Теоретические знания и умения социального педагога.
Квалификационная характеристика и должностная инструкция социального педагога
Квалификационная характеристика социального педагога состоит из 3 частей:
1. Должностные обязанности.
2. Теоретические знания и умения.
3. Квалификационные требования.
Должностные обязанности социального педагога:
1. Осуществляет комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности в учреждениях, по месту жительства.
2. Изучает психолого-медико-педагогические особенности личности, среды и условия жизни.
3. Выявляет интересы, потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении детей, и оказывает им социальную помощь и поддержку.
Выступает посредником между личностью и учреждением, семьей, средой, специалистами различных социальных служб и административных органах.
4. Принимает меры по социальной защите и социальной помощи, реализации прав и свобод личности ребенка.
5. Организует различные виды социально значимой деятельности, направленные на развитие социальной активности ребенка.
6. Способствует установлению гуманных, нравственно-здоровых отношений в социальной среде.
7. Содействует созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности ребенка.
8. Обеспечивает охрану жизни и здоровья детей.
9. Осуществляет работу по трудоустройству, обеспечению жильем, пособиями, пенсиями детей-сирот.
Права социального педагога:
Ø Представлять и защищать интересы детей в органах законодательной и исполнительной власти.
Ø Собирать информацию, связанную с нуждами детей, проводить социологические опросы населения, диагностические исследования.
Ø Делать официальные запросы в общественные организации, государственные органы, с просьбой решить личные и социальные проблемы детей.
Ø Информировать государственные органы о состоянии той, или иной проблемы в сфере своей деятельности.
Ø Вести активную пропаганду положительного опыта социально-педагогической деятельности используя СМИ.
Ø Возглавлять общественные инициативные движения граждан, направленных на решение конкретных социальных проблем.
Ø Способствовать правовому регулированию взаимоотношений детских организаций и объединений с различными государственными структурами.
Ø Вести частную социальную практику при наличии лицензии на этот вид деятельности.
Социальный педагог должен знать:
· Нормативно-правовую базу деятельности.
· Теорию и историю социальной педагогики.
· Методики и технологии социально-педагогической работы с разными группами населения.
· Возрастную и педагогическую психологию, социологию.
· Методы социального управления и исследовательской деятельности.
Умения социального педагога:
ü Коммуникативные (многоплановый процесс, необходимый для организации контактов между людьми в ходе совместной деятельности).
ü Аналитические (способность применять аналитический подход для решения конкретных задач, умения разделять педагогические явления на составляющие элементы).
ü Рефлексивные (умения осознать и регулировать свою жизнедеятельность).
ü Прогностические (предвидение появления результата действий еще до того, как они будут реально осуществлены).
ü Проективные (логика разработки проекта педагогической деятельности).