Административные правонарушения и административная ответственность

Административное право РФ

1. Понятие и признаки административного правонарушения

2. Административная ответственность» виды административных взысканий

3. Принципы наложения административного взыскания

Административным правонарушением (проступком) признается посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы гражданина, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность. Из данного определения следует, что признаками административного проступка являются: противоправность, виновность и общественная опасность деяния.

Признак противоправности предполагает, что общественно опасное деяние нарушает нормы не только административного, но и других отраслей права, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность. Виновность полностью соответствует содержанию этого признака при характеристике любого правонарушения, с той лишь разницей, что она рассматривается административным правом, предметом которого является, главным образом, правовое регулирование управленческих отношений, складывающихся в сфере исполнительной деятельности государства.

Признаки административного проступка отличаются от элементов его состава, куда входят: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона. Объект административного поступка — это общественное отношение, охраняемое мерами административной ответственности. Объективная сторона - это действие или бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность. Субъектом административного правонарушения, предусмотренного Кодексом об административных правонарушениях, является вменяемое физическое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста. Однако наряду с физическими лицами субъектами административной ответственности являются и юридические лица. Субъективная сторона административного правонарушения отражает психическое отношение субъекта (физического лица) к совершенному им деянию и предусматривает две формы вины - умысел и неосторожность.

Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия или бездействия, предвидело его вредные последствия и желало их наступления или сознательно допускало наступление этих последствий. Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия либо бездействия, но легкомысленно рассчитывало на их предотвращение либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании законодательства, действующего во время и по месту совершения правонарушения. Нормы, устанавливающие и регулирующие административную ответственность, не квалифицированы в единый акт. Основным федеральным законом, устанавливающим административную ответственность, является Кодекс РФ об административных правонарушениях. Но административная ответственность устанавливается не только Российской Федерацией, но и ее субъектами, так как согласно ст. 72 Конституции РФ административное законодательство находится в их совместном ведении. В Особенной части КоАП обозначены виды административных проступков, за которые предусмотрены

определенные взыскания. К ним относятся следующие: 1) административные правонарушения, посягающие на права граждан; 2) административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность; 3) административные правонарушения в области охраны собственности; 4) административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования; 5) административные правонарушения в промышленности, строительстве и энергетике; 6) административные правонарушения в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель; 7) административные правонарушения на транспорте; 8) административные правонарушения в области дорожного движения; 9) административные правонарушения в области связи и информации; 10) административные правонарушения в области предпринимательской деятельности; 11) административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг; 12) административные правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил); 13) административные правонарушения, посягающие на институты государственной власти; 14) административные правонарушения в области защиты Государственной границы РФ и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации; 15) административные правонарушения против порядка управления; 16) административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность; 17) административные правонарушения в области воинского учета.

Административная ответственность - вид юридической ответственности, которая выражается в применении уполномоченным органом (должностным лицом) административного взыскания за совершенный проступок. Иначе говоря, административный проступок является основанием административной ответственности.

Мерой административной ответственности является административное взыскание. С помощью административных взысканий осуществляются цели общего и специального предупреждения правонарушения (общей и частной превенции). Специальное предупреждение заключается в том, что административное взыскание, воздействуя на конкретного правонарушителя побуждает его не совершать правонарушений в будущем. Общее предупреждение характеризуется тем, что способствует воспитанию не только самого нарушителя, но и окружающих его лиц.

За совершение административных правонарушений могут применяться следующие административные взыскания; I) предупреждение; 2) штраф; 3) возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения; 4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; 5) лишение специального права, предоставленного гражданину (права управления транспортными средствами; права охоты; права на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств); 6) административный арест; 7) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства; 8) дисквалификация.

Возмездное изъятие и конфискация предметов, административное выдворение могут применяться в качестве как основных, так и дополнительных административных взысканий; другие административные взыскания могут применяться только в качестве основных. За административное правонарушение может быть наложено основное либо основное и дополнительное взыскание. Дополнительные взыскания не могут назначаться самостоятельно, а могут только присоединяться к основным.

Общими принципами наложения административного взыскания являются законность и индивидуализация применения взыскания. Возраст, по достижении которого наступает административная ответственность — 16 лет к моменту совершения административного правонарушения. С учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от 16 до 18 лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав данное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних. При малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо,

уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо

от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Срок давности привлечения к административной ответственности не может превышать двух месяцев, а при длящемся правонарушении - двух месяцев со дня его обнаружения.

