Характеристика детей с девиантным поведением

Девиантное поведение у детей можно - поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, наличие у детей явной или скрытой психопатологии. Эту группу, во-первых, составляют лица, которых условно можно отнести к третьей зоне характеров, т. е. астеников, шизоидов, эпилептоидов и других психически ненормальных людей. Во-вторых, к этой группе примыкают лица с акцентуированными характерами, которые тоже страдают психическими отклонениями, но в пределах нормы.

Поведение, отклоняющееся от морально-нравственных норм человеческого общежития и проявляющихся в различных формах социальной патологии. Подобный вид девиантного поведения выражается в форме проступков или преступлений. Если эти проступки незначительны, не приносят большого вреда общественным отношениям, то лица, совершившие их, не подлежат наказанию со стороны государства. Детям свойственны некоторые отклонения, наблюдаемые у взрослых. Например, к социальной патологии можно отнести наркоманию и токсикоманию, бытовое пьянство и алкоголизм, бродяжничество и др.

Таким образом, психические расстройства у детей проявляются в двух формах:

· акцентиурированные характеры, т. е. крайние варианты нормы, когда отдельные черты характера очень усилены и человек уязвим для определенных психологических воздействий. Дети с ярко выраженными «тяжелыми» чертами характера» часто являются клиентами социально-медицинских служб и состоят на учете в милиции;

· психопатия - это явное или скрытое отклонение от нормы психологических качеств человека. Эти отклонения проявляются в поведении, поступках, вербальном, невербальным общении. Люди с латентной или явной патологией являются клиентами психиатрических служб. Психические расстройства в форме акцентуаций возникают у молодых людей по ряду причин. Часто психические расстройства обусловлены тем, что к детям среда и общество предъявляют непосильные требования в виде усложненных учебных программ, что ведет к появлению так называемой «умственной отсталости» - сознательному или бессознательному недовольству чертами своего характера.

Если на врожденные отклонения в характере накладываются болезненные переживания с отрицательным эмоциональным знаком, то формируется комплекс неполноценности и как следствие возникает необходимость в искусственных компенсаторах - агрессивном поведении, например. Небольшой жизненный опыт делает ребенка особенно чувствительным к неблагоприятным воздействиям внешней среды. Особенно провоцирует проявление ранее скрытой акцентуации или патологии пубертатный период, т. е. период полового созревания. Он и сам может быть причиной психологических расстройств. Так, слишком ранняя сексуальная жизнь и сексуальная невоздержанность может привести либо к аморальным формам поведения, либо к сексуальной немощи в форме импотенции.

На поведение детей оказывает влияние и трудности взросления. Переход во «взрослую жизнь» сопровождается бурной перестройкой психики: перестраиваются такие важные психические процессы, как мышление, ощущение, восприятие; меняется мир эмоций и чувствований, идет интенсивное формирование и закрепление имеющихся и новых черт характера, в полной мере проявляются черты темперамента, способности, задатки и пр.

Перестройка «Я-концепции» - процесс очень сложный и сопровождается рядом так называемых личностных расстройств. «Я-концепция» - это устойчивая и неповторимая система представлений индивида о себе, на основе которой он строит свои отношения с окружением и с самим собой. В это время формируется образ собственного «Я» как установка по отношению к самому себе, складывается представление о личных качествах, способностях, социальной значимости, внешности.

Личностные качества проявляются в нескольких формах. Отчуждение, которое проявляется в том, что человек, оказавшись в конфликтной ситуации, не может самостоятельно выйти из нее. Постоянные стрессы начинают угрожать его психике и самому существованию. Отчуждение означает утрату эмоциональной связи с ближайшим окружением, и «избегающий» испытывает дефицит положительных эмоций. Деперсонализация имеет место тогда, когда отчуждается собственное «Я», - утрачивается ощущение собственного тела, теряет смысл любая деятельность, апатия и безразличие становятся доминирующими, притупляется эмоции.

