредственное, частичное либо полное участие в инновационной деятельности:

1) организации, специально создаваемые для занятия этим видом деятельности (могут выступать в гражданском обороте в виде коммерческих или некоммерческих организаций различной организационно-правовой формы, например, технополисы технологические и научные парки, научные инкубаторы;

2) малые предприятия, которые обладают в отличие от крупных организационных форм большими возможностями пор части коммерциализации результатов научной и научно-технической деятельности, т.е. инжиниринговые, внедренческие, венчурные фирмы;

3) субъекты, принимающие частичное участие в осуществлении инновационной деятельности – это субъекты научной, научно-технической деятельности, например научные работники, специалисты научных организаций, работники сферу научного обслуживания, Академия наук, общественное объединение научных работников, научные организации и т.д.;

Субъекты, которые обеспечивают условия для развития инновационной деятельности:

1) субъекты, обеспечивающие условия осуществления инновационной деятельности: органы гос. власти, которые устанавливают общее направление инновационной деятельности, утверждают иные проекты и программы, утверждают формы гос. отчетности, учреждают и регистрируют организации, реализующие инновационные проекты;

2) спец. органы и организации, создаваемые для целей содействия развитию предприятий научно-технической и внедренческой сферах, координации инновационной деятельности, ее поддержки и финансирования, например: бизнес-инкубаторы, различные фонды содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере

Объект инновационной деятельности – все виды новшеств, которые могут быть воплощены в товарах, работах, услугах, чтобы эти продукты могли считаться новыми ли усовершенствованными, т.е. приобрести статус инноваций.

Объектами инновационной деятельности могут быть:

1) объекты интеллектуальной собственности, т.е. изобретения, полезные модели, промышленные образцы и др.

2) средства индивидуализации лиц и товара, т.е. фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания, наименование места происхождения товара, результаты законченных научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических работ и экспериментальных разработок и др.

Классификация пользователей по относительному времени принятия инновации

Классификационная группа Характеристика Удельный вес
1. Новаторы Люди, склонные к риску, готовые опробовать новинку. 2,5%
2. Ранние последователи Лидеры мнений в своей среде, воспринимающие новые идеи легко, но проявляющие осторожность. 13,5%
4. 3. Раннее большинство Осмотрительные люди, нуждающиеся в информации. 34%
5. 4. Запоздалое большинство Люди, настроенные скептически, следует правилу большинства. 34%
6. 5. Отстающие Приверженцы традиций, подозрительно относящиеся к переменам и сопротивляющиеся им. 16%

 

Принципиальные различия инновационных и стабильных бизнес-процессов и управление ими

Характеристика Стабильный бизнес-процесс Инновационный бизнес-процесс
По типу процесса Близкий к непрерывному Начинается фанатиками идеи, ее активными сторонниками. Это дискретный цикличный процесс, склонен к внезапным резким ускорениям, задержкам, сопротивлению и возникновению препятствий.
Целевая ориентация Поддержание заданного уровня, определяемого на основе маркетинговых исследований Переход системы на качественно новый уровень посредством сочетания маркетинговой концепции и концепции технологического проталкивания.
Достижение цели В соответствии с оперативным планом В соответствии с миссией и выбранной стратегией с временным планом.
Критический фактор конкурентного преимущества Использование ключевых компетенций Интеллектуальные ресурсы
Риск Минимален, определяется статистическими данными Неизбежен и пропорционален новизне и масштабу инноваций
Источник власти Должностные полномочия Он вступает в противоречия с ними и требует разработки новых
Качество Достижение заданного уровня Создание нового качества
Распределение полномочий и ролей персонала Стабильное Стирание привычных административных границ
Критерии принятия решений Доход и прибыль Время
Отношение к персоналу Взаимозаменяемый ресурс На основе знаний
Стиль управление Авторитарный и жесткий контроль за исполнением Координационный, делегирование полномочий, формирование группы единомышленников, помощь в раскрытии способностей
Принципы управления Стабильность, оперативность, количественные цели, внутренняя эффективность, порядок и четкость, управление целью Гибкое видение, стратегия, внешняя эффективность, творчество, возможно хаотичное управление процессом

 

Инновационный процесс – то творческий процесс создания и преобразования научных знаний в новую продукцию, товар, услугу, технологии, признаваемые потребителями.

