Творческий путь Л.Н.Толстого
Жизнь и судьба писателя
Лекция
Оргмомент, цели
Сформировать представление о своеобразии творчества Л.Н.Толстого
Дать понятие о личной и творческой биографии Л.Н.Толстого;
Биография и творчество писателя
Лев Николаевич Толстой
Занятие №1
(1828-1910 гг.)
Цели:
Ход занятия:
Периоды жизни | События |
1828-1849 гг. Детство, отрочество, юность | Родился писатель в 1828г в имении Ясная Поляна Тульской губернии в аристократической дворянской семье. Род Толстых существовал в России 600лет. Мать умерла, когда Лёвушке едва исполнилось 2 года. На мать был очень похож старший брат – Николенька. Мать заменила тетушка – Татьяна Александровна Ергольская. Позже Толстой узнал, что тетя любила его отца, но их разлучили обстоятельства. В детстве Толстого окружала теплая, семейная атмосфера. Ещё мальчиком он присматривался к верующим людям из народа -> с детства вызревала в душе писателя “мысль народная”. В 1837 г. умер отец Л.Н.Толстого. В 1842-44 гг. юный писатель готовился на факультет иностранных языков. В 1844 г. выдержал экзамен и был зачислен. |
1849-1851 гг. Первые самостоятельные шаги, Ясная Поляна | Покидает университет и приезжает в Ясную Поляну. Пытается провести хоз. преобразования, но терпит неудачу. В 1850 г. определяется на службу, но разочаровывается в ней. |
1851-1855 гг. Война, служба | В 1854 г. Толстого переводят в прапорщики. В 1855 г. он участвует в обороне Севастополя. В конце 1855 г. возвращается в Петербург. Был принят в редакцию журнала “Современник”. |
1860-1870 гг. Просветительская деятельность, писательская известность | В 60-х с головой ушел в общественную работу. В 1862 г. женится на дочери известного московского врача Софье Андреевне Берс. В период с 1859 по 1862 гг. открыл в Ясной Поляне около 21 школы для крестьянских детей. С 1863 по 1869 гг. работает над романом “Война и мир”. |
90-ые гг. Отказ от жизни дворянского круга | В последние годы нёс тяжёлый крест напряженной духовной работы. Пытался согласовать своё учение с образом жизни, который вёл сам и которого придерживалась его семья -> решил уйти из Ясной Поляны, но самоотвержение заставляло терпеливо сносить яснополянский быт, однако Толстой страдал от фальшивого положения еред крестьянами. |
1900-1910 гг. Исход | 28 октября 1910г в возрасте 82 лет решает покинуть имение и семью (“Пойми и поверь, что я не мог поступить иначе”, - пишет он в прощальном письме к жене). 7 ноября 1910 г. умер. |
В творчестве Л.Н.Толстого принято выделять 3 основных этапа творчества:
1. творчество 50-х гг. (“молодой Толстой”);
2. 60-70 гг. классический период творчества (“Война и мир”, “Анна Каренина”);
3. 1880-1910 гг. - произведения этого периода несут на себе отпечаток духовного переворота, произошедшего в Толстом (см. табл.)
Основная закономерность развития мировоззрения Л.Н.Толстого м. б. выражена словами его тётки: “человек, испытывающий себя”.Толстой постоянно проверял себя и жизнь законами нравственности, пытался найти те законы, которые движут жизнью. Этот поиск отразился во многих произведениях писателя. Средствами выражения этой идеи стали мелочи и подробности внутренней жизни героев.
Толстой начал писать во 2 половине 40-х гг. 1-ой его повестью стало “Детство” (через 2 года – “Отрочество”, “Юность”). Это произведение в 1852 г. Толстой отправил Некрасову, который был тогда редактором “Современника”.
Главный герой повести автобиографичен. Многие особенности его внутреннего мира автор передает, основываясь на наблюдениях над собой, записанных в дневник. Всё это позволило Н.Г.Чернышевскому назвать Л.Н.Толстого писателем, который раскрывает “диалектику человеческой души … т.е. едва уловимые явления внутренней жизни”.Диалектика души - формула для творчества Толстого.
В ранний период для творчества писателя характерна мысль о том, что человек – неотделимая часть и человеческого мира, и мира природы. Ещё один важный мотив – чувство социальной вины. Очень важное место в творчестве занимают поиски Бога.
Кон. 50-х нач. 60-х гг. ознаменовались первым духовным кризисом Л.Н.Толстого. Результатом выхода из него стал роман “Война и мир”.
В этом произведении жизнь изображается во всей его полноте. Мир автор представляет как глобус, который состоит из капелек – людей, а в центре – Бог, к которому стремится каждая капля, отражающая его.
Пример:
Пьер в сцене переправы произносит князю Андрею такие слова: “Разве я не чувствую в своей душе, что я составляю часть этого огромного, гармонического целого? <…> Я чувствую, что не только не могу исчезнуть, … но что я всегда буду и всегда был…”
Идея всеобщей взаимосвязи и взаимозависимости – одна из важнейших для романа “Война и мир”.
Пример:
«Каждый генерал и солдат чувствовали свое ничтожество, сознавая себя песчинкой в этом море людей, и вместе чувствовали свое могущество, сознавая себя частью этого огромного целого» (Т.1, ч. 3, гл. 8)
Эта идея была пронесена Л.Н.Толстым через всю жизнь. Ещё в детстве старший брат писателя, Николенька, объявил остальным, что у него есть тайна, посредством которой, когда она откроется, все люди станут счастливыми муравейными братьями(т.е моравскими, так называлась организация чешских крестьян и ремесленников, выступавших за всеобщее единение людей).
В конце 70-80х гг. Толстой переживает новый кризис (философский трактат “Исповедь”). В поздние годы приходит к необходимости автоперевода Священного писания.
3. Д/З:
Выучить лекцию, подготовить ответы на вопросы:
- Основные этапы творчества Л.Н.Толстого;
- Что такое толстовская “диалектика души”? ;
- В чем заключается смысл идеи всеобщего единения, какое место она занимает в романе “Война и мир”?