Депрессия - это состояния аффекта с отрицательным эмоциональным знаком. Под депрессией понимают сильную тоску, которая сопровождается чувством отчаяния и кризисом духа. В детстве такие состояния обычное дело. «Зеленая тоска» проявляется в том, что все окружение становится скучным и неинтересным, человек испытывает подавленность и скуку, резко снижается воля. Приходят мысли о собственной ничтожности, и тогда возможны попытки самоубийства.

Раскроем основные «факторы риска» девиантного поведения ребенка.

Физиологические (биологические) факторы следующие:

· отклонения (дефекты) состояния здоровья (физические);

· перенесенные (физические) травмы, особенно тяжелые, в т. ч. приведшие к увечью и/или инвалидности;

· перенесенные инфекционные (особенно тяжелые) заболевания;

· наличие хронической болезни;

· недостаточное общее физическое развития организма или его отдельных параметров;

· врожденное уродство.

Психологические (психиатрические) и психолого-педагогические факторы следующие:

· низкий и/или недостаточный уровень развития интеллекта, задержка умственного развития в целом;

· определенный тип нервной деятельности (импульсивность характера);

· соматическое нервное заболевание;

· наличие депрессивного состояния, подавленности, апатии);

· врожденное и/или приобретенное заболевание ЦНС;

· генетическое заболевание наследственного характера;

· педагогическая запущенность ребенка или подростка;

· акцентуация характера;

· низкая самооценка, недостаточный уровень критичности и самокритичности;

· побеги из дома, школы (или другого учебного, учебно-воспитательного, лечебного учреждения), в т. ч. как следствие «аутсайдерства»;

· угроза или попытка самоубийства;

· курение (вообще или раннее), употребление спиртных напитков, токсинов, наркотиков, видео - компьютеромания (игромания);

· ночные кошмары и/или страхи, энурез;

· низкая успеваемость, нарушение дисциплины в школе, дома, по месту жительства, сквернословие;

· участие в группировках асоциальной направленности.

Факторы социального характера. Проживание в определенном районе, микрорайоне и конкурентной микросреде характеризуют следующие факторы:

уровень социально-экономического развития района проживания;

· уровень экологического состояния региона;

· степень гомогенности или гетерогенности населения во всех аспектах;

· тип жилья, его размеры, наличие удобств, отдельной комнаты для ребенка, окружающий ландшафт, наличие или отсутствие мест досуга, уровень обеспеченности различными услугами для семьи;

· уровень криминальной пораженности региона, ближайшего окружения;

· тип и состояние учебного (воспитательного) учреждения, которые посещал и/или посещает ребенок, подросток;

· домашнее или общественное воспитание ребенка;

· наличие в зоне интересов ребенка неформальных объединений ассоциальной и/или антиобщественной направленности.

Факторы семейного характера следующие:

· неполная семья (при этом важно, по какой причине нет или не стало одного из родителей;

· формально полная семья;

· замещающая семья;

· опекунство и т. д.;

· наличие братьев и/или сестер с отклонениями в поведении, уровень взаимоотношений с ними;

· уровень (степень) сплоченности, единства семьи, прежде всего эмоционального; контакты с ближайшими родственниками и их влияние на ребенка;

· тип семьи с психологической точки зрения;

· тип воспитания в семье - авторитарный, потворствующий, авторитетный;

· наличие родителей (или одного из них, важно - кого) или ближайших родственников (входящих в микросреду) с отклонениями в поведении и какого рода - преступления, пьянство, наркомания и т. д.

Итак, мы определили, что девиантное (отклоняющееся) поведение - это поведение индивида или группы, которое не соответствует общепринятым нормам, в результате чего эти нормы ими нарушаются.