В случае отказа в возбуждении уголовного дела либо прекращения уголовного дела, но при наличии в действиях нарушителя признаков административного правонарушения административное взыскание может быть наложено не позднее месяца со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела либо о его прекращении.

Административные взыскания имеют право налагать органы исполнительной власти, прямо указанные в законе. К ним относятся: административные комиссии и комиссии по делам несовершеннолетних; администрации субъектов федерации и муниципальных образований; типичные надзорно-контрольные органы: органы пожарного надзора, таможенные органы. Государственной автомобильной инспекции, органы санитарного и ветеринарного надзора, антимонопольный комитет и др. В специально предусмотренных законодательством случаях право наложения административных взысканий предоставлено судьям.

Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях следующие: административное задержание, личный досмотр, досмотр вещей и изъятие вещей и документов. Дело об административной ответственности должно рассматриваться в присутствии лица, привлекаемого к ответственности.

Если лицо, подвергнутое административному взысканию, в течение года со дня окончания

исполнения взыскания не совершило нового административного правонарушения, то оно

считается подвергавшимся административному взысканию. Годичный срок погашения

административного взыскания установлен для всех административных взысканий независимо

от их вида и размера ответственности.

Уголовное право РФ 7.1. Понятие преступления, уголовная ответственность и ее основания

1. Понятие, признаки и состав преступления

2. Уголовная ответственность и ее основания

3. Система и виды уголовных наказаний

Под уголовным правом понимается совокупность юридических норм, устанавливаемых законом и определяющих преступность и наказуемость деяний, основания уголовной ответственности, систему наказаний, порядок и условия их назначения, освобождение от уголовной ответственности и наказания.

Предметом уголовного права являются охраняемые законом общественные отношения, посягательство на которые происходит в результате совершения преступления. Субъектами уголовно-правового отношения являются лицо, совершившее преступление и государство.

Задачами уголовного права являются: охрана прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя Российской Федерации от преступлений. Осуществление этих задач обеспечивается соблюдением принципов, закрепленных в нормах уголовного права, к которым относятся: принцип законности; принцип равенства граждан перед законом; принцип вины; принцип справедливости; принцип гуманизма.

Базовым источником уголовного права является Конституция РФ. Единственный нормативный источник представлен Уголовным кодексом Российской Федерации. УК РФ делится на две части, которые составляют единое неразрывное целое: Общую и Особенную. В Общей части изложены основные задачи, принципы и институты уголовного права, в Особенной — конкретные составы преступлений и меры наказания за каждое преступление.

Одной из основополагающих категорий уголовного права является понятие преступления. В УК РФ в ст. 14 дано определение преступления. Так, преступлением называется виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Уголовным кодексом под угрозой наказания. Можно выделить три обязательных взаимосвязанных признака преступления: общественная опасность (материальный признак); противоправность (формальный признак); виновность.

Общественная опасность - объективное свойство преступления, которое проявляется в причинении или возможности причинения вреда общественным отношениям. Противоправность означает, что конкретное общественно опасное деяние предусмотрено в отдельной статье уголовного закона и находится под угрозой применения наказания. Виновность предполагает определенное психическое отношение лица к общественно опасному деянию и его последствиям. Виновность проявляется в двух формах: умысел (прямой или косвенный); неосторожность (легкомыслие и небрежность).

Все преступления делятся на различные категории в зависимости от характера и степени общественной опасности, а именно на преступления небольшой тяжести, средней тяжести, тяжкие преступления и особо тяжкие преступления. Преступлениями небольшой тяжести признаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК РФ, не превышает двух лет лишения свободы. Преступлениями средней тяжести признаются умышленные и неосторожные деяния, ча совершение которых максимальное наказание не превышает пяти лет лишения свободы. Тяжкими преступлениями признаются такие, за совершение которых максимальное наказание не превышает десяти лет лишения свободы. Особо тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых уголовным законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет или более строгое наказание.

Чтобы выделить внутри общей массы преступлений конкретное преступление, существует понятие состава преступления, представляющего собой законодательную модель преступлений определенного вида. Состав преступления - это совокупность предусмотренных уголовным законом объективных и субъективных признаков, характеризующих общественную опасность деяния. Состав преступления включает в себя четыре признака: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона. (Содержание этих признаков отличает одно преступление от другого.