Наиболее простая модель инновационного процесса – инновационная цепь, которая представляет собой научно-производственный цикл, состоящий и относительно самостоятельных этапов и стадий.

ФИ – ПИ – ПКР (эти три этапа соответствуют стадии науки) – ОП – П – Р (это стадии производства) – Р – Э – Д(стадии потребления)

ФИ – фундаментальные исследования

ПИ – прикладные исследования

ПКР – проектно-конструкторские работы

ОП – освоение производства продукции, которое предполагает полную информационную техническую и организационную подготовку к промышленному производству продукции;

П – собственно производство продукции

Р – реализация новой продукции

Э – эксплуатация новой продукции потребителей с возможным включением послепродажного обслуживания различных технических устройств, приобретенных потребителями

Д – диффузия новшества

Начальная стадия инновационного цикла – наука. Она обеспечивает познание объективных законов природы и превращение этого знания в информационный продукт, который может быть использован в производстве.

На стадии производства осуществляется выпуск продукции или услуг на основе использования результатов предыдущих этапов инновационного цикла.

На стадии потребления происходит использование новой продукции.

Т.о. этапы инновационной цепи определяют последовательность прохождения пути от научного знания к реальному продукту.

Вторая модель инновационного процесса – кибернетическая модель. Это система или круг, которая включает этапы инновационного цикла и взаимосвязи между ними.

Р О
П
И
С М

 

 


И – исследования

Р – разработка

О – опытное производство, или освоение

П – производство

М – маркетинг

С – сбыт

Данная модель выражает непрерывность и автономность общественного процесса обработки информации. Здесь невозможно определить начало инновационного процесса или его окончание. Вместе с образованием системы начинается непрерывная обработка информации, серия инноваций, безостановочное обновление.

Для определения нового инновационного управления или для изменения концепции инновационного развития и установившейся практики необходимо внешнее по отношению к инновационному кругу централизованное вмешательство или установленная центром ориентация, особенно если регулирующее воздействие центра через рынок не проявляется или проявляется в недостаточной степени.

Значение кибернетической модели обусловлено наличием обратной связи. В отличие от инновационной цепи последующее выполнение этапов инновационного процесса существенно удлиняет весь процесс. Часто бывает невозможным внесение изменений в конструкцию изделия, его качество или исправление недостатков, обнаруженных на последних этапах инновационного цикла. Не всегда можно сразу устранить дефекты, замеченные потребителем.

Характеристика инновационного процесса предполагает оценку следующих показателей:

1) времяемкость инноваций (оценка продолжительности каждой стадии и общей продолжительности инновационного цикла)

2) структура затрат на осуществление отдельных стадий

3) диффузия новшеств (оценка скорости и широты распространения нововведения в данной отрасли и других отраслях)

Факторы, определяющие скорость диффузии инновации:

1) по мере движения от фундаментальных исследований к производству на каждом этапе увеличиваются затраты на получение результата;

2) вместе с тем вероятность получения отрицат. результатов снижается;

3) по мере движения от фундаментальных исследований к производству, вероятность получения отрицательных результатов снижается;

4) получаемая информация на каждом этапе становится все более конкретной;

5) уникальность и неповторимость методов исследования, приемов, присущие первым этапам цикла снижается, при проектировании появляются новые элементы типовых решений, стандарты;

6) наличие обратных связей о подготовке производстве новой продукции и выявленных при этом недоработках, возникших дополнительных требованиях, предложениях по улучшению технологии

7) обратная связь в отношении потребителей к продукции, товарам, о выявленных ими дефектах, появлении конкурентной продукции, о желаниях потребителей и т.д.