Девиантное поведение - следствие неудачного процесса социализации личности: в результате нарушения процессов идентификации и индивидуализации человека, такой индивид легко впадает в состояние «социальной дезорганизации», когда культурные нормы, ценности и социальные взаимосвязи отсутствуют, ослабевают или противоречат друг другу. Такое состояние называется аномией и является основной причиной отклоняющегося поведения.

Учитывая, что девиантное поведение может принимать самые разные формы (как негативные, так и позитивные), необходимо изучать данное явление, проявляя дифференцированный подход. Отклоняющееся поведение часто служит основанием, началом существования общепринятых культурных норм. Без него было бы трудно адаптировать культуру к изменению общественных потребностей. Вместе с тем вопрос о том, в какой степени должно быть распространено отклоняющееся поведение и какие его виды полезны, а самое главное - терпимы для общества, до сих пор практически не разрешен.

Если рассматривать любые области человеческой деятельности: политику, управление, этику, то нельзя вполне определенно ответить на этот вопрос (например, какие нормы лучше: воспринятые нами республиканские культурные нормы или старые монархические, современные нормы этикета или нормы этикета наших отцов и дедов?).

Удовлетворительный ответ на эти вопросы дать трудно. Вместе с тем не все формы девиантного поведения требуют столь детального анализа. Криминальное поведение, сексуальные отклонения, алкоголизм и наркомания не могут привести к появлению полезных для общества новых культурных образцов.

Следует признать, что подавляющее число социальных отклонений играет деструктивную роль в развитии общества. И только некоторые немногочисленные отклонения можно считать полезными. Одна из задач социологов - распознавать и отбирать полезные культурные образцы в отклоняющемся поведении индивидов и групп.

Девиантное поведение подростков не соответствует закономерностям «взрослого» отклоняющегося поведения. Так, криминология объясняет нарушение преступниками общепринятых норм поведения наличием у них специфической системы ценностей, противостоящей официально одобряемым или общепризнанным нормам поведения. И поэтому анализ преступности, прежде всего профессиональной, опирается на теорию асоциальных субкультур. Но применительно к несовершеннолетним такой подход правомерен не всегда. Чаще бывает, например, что подросток, не отрицая самого факта содеянного, не признает свою вину или нарушает правовой запрет, который в принципе не отвергает.

Для объяснения таких явлений обычно обращаются к теории нейтрализации, суть которой заключается в том, что подросток становится правонарушителем, усваивая приемы нейтрализации общепринятых норм, а не моральные требования и ценности, противоположные этим нормам [13]. Иначе говоря, подросток стремится бессознательно, как бы расширить в отношении себя действие смягчающих обстоятельств, оправдать свои действия, даже внести в них элемент рациональности.

Так, опросы показывают, что большинство подростков видят причину своего преступления во внешних обстоятельствах, четвертая часть опрошенных убеждена: в аналогичной ситуации каждый совершил бы подобное [14]. Характерна также неадекватная оценка степени нанесенного вреда.

Кроме того, довольно часто используются методы «осуждения осуждающих» (а судьи кто!), отрицания наличия жертвы (сама виновата!), обращение к более важным обязательствам (не мог бросить товарищей, не имел права трусить и т.д.). Все это свидетельствует о высоком уровне инфантилизма, неспособности сопереживать, сочувствовать. К сожалению, подобное отношение к своему поведению в значительной степени обусловливается особенностями юридической практики и правового воспитания, приводящими нередко к формированию у несовершеннолетних представления о своей безнаказанности. Это не может не беспокоить, так как сегодня на общем фоне роста различных форм девиантного поведения имеет место тенденция «омолаживания» преступности. Так, среди несовершеннолетних правонарушителей заметно (на 46 %) увеличилась доля школьников, возрастает вероятность рецидивов: двое из трех подростков после возвращения из мест заключения вскоре вновь преступают закон.