Объект преступления - это то общественное отношение, которое охраняется уголовным законом. Под объективной стороной преступления понимается система признаков, определяющих внешнюю форму преступного деяния. Под обязательными признаками Понимается преступное деяние (действие, бездействие), преступные последствия, причинная связь между ними; под факультативными (дополнительными) - время, место, способ, орудия, обстановка, иные внешние обстоятельства совершения преступления. Субъект - это вменяемое физическое лицо, достигшее установленного уголовным законом возраста — 16 лет, а за отдельные виды преступлений - 14 лет (ст. 20 УК РФ). Вменяемость - это такое состояние психики человека, при котором он в момент совершения преступления был способен сознавать имущественно опасный характер своего поведения и руководить им. В Уголовном кодексе Получили законодательное подтверждение такие институты, как возрастная вменяемость (ст. 22 УК РФ) и уменьшенная (ограниченная) вменяемость (ст. 22 УК РФ).Возрастная вменяемость -это основание освобождения преступника от уголовной ответственности, в основе чего лежит отставание в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством. В связи с чем но время совершения общественно опасного деяния лицо не могло в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими. Ограниченная вменяемость представляет собой такое психическое состояние лица, при котором у преступника была ограничена способность осознавать фактический характер и общественную опасность своего поведения либо руководить им в силу расстройства психической деятельности или иных психических аномалий. Такое состояние не исключает уголовной ответственности.

Субъективная сторона преступления - это психическая деятельность лита, связанная с совершением преступления. Субъективная сторона включает в себя следующие признаки -вина(обязательный признак), мотив и цель (факультативный признак). Вина проявляется в виде умысла или неосторожности. Умысел бывает в двух формах - прямой и косвенный. Преступление признается совершенным с прямым умыслом, если лицо осознавало общественную опасность своих действий (бездействия), предвидело возможность наступления общественно опасных последствий и желало их наступления. Преступление признается совершенным с косвенным умыслом, если лицо осознавало общественную опасность своих действий (бездействия), предвидело возможность наступления общественно опасных последствий, не желало, но сознательно допускало эти последствия либо относилось к ним безразлично. Неосторожность выступает в двух формах — легкомыслие и небрежность. Преступление признается совершенным по легкомыслию, если лицо предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), но без достаточных к тому оснований, самонадеянно рассчитывало на предотвращение этих последствий. Преступление признается совершенным по небрежности, если лицо не предвидело возможности наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло предвидеть эти последствия. Мотив - обусловленные внутренними потребностями побуждения, которые вызывают у лица решимость совершить преступление. Цель - желаемый

преступный результат.

Уголовная ответственность представляет собой уголовно-правовые отношения, возникающие между государством в лице его правоохранительных органов и лицом, совершившим преступление.

У государства в связи с совершением лицом преступления, предусмотренного конкретной статьей УК РФ, появляется право подвергнуть преступника государственно-принудительному воздействию и обязанность применить государственно-принудительное воздействие, предусмотренное той статьей, которую преступник нарушил. У лица, совершившего общественно опасное деяние, возникает обязанность нести ответственность перед государством. Уголовная ответственность возникает с момента вступления в силу обвинительного приговора суда. Заканчивается уголовная ответственность в момент погашения или снятия судимости. С учетом вышеизложенного можно определить уголовную ответственность как государственно-принудительное воздействие за совершенное лицом преступление, предусмотренное уголовно-правовой нормой, и связанное со вступившим в законную силу обвинительным приговором. Единственным основанием уголовной ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного Уголовным кодексом.

Наказание - это предусмотренная уголовным законом мера государственного принуждения, применяемая по приговору суда к лицу, виновному в совершении преступления и состоящая в лишении или ограничении его прав и свобод. Особенностью уголовного наказания является то, что оно в предусмотренных законом ситуациях порождает судимость. Наказание применяется в целях восстановления сощгальной справедливости, исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений. Наказание не преследует цели причинения физических страданий или уничижения человеческого достоинства. Уголовный кодекс установил исчерпывающий перечень наказаний, который насчитывает 13 видов наказаний.

Наказания подразделяются на две группы: основные (применяемые самостоятельно) и дополнительные (применяемые только в сочетании с основными); и меры, применяемые как в качестве основных, так и дополнительных.

