Источники инноваций

Жизненно-циклическая концепция инновации

Организационные структуры в инновационной деятельности

Характеристика и основные этапы инновационного процесса

Источники инноваций

2. Инновационный тип развития: сущность и оценка эффективности

_______________________________________________________________________________________________

Условия для появления инновация образуются в обществе непрерывно, но в силу разных причин они часто бывают незамеченными.

7 источников инноваций по Друкеру:

Внутренние факторы:

1) неожиданные события во внешней среде

2) неконгруэнтность (несовпадение) между реальностью и отражением в наших мнениях и оценках

3) потребности производственного процесса

4) внезапные изменения в структуре отрасли и рынка, «захватившее всех врасплох»

Внешние факторы:

5) демографические изменения

6) изменения в восприятии и настроениях потребителей

7) новое знание (научное и ненаучное)

Наиболее важными являются третий и седьмой источники, т.к. носят наиболее радикальный характер. Чаще всего – новое знание. Эти инновации трудно управляемы. Это связано с тем, что 1) наблюдается большой разрыв между появлением нового знания и его технологическим использованием, 2) проходит много времени до того как новая технология материализуется в новом продукте, процессе или услуге.

В связи с этим инновации, основанные на новых знаниях, требуют:

· тщательного анализа всех необходимых факторов

· ясного понимания преследуемой цели, т.е. необходима четкая стратегическая ориентация

· организация предпринимательского управления, поскольку здесь необходимы финансовая и управленческая гибкость и нацеленность на рынок.

Нововведение основанное на новых знаний должно созреть и быть воспринятым обществом, только в этом случае оно принесет успех.

Из 7 типов изменений наиболее важными являются 3-е и 7-е, т.к. они носят наиболее радикальный характер.

Реализация 3-го типа источника предполагает необходимость понимания, что:

1) недостаточно определить потребность, важно разобраться в ее сути;

2) не всегда возможно удовлетворить потребность, в этом случае остается решение какой-то ее части.

При решении этой проблемы необходимо ответить на след. вопросы:

1) понимаем ли мы, в каких изменениях нуждается процесс?

2) имеются ли в наличии необходимые знания или их еще нужно получить?

3) соответствует ли наше решение привычкам, традициям и целевым ориентирам целей потребителей?

В сфере товарного обращения новые идеи формируются под влиянием мнения потребителей возможных способах удовлетворения их потребностей.

Широкие контакты с потребителями позволяют формировать более объемный портфель новых идей, сокращает время поиска новых решений, обеспечивают гибкое реагирование на изменение конкурентной среды.

Задача увеличения числа новых идей при обновлении торгового ассортимента обусловлено высоким динамизмом спроса. Значительная часть изменений в торговой деятельности должна быть направлена на торговый ассортимент.

Социальные потребности могут претерпеть существенные изменения в очень короткие сроки, и для своевременной адаптации торговые организации должна обладать определенным запасом идей.

В области разработки и реализации замысла услуг-новинок организации обладают, как правило, бОльшими возможностями. Поэтому производство новых услуг зачастую не требует крупных инвестиций, мощной материально-технической базы, сложного ресурсного обеспечения и может быть осуществлено в короткие сроки. Инновационная мобильность в этой сфере значительно выше, что повышает эффективность предпринимательской и маркетинговой деятельности.

_________________________________________________________________________________________

2. Инновационный тип развития: сущность и оценка эффективности

Новые факторы экономического прогресса кардинально переориентировали процесс расширенного воспроизводства в наиболее развитых странах. Воспроизводство стало устойчиво интенсивным, базирующемся в каждом своем цикле на использовании новых достижений науки и техники.

Одновременно усиливается социальная составляющая. Новое качество заключается в том, что прогресс науки и техники превратился из фактора внешнего (экзогенного) к воспроизводству и фактор внутренний (эндогенный). И теперь научно-технические сдвиги – явление, постоянно присутствующее в экономическом развитии.

Со второй половины 20-го века процесс расширенного воспроизводства стал ассоциироваться с инновационным типом экономического развития, и само это воспроизводство стало именоваться инновационным.

Стадии расширенного воспроизводства: производство – распределение – обмен – потребление.

Сфере товарного обращения соответствует обмен.

Инновационный тип расширенного воспроизводства: наука, разработка нового товара – производство – распределение – обмен – потребление.

Фактически, в условиях инновационного типа экономического развития процесс воспроизводства начинается не с фазы производства, а с фазы научной подготовки воспроизводства.

Осуществление научной подготовки воспроизводства – заблаговременное проведение масштабных научных изысканий, маркетинга, конструкторских и технологически разработок, опытных работ (т.е. все это НИОКР), которые позволяют предпринимателям поддерживать свое производство инновационным насыщенным и обеспечивать высокую конкурентоспособность продукции.

Предприятия-лидеры современного рынка вкладывают в научную подготовку воспроизводства ресурсы, соизмеримые по масштабам с обычными капитальными вложениями. Растет доля инвестиций в инновации в общем объеме инвестиций разных стран. Большое влияние на характер воспроизводства оказывает уровень образовательной сфере, которой в развитых странах уделяется пристальное внимание. Переход к инновационному воспроизводству сильно повлиял на управленческие решения, на характер менеджмента, на уровень корпорации, на содержание государственного регулирования экономики. Обозначился переход к новым концепциям инновационного менеджмента как особым функциям и особому типу управления.

Важная задача каждой торговой организации – повышение эффективности использования экономических ресурсов, обеспечивающих рациональное их формирование.

Об этом можно судить по соотношению экстенсивных и интенсивных факторов в использовании ресурсов.

Существует наиболее известные 2 типа использования ресурсов:

1) экстенсивное (развитие деятельности организации происходит за счет увеличения количества используемых ресурсов – увеличение торговых площадей, численности работников, привлечение финансовых ресурсов и т.д.)

2) интенсивное (развитие деятельности организации за счет повышения эффективности использования ресурсов, что показывает улучшение соответствующих показателей эффективности – рост товарооборота на метр кВ. торговой площади, рост производительности труда, ускорение товарооборачиваемости, оборачиваемости оборотных средств и т.д.)

На практике эти факторы действуют в совокупности, что вызывает необходимость определения доли экстенсивных и интенсивных факторов в использовании экономических ресурсов в целом и по отдельным видам. Расчет может быть произведен на основе как абсолютных, так и относительных показателей.

Ди = (1-ΔЭкст/ΔР)*100

Дэкст = 100-Ди

Ди –доля интенсивного фактора, %

Дэкст – доля экстенсивного фактора, %

ΔЭкст – темп прироста экстенсивного фактора, %

ΔР – темп прироста оборота (результата), %

Инновационный тип развития – это преимущественно интенсивный тип развития.

__________________________________________________________________________________________