Среди подростков появились новые виды преступности, в частности рэкет [15]. Все большее распространение получают половая распущенность, детская проституция, извращения. В стране среди молодежи растет число алкоголиков, наркоманов. Опросы учащихся (возраст 14—17 лет, половина — девочки) показали, что 52,8 % достаточно часто употребляют спиртные напитки, 10,2 % хотя бы раз в жизни пробовали наркотические, а 9,8 % — токсические вещества [16] . Фактически каждый десятый из них рискует стать хроническим алкоголиком, нарко - или токсикоманом.

В основе же всех отклонений подросткового поведения лежит неразвитость социально-культурных потребностей, бедность духовного мира, отчуждение. Но молодежная девиация есть слепок с социальных отношений в обществе.

В отечественной социологии до настоящего времени малоисследованной остается проблема аддикции (аддикция — пагубная склонность к чему-либо). Между тем без понимания механизма возникновения и протекания этого явления, на наш взгляд, трудно анализировать алкоголизм, наркоманию и некоторые другие формы деструктивного поведения.

Суть аддиктивного поведения заключается в стремлении изменить свое психическое состояние посредством приема некоторых веществ или фиксацией внимания на определенных предметах или видах деятельности. Процесс употребления такого вещества, привязанность к предмету или действию сопровождается развитием интенсивных эмоций и принимает такие размеры, что начинает управлять жизнью человека, лишает его воли к противодействию аддикции. Такая форма поведения характерна для людей с низкой переносимостью психологических затруднений, плохо адаптирующихся к быстрой смене жизненных обстоятельств, стремящихся в связи с этим быстрее и проще достичь психофизиологического комфорта. Аддикция для них становится универсальным средством бегства от реальной жизни. Для самозащиты люди с аддиктивным типом поведения используют механизм, называемый в психологии «мышлением по желанию»: вопреки логике причинно-следственных связей они считают реальным лишь то, что соответствует их желаниям. В итоге нарушаются межличностные отношения, человек отчуждается от общества.

Какие вещества, предметы или действия могут быть средством для людей с аддиктивной формой поведения? Это — наркотики, алкоголь, табак, азартные игры (включая компьютерные), длительное прослушивание музыки, а также полное погружение в какой-либо вид деятельности с отказом от жизненно важных обязанностей человека. Аддиктивное поведение формируется постепенно. Начало отклонения связано с переживанием интенсивного острого изменения психического состояния человеком в связи с принятием определенных веществ или определенными действиями, возникновением понимания того, что существует определенный способ изменить свое психологическое состояние, испытать чувство подъема, радости, экстаза.

Далее формируется устойчивая последовательность к средствам аддикции. Сложные жизненные ситуации, состояния психологического диском форта провоцируют аддиктивную реакцию. Постепенно такое поведение становится привычным типом реагирования на требования реальной жизни. Происходит формирование аддиктивного поведения как интегральной части личности.

Возникает другая личность, вытесняющая и разрушающая прежнюю. Этот процесс сопровождается борьбой, возникает чувство тревоги. Одновременно включаются защитные механизмы, способствующие сохранению иллюзорного чувства психологического комфорта. Защитные формулы таковы: «я не нуждаюсь в людях», «я поступаю так, как мне нравится», «если я захочу, то все изменится». В итоге аддиктивная часть личности полностью определяет поведение человека. Он отчуждается от общества, затрудняются контакты с людьми не только на психологическом, но и на социальном уровне, нарастает одиночество. Вместе с этим появляется страх перед одиночеством, поэтому аддикт предпочитает стимулировать себя поверхностным общением, находиться в кругу большого числа людей. Но к полноценному общению, к глубоким и долговременным межличностным контактам такой человек не способен, даже если окружающие и стремятся к этому. Главное для него - те предметы и действия, которые являются для него средствами аддикции.

Проблема аддиктивного поведения включает не только анализ таких известных явлений, как наркомания и алкоголизм, но и гораздо менее исследованных — «работоголизм», проблему взрослых детей алкоголиков (ВДА), проблему «сухого алкоголизма». Изучение механизма возникновения и развития этих явлений даст возможность понять их реальное место в структуре общественных отношений и прогнозировать последствия их распространения.