К основным видам наказаний относятся: обязательные работы; исправительные работы; ограничение по военной службе; ограничение свободы; арест; содержание в дисциплинарной воинской части; лишение свободы на определенный срок; пожизненное лишение свободы; смертная казнь. В качестве как основных, так и дополнительных видов наказания применяются - штраф и лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград применяются только в качестве дополнительных видов наказания.

При назначении наказания учитывается характер и степень общественной опасности преступления и личность виновного, в том числе обстоятельства, смягчающие (либо отягчающие) наказание, а также влияние назначенного наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи.

Экологическое право РФ 8.1. Объекты экологического права, экологическая ответственность

1. Понятие и формы проявления экологического права

2. Объекты экологического права •'

3. Виды экологической ответственности

Предметом экологического права являются экологические общественные отношения. Эти отношения обусловлены наличием экологических систем в окружающей нас природной среде, представляющей собой систему экологических систем. Конституция РФ (ст. 42 и 58) обозначает объектом правоотношений окружающую среду в целом. Под этим следует понимать не только компоненты природной среды, а всю совокупность материальных (в том числе и природных) и культурно-исторических объектов, составляющих среду обитания человека и обеспечивающих условия его жизнедеятельности и состояние здоровья.

Специфика эколого-правового регулирования обусловлена особенностями экосистем, каждой из которых присущи следующие признаки:

1. Составные элементы экосистемы - это объекты естественного происхождения: земля, недра, вода, леса, дикая фауна, атмосферный воздух, естественно произрастающая растительность, различные организмы. Те объекты, в которые вложен человеческий труд либо основой возникновения которых был таковой, нельзя относить к элементам экосистемы. В зависимости от характера происхождения того или иного объекта осуществляется и правовое регулирование: использование искусственно созданного объекта регулируется нормами гражданского законодательства, а использование объекта естественного происхождения -нормами гражданского законодательства в совокупности с нормами экологического права.

2. Любая экосистема характеризуется замкнутостью, т.е. самостоятельным, без посторонней помощи, функционированием. В силу этого эколого-правовое регулирование предполагает обеспечение безопасности замкнутого функционирования экосистем: например, недопустимость повреждения почвенного покрова естественных угодий, повреждения лесных деревьев, нарушения гидрологического режима водоемов, режима почвенной влаги и др.

3. Все экосистемы взаимосвязаны друг с другом внешними связями (взаимосвязи между естественно-природными объектами) и внутренними (взаимосвязи между элементами тех или иных природных объектов, существующие внутри них).

Объективная взаимосвязь экосистем обусловливает в экологическом праве наличие принципа системного правового регулирования: каждое действие, связанное со вторжением в природные экосвязи, должно быть безопасно для них.

4. Каждая экосистема отличается биопродуктизностью: почвы - плодородием; фауна -размножением особей; деревья - способностью давать плоды и семена и т.д.

В силу этого эколого-правовое регулирование предполагает сохранение и повышение биопродуктивности каждого используемого объекта.

Экологическое право помимо предмета правового регулирования характеризует наличие особого метода правового регулирования, т.е. способа правового вмешательства. Эколого-правовое регулирование содержит в себе практически весь арсенал способов, применяемых в других отраслях права. Вместе с тем экологическое право обладает специфическим методом экологизации, при котором весь арсенал прав направлен на обеспечение гармонии экологических и экономических начал в обществе. Это означает, что необходимо прежде всего соблюдать экологический интерес ненарушения природы как системы экологических систем и лишь при соблюдении этих условий делать так, как того требуют экономические интересы. Например, проявлением такого метода является содержание некоторых статей Лесного кодекса, в котором межхозяйственные мероприятия осуществляются при условии сохранения благоприятной среды обитания диких животных. Экологическое право, как отрасль права, состоит из Общей и Особенной частей, каждая из которых состоит из институтов, представляющих собой совокупность правовых норм. В общую часть экологического права входят такие институты, как право собственности на природные объекты; право экологопользоваиия; государственное регулирование экопользования; эколого-правовая ответственность и др. Причина выделения данных институтов состоит в их универсальном для всех других институтов экоправа характере. Сказанное дает основание сформулировать понятие экологического права как самостоятельной комплексной отрасли права, направленного на регулирование экологических имущественных отношений, которые складываются между гражданами и организациями при обязательном участии государства по поводу сохранения, улучшения, восстановления и эффективного использования и охраны природных объектов в целях сохранения окружающей природной среды в интересах настоящего и будущих поколений. В Особенной части экологического права содержатся институты эколого-правового режима основных природных объектов (земли, ее недр, вод, лесов и т.д.), а также эколого-правового режима природных комплексов, находящихся в сфере сельскохозяйственного, несельскохозяйственного производства и других сферах антропогенного воздействия.

