Лекция с элементами беседы
Знать, что такое романтизм, реализм; основные этапы творческого пути А.С. Пушкина.
Иметь представление об общих тенденциях развития русской литературы 19 в.;
Литература 19 в. Обзор. Основная проблематика.
Занятие № 2
Цели:
Ход занятия:
1. Оргмомент, цели:
2. Актуализация:
- Вспомним, что такое классицизм?
- Кто является основными представителями этого литературного направления?
(Звучат доклады по творчеству Фонвизина, Державина, Батюшкова).
Русскую классическую литературу 19 в. один из героев немецкого писателя Томаса Манна назвал «святой». Это не случайно. Ни одна литература мира не дала человеку такого высокого одухотворяющего идеала, какой утверждает литература русская.
- Вспомните, каковы особенности развития русской литературы в 18-19 в. Сравните параметры ее развития с европейской литературой.
(В 18 – нач. 19 в. русская литература «догоняла» европейскую в развитии, а с середины 19 в. не только догнала, но и перегнала)
Именно поэтому чтение русской классики требует от человека духовной подготовки, не является развлечением, учит разбираться в себе, способствует становлению человека в человеке.
Русская литература 19 в. развивается с опорой на православно-христианские ценности, является глубоко религиозной (Ф.М. Достоевский, Н.С. Лесков и др.) В центре внимания в литературе 19 в. оказывается изображение духовного мира человека.
Человек в русской литературе 19 в. изображается с 3-х точек зрения:
1. Как явление природное (роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин»);
2. Как явление социальное (роман И.С. Тургенева «Отцы и дети»);
3. Как явление, которое нужно осмыслить философски (роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»).
Эти точки зрения могут совмещаться.
На протяжении 19 в. в литературе последовательно сменяют друг друга такие направления, как сентиментализм, романтизм и реализм.
- Давайте вспомним, что это за направления, на что они опирались.
- Что такое романтизм?
(опрос по Д/З)
Романтизм противопоставляет себя классицизму. Он ориентируется на изображение внутреннего мира человека, делает упор на конфликт идеального и реального, обращается к миру запредельному, к духовным началам. Романтизм приводит к ломке жанровых канонов и расцвету лирики и лиро-эпических жанров (поэма, баллада).
Две ветви романтизма:
1. Философско-созерцательный («немецкий»)
Основные представители – Гофман, В.А. Жуковский, Ф.И. Тютчев.
Для этого вида романтизма характерно двоемирие и обращение к миру иному, запредельному.
2. «Байронизм»
Основные представители: А.С. Пушкин нач. 20-х гг., М.Ю. Лермонтов.
Для этого вида романтизма характерен конфликт личности и общества, мечты и реальной жизни. В рамках байронизма появляется особый тип героя, черты которого можно найти в Чацком, Онегине, Печорине, в некоторых героях Л.Н. Толстого, И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского.
- Какой литературный тип представляют такие герои, как Чацкий, Онегин, Печорин?
(«лишний человек»)
- Что такое реализм?
(опрос по Д/З)
Реализм – образовано от lat. res («вещь»). Установка на изображение действительности «как она есть», на социально-психологическую и историческую достоверность, объективность, в т.ч глубокий анализ негативных сторон жизни (поэтому русский реализм 19 в. назвали «критическим»). Для реализма характерно бытописательское начало (произведения «натуральной школы») и тяга к произведениям «крупных» жанров (роману). Основная тема в реалистических произведениях - изображение типических характеров в типических обстоятельствах.
«Натуральная школа» формируется в русской литературе уже в 40-ые гг. 19 в. Благодаря ей, формируется и расцветает жанр очерка, основой которого становится бытоописательное начало. Целый ряд демократически настроенных писателей начинает использовать этот жанр для изображения социальной несправедливости жизни, т.е они показывают, что современное общество устроено неправильно, показывают, как пагубно среда влияет на человека. Данные тенденции воплотились в сб. «Физиология Петербурга», который был выпущен Н.А. Некрасовым. В этот сборник вошли произведения В. Даля, Д.В. Григоровича, В.Г. Белинского, самого издателя (Н.А. Некрасова). В.Г. Белинского считают родоначальником «натуральной школы».