Осознание неизбежности отклонений в поведении части людей не исключает необходимости постоянной борьбы общества с различными формами социальной патологии. Под социальным контролем в широком социологическом смысле понимается вся совокупность средств и методов воздействия общества на нежелательные (отклоняющиеся) формы поведения с целью их элиминирования или минимизации.

Основные механизмы социального контроля:

· собственно контроль, осуществляемый извне, в том числе путем наказаний и иных санкций;

· внутренний контроль, обеспечиваемый интериализацией социальных норм и ценностей;

· косвенный контроль, вызванный идентификацией с референтной законопослушной группой;

· «контроль», основанный на широкой доступности разнообразных способов достижения целей и удовлетворения потребностей, альтернативных противоправным или аморальным.

Лишь в самом общем виде можно определить стратегию социального контроля:

· замещение, вытеснение наиболее опасных форм социальной патологии общественно - полезными и/или нейтральными;

· направление социальной активности в общественно одобряемом, либо нейтральном русле;

· легализация (как отказ от уголовного или административного преследования) «преступления без жертв» (гомосексуализм, проституция, бродяжничество, потребление алкоголя, наркотиков);

· создание организаций (служб) социальной помощи: суицидологической, наркологической, геронтологической;

· реадаптация и ресоциализация лиц, оказавшихся вне общественных структур;

· либерализация и демократизация режима содержания в тюрьмах и колониях при отказе от принудительного труда и сокращении доли этого вида наказания в системе правоохранительной деятельности;

· безусловная отмена смертной казни.

В общественном сознании еще очень сильна вера в запретительно-репрессивные меры как наилучшее средство избавления от этих явлений, хотя весь мировой опыт свидетельствует о неэффективности жестких санкций со стороны общества.

Выводы:

Положительный эффект дает работа по следующим направлениям:

1. Отказ от уголовного или административного преследования «преступников без жертв» (проституция, бродяжничество, наркомания, гомосексуализм и пр.), имея в виду, что только социальные меры позволяют снять или нейтрализовать данные формы социальной патологии.

2. Создание системы служб социальной помощи: суицидологической, наркологической, специфически возрастной (геронтологической, подростковой), социальной реадаптации.

 

Вопросы для повторения

1. Что изучает девиантология? Какие вопросы являются для девиантологов
основными?

2. Как вы думаете, что составляет сферу деятельности для девиантолога?

3. В чем суть поведенческого подхода?

4. Что такое отклоняющееся поведение?

5. Что значит тезис о социальной определенности девиантности?

6. Как проявляются кросс-культурные и временные изменения
девиантности?

7. Насколько девиантное поведение изменчиво?

8. Какие виды поведения можно считать универсально девиантными?

9. Как соотносятся между собой подход, рассматривающий девиантность,
как изменчивое поведение и подход, рассматривающий девиантную
универсальность?

10. Что такое референтная группа? Как она может влиять на девиантность? О каких положительных функциях девиантности можно говорить?

11. Почему нужно изучать отклоняющееся поведение? Какова сущность этого понятия? Что такое социальная норма?

12. Какие формы девиации Вам известны? Проанализируйте поведение окружающих Вас людей в быту и отметьте те поступки, которые можно считать девиантными.

13. С чем связано понятие «культурно одобряемое отклонение»? В чем причина появления такого рода отклонений? Какие способы поведения способствуют появлению культурно одобряемых отклонений?

14. Какова роль процесса социализации личности в построении социологических теорий социальных отклонений? Каким образом осуществляется влияние социальных институтов на отклоняющееся поведение личностей?

15. Что понимают под термином «аномия» в рамках социологических теорий отклоняющегося поведения? Как использовался термин «аномия» в исследованиях Э. Дюркгейма и Р. Мертона?