Экологическое право включает в себя наличие особых принципов правового регулирования, представляющих собой руководящие начала, определяющие направленность данной отрасли права. К числу принципов экологического права Общей части следует отнести Принципы строго целевого использования природных объектов и др. К числу принципов теологического права Особенной части относятся принципы-приоритеты: приоритет земель сельскохозяйственного назначения; приоритет земель природоохранного назначения; Приоритет вод питьевого и бытового назначения; приоритет лесов защитного назначения и др.

Так как окружающая природная среда представляет собой взаимосвязанную систему экосистем, в связи с этим системным и целостным должно быть и экологическое законодательство. Однако подобное пока не достигнуто и нормы экологического права содержатся во многих источниках права; в том числе, относящихся к другим отраслям законодательства.

Главным нормативно-правовым актом, специально направленным на эколого-правовое регулирование отношений в природной сфере является закон «Об охране окружающей природной среды».Основная идея этого закона - правовое обеспечение научно обоснованного сочетания экологических и экономических интересов, которое осуществляется тремя группами норм: закрепляющими нормативные качества окружающей природной среды; закрепляющими экологические требования к хозяйственной и иной деятельности; определяющими механизм исполнения этих требований.

Эколого-правовое регулирование использования природных объектов как базовых элементов окружающей природной среды (природы как системы экологических систем) осуществляют также другие нормативно-правовые акты, среди которых следующие: Земельный кодекс РФ; Закон РФ о недрах; Лесной кодекс РФ; Водный кодекс РФ; Федеральный Закон «О животном мире»; Закон РФ «Об охране атмосферного воздуха»; Закон РФ «Об экологической экспертизе», Закон РФ «Об особо охраняемых природных территориях». Вышеназванные нормативные акты следует отнести к числу специальных природно-ресурсовых. Помимо специальных законов, действующее российское законодательство содержит массив общих нормативных актов, в которых содержатся эколого-правовые нормы.

Экологический кризис, поразивший Россию, как и большинство цивилизованных стран, вызывает потребность в разработке особого нормативно-правового акта - Закона РФ «Об охране окружающей среды». Предпосылки этого закреплены в Конституции РФ, где сказано -каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42 Конституции РФ); каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58 Конституции РФ); природные бъекты используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ст. 9 Конституции РФ).

Эколого-правовая ответственность - это разновидность юридической ответственности. Под эколого-правовой ответственностью понимается обязанность претерпевания соответствующих лишений личного или материального характера за совершенное экологическое правонарушение в соответствии с санкцией нарушенной нормы права.

Экологическое правонарушение состоит в виновном противоправном деянии, наносящем вред окружающей среде и здоровью человека. Должностные лица и граждане несут за такого рода правонарушения дисциплинарную, административную, уголовную, гражданско-правовую, а предприятия, учреждения, организации — административную и гражданско-правовую ответственность (в соответствии с Законом РФ «Об охране окружающей природной среды» и иными законодательными актами РФ, субъектов РФ).

Дисциплинарная ответственность может наступать за экологические правонарушения, совершенные работниками в процессе исполнения ими своих трудовых обязанностей. Причем, за нарушение тех экологических правил, исполнение которых входило в круг должностных обязанностей нарушителя.

Должностные лица и иные работники, по вине которых предприятие, учреждение, организация понесли расходы по возмещению вреда, причиненного экологическим правонарушением, несут материальную ответственность перед предприятиями, учреждениями, организациями в соответствии с Трудовым законодательством.

Административная ответственность за экологические правонарушения предусмотрена Кодексом РФ об административных правонарушениях. Санкции за указанные правонарушения налагаются в пределах компетенции специально уполномоченными на то государственными органами. Должностные лица и граждане, виновные в совершении экологических преступлений, несут уголовную ответственность, предусмотренную Уголовным кодексом РФ.

Закон РФ «Об охране окружающей природной среды» (возмещение вреда, причиненного экологическим правонарушением), содержит обязанность и определяет порядок полного возмещения вреда, причиненного источником повышенной опасности окружающей природной среде (ст. 88); возмещения вреда, причиненного здоровью граждан неблагоприятными воздействиями на окружающую природную среду (ст. 89); возмещение вреда, причиненного имуществу граждан (ст. 90). Юридические и физические лица вправе предъявлять исковые требования в суд или арбитражный суд о прекращении экологически вредной деятельности, причиняющей вред здоровью и имуществу людей, народному хозяйству и окружающей природной среде (ст. 91).

в) совокупность материальных объектов;

г) совокупность культурно-исторических объектов.

2. Метод экологического права предполагает:

а) соблюдение экологического интереса ненарушения природы как системы экологических систем;

б) соблюдение требований экономических интересов;

в) соблюдение требований отраслевых интересов;

г) соблюдение требований интересов предпринимательской деятельности.

3. Конституция РФ устанавливает главные задачи по охране окружающей среды, среди которых:

а) право на качественные продукты питания;

б) право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение ущерба, причиненного жизни или здоровью человека экологическим правонарушением;

в) право на чистую питьевую воду;

г) право на охоту.

4. К основным видам экологических правонарушений относятся: а) уничтожение дикорастущих наркосодержащих растений;

б)вандализм;

в) несоблюдение экологических требований при сжигании, складировании, переработке, захоронении отходов;

г) уничтожение или повреждение памятных знаков.

5. Нарушение нормативно-правовых актов, касающихся окружающей среды, влечет за собой:

а) конституционную ответственность;

б) общественное осуждение;

в) имущественную; дисциплинарную; административную; уголовную ответственность;

г) моральную ответственность.

Вопросы для повторения восьмого раздела

Какие отношения регулирует экологическое право?

Каковы объекты правового регулирования нормами экологического права?

Какие основные признаки присущи экосистемам, как объектам экологического права?

В чем заключается особенность метода правового регулирования экологических

общественных отношений?

Какие институты включает в себя Общая часть экологического права?

Какие институты включает в себя Особенная часть экологического права?

Какой нормативно-правовой акт, будучи основным, специально направлен на эколого-

правовое регулирование отношений человека с природой?

Какие существуют другие базовые нормативно-правовые акты экологического

регулирования?

Что понимается под эколого-правовой ответственностью?

10. Какие виды юридической ответственности установлены за экологические правонарушения?

11. Каковы субъекты экологической ответственности?

12. Какие нормы Конституции РФ имеют эколого-правовую направленность, в чем их суть?

. Информационное право РФ Правовые основы защиты информации и государственной тайны

1. Понятие информации, структура информации

2. Государственная тайна

3. Конфиденциальная информация

Под информацией закон понимает сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления. Конституция РФ гарантирует гражданам право на доступ к информации (ст. 29). При этом основной закон страны увязывает право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию (имеется в виду - информацию с открытым доступом) с ограничением этого права посредством установления перечня сведений, составляющих государственную тайну. В маетности, законом о средствах массовой информации запрещено использовать СМИ для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну (служебную, коммерческую и т.д.). Основные принципы защиты информации содержатся в федеральном Законе «Об информации, информатизации и защите информации». )тот нормативно-правовой аи- регулирует отношения, возникающие при формировании и использовании информационных ресурсов на основе создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и предоставления потребителю документированной, т.е. зафиксированной на материальном носителе с позволяющими ее идентифицировать реквизитами, информации. Закон «Об информации, информатизации и защите информации» вводит понятие информации с ограниченным доступом. Под информацией с ограниченным доступом понимается информация, доступ к которой ограничен в соответствии с законом с целью защиты прав и законных интересов ее обладателей. Информация с ограниченным доступом подразделяется на информацию, отнесенную к государственной тайне и конфиденциальную информацию. При этом к информации с ограниченным доступом запрещено относить: 1) законодательные и другие нормативные акты, устанавливающие правовой статус органов государственной власти и местного самоуправления, организаций, общественных объединений, а также права, свободы и обязанности граждан, порядок их реализации; 2) документы, содержащие информацию о чрезвычайных ситуациях, экологическую, метеорологическую, демографическую, санитарно-эпидемиологическую и другую информацию, необходимую для обеспечения безопасного функционирования населенных пунктов, производственных объектов, безопасности граждан и населения в целом; Я) документы, содержащие информацию о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, об использовании бюджетных средств и других государственных и местных ресурсов, о состоянии экономики и потребностях населения, за исключением сведений, отнесенных к государственной тайне; 4) документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек и архивов, информационных системах органов государственной власти и местного самоуправления, общественных объединений, организаций, представляющие общественный интерес или необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан. Закон «О государственной тайне» базируется на тех же основных положениях, что и Закон «Об информации, информатизации и защите информации». Понимая государственную тайну как защищаемые государством сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ, закон дает ккиз сведений соответствующего перечня. В частности, к вышеназванной категории сведений законом отнесены сведения о стратегических и оперативных планах, документы боевого управления по подготовке и проведению операций; о направлениях развития вооружения и военной техники; об объемах поставок и запасах стратегических видов сырья; о государственных запасах драгоценных металлов и камней, финансах и бюджетной политике страны (кроме обобщенных показателей, характеризующих общее состояние экономики и финансов); о лицах, сотрудничающих или сотрудничавших на конфиденциальной основе со спецслужбами; о государственных шифрах и т.д. За нарушение законодательства о государственной тайне должностные лица и граждане, виновные в содеянном, несут уголовную ответственность з соответствии с действующим законодательством. Соответствующие органы государственной власти и их должностные лица основываются на подготовленных в установленном порядке экспертных заключениях об отнесении незаконно распространенных сведений к сведениям, составляющим государственную тайну.