8) относительное преимущество, сложность, совместимость, коммуникативность

Инновационной структуры, ...в инновационной деятельности:

· партисипативные организационные структуры (образуется при участии сотрудников в управлении путем создания органов самоуправления). Уровни участия могут быть след.:

o участие в определении целей

o принятие управленческих решений

o разрешение проблем, спорных вопросов, конфликтных ситуаций

Преимущества партисипативных организаций:

- наличие большого числа альтернативных решений

- повышение качества принимаемых решений

- более точная оценка внешней среды

- творческий подход сотрудников к работе

- множество новых идей

· организация, ориентированная на рынок (основа на учете требований потребителей; подразделения организации группируются вокруг целевого рынка, при этом выделяются центры прибыли – полуавтономные группы или творческие коллективы)

· дивизиональная организационная структура (применяется в крупных производственных компаниях с низкой мобильностью подразделений и высоким уровнем бюрократизма, а также в больших многофункциональных корпорациях в условиях производства большого количества продукции. Она слабо зависит от технологических нововведений и колебаний рыночной структуры. Отрицательные стороны:

- разрастание аппарата управления

- рост административных расходов

- конфликты подразделений при распределении ресурсов

- сложность карьерного роста в других подразделениях

В основе дивизиональной структуры лежит такая научная дисциплина, как проектное управление, или управление проектами. Здесь имеет место управление по продуктам, которое предполагает разделение деятельности на несколько направлений, а также планирование и прогнозирование.

· матричная организационная структура (в основе лежит программно-целевой подход)

2 вида:

1) централизованная

2) координационная, т.е. создание и введение в линейную функциональную структуру координирующих подразделений.

2 принципа:

1 принцип двойного подчинения, т.е. сотрудники подчиняются и руководителю проекта и функциональному руководителю. Она основа на формировании полуавтономных групп, которые создаются на определенный период времени и не входит в организационные структуры компании

Недостатки:

a. размытые границы личной ответственности

b. трудности при принятии решений

c. высокие накладные расходы

· индивидуалистическая организационная структура (добровольное объединение полуавтономных образований)

Принципы функционирования:

o кооперация деятельности

o конкуренция между членами объединения

o децентрализация структуры

o формирование центров прибыли

o учет всех членов объединения, их интересов

o постоянный поиск новых возможностей

· адхократические организационные структуры (образовываются в быстро растущих отраслях высоких технологий для выполнения сложных многоэтапных задач)

Принципы:

- работа в высокотехнологичных отраслях

- высокая компетентность менеджеров высшего звена

- высокая квалификация сотрудников

- вознаграждение пропорционально вкладу каждого

- неформальный характер отношений

· многомерная организационная структура (базируется на матричной структуре и ориентированы на рынок, на территорию, на потребителей).

Автономные рабочие группы создают основу этой орг. структуры.

Достоинства:

o изменение … путем перераспределения ресурсов

o создание или ликвидация подразделений не влечет существенных изменений в функционировании, полномочиях

o благоприятные возможности для делегирования полномочий

o бюджеты планируются при участии подразделении

Т.о. орг. структуры инновационной деятельности основываются на определенных схемах, которые основываются и эффективны при применении высоких технологий в условиях динамичного внешнего окружения. Она основана 1) на применении формальных правил и процедур, 2) а также на участии сотрудников, принятии управленческих решений, 3) гибкость управления, 4) наличие небольшого числа иерархических уровней.

При внедрении инноваций выявляются недостатки традиционных орг. структур:

· неподвижность (недостаточная гибкость и мобильность подразделений, процессов и технологий)

· наличие большого числа инструкций, планов и графиков

· рутинность обязанностей сотрудников

· отсутствие творческого подхода при выполнении задач

· негативное восприятие изменений и улучшений

· низкая производительность

______________________________________________________________________________________________