К категории конфиденциальной информации относятся прежде всего персональные данные, т.е. сведения о фактах, событиях и обстоятельствах жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность. Законодательство запрещает сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни, а равно информации, нарушающей личную тайну, семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений физического лица без его согласия, кроме как на основании судебного решения. Ограничение прав граждан РФ на основе использования информации об их социальном происхождении, о расовой, национальной, языковой, религиозной и партийной принадлежности запрещено и карается в соответствии с законодательством.

Конфиденциальная информация помимо персональных данных включает следующие объекты: коммерческую тайну; банковскую тайну; профессиональную тайну: служебную тайну.

В соответствии с гражданским законодательством РФ коммерческая и служебная тайна защищаются одинаковым образом, а банковская имеет свои отличия и свой специфический порядок охраны и защиты. В соответствии с уголовным законодательством преступления в отношении коммерческой и банковской тайн имеют одинаковые составы и одни и те же нормы возможной ответственности (в силу их упоминания в одной статье УК РФ - ст. 183); служебная тайна имеет отличия в правовой защите (ст. 153 УК РФ).

Коммерческая тайна, согласно ГК РФ, это информация, которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на свободном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Лица, незаконными методами получившие информацию, которая составляет коммерческую тайну, обязаны возместить причиненные убытки. Такая же обязанность возлагается на работников, разгласивших коммерческую тайну вопреки трудовому договору, и на контрагентов, сделавших это вопреки гражданско-правовому договору.

Банковская тайна представляет собой защищаемые банками и иными кредитными организациями сведения о банковских операциях по счетам и сделкам в интересах клиентов, счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов, а также сведения о клиентах и корреспондентах, разглашение которых может нарушить их право на неприкосновенность частной жизни. За разглашение банковской тайны Центральный банк РФ, кредитные организации, иные органы, которым сведения, составляющие банковскую тайну, стали известны в силу выполнения возложенных на них функций, а также их должностные лица и другие работники несут дисциплинарную, административную, уголовную, гражданско-правовую ответственность, включая возмещение нанесенного ущерба.

Служебная тайна представляет наибольшую сложность с точки зрения определения ее понятия и правового режима. Нормативное регулирование этого явления позволяет отнести к категории служебной тайны несекретную информацию, касающуюся деятельности организаций, ограничение на распространение которой диктуется служебной необходимостью.

Правовой защите подлежит любая документированная информация, неправомерное обращение с которой может нанести ущерб ее собственнику, владельцу, пользователю и иному лицу. Законом установлен следующий режим защиты информации: 1) в отношении сведений, отнесенных к государственной тайне, - уполномоченными органами на основании Закона РФ «О государственной тайне»; 2) в отношении конфиденциальной документированной информации - собственником информационных ресурсов или уполномоченным лицом на основании Федерального Закона «Об информации, информатизации и защите информации».

Органы государственной власти и организации, ответственные за формирование и использование информационных ресурсов, подлежащих защите, а также органы и организации, разрабатывающие и применяющие информационные системы и информационные технологии для формирования и использования информационных ресурсов с ограниченным доступом, руководствуются в своей деятельности законодательством Российской